Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зарядное устройство. Импульсный автомобильный зарядник. Зарядка аккумулятора. Своими руками. Самодельный. Сделать. Схема. Расчет. Зарядить

Зарядное устройство. Импульсный автомобильный зарядник. Зарядка аккумулятора. Своими руками. Самодельный. Сделать. Схема. Расчет. Зарядить

Описываемый блок питания мы разработали некоторое время назад. Предприняв попытки применить его для разных задач, мы убедились в его надежности и универсальности. На его основе можно изготовить универсальный лабораторный источник питания с регулировкой напряжения и ограничением силы тока. Также мы используем его для зарядки автомобильных аккумуляторов в режиме фиксированного напряжения с ограничением тока. Для разных выходных напряжений и токов применяются разные дроссели, трансформаторы, конденсаторы и резисторы. В статье приведен онлайн расчет этих элементов для разных требований по выходному напряжению и току.

Особенности применения блока питания в качестве зарядного устройства

Описанный блок питания идеально подходит для зарядки автомобильных аккумуляторов в режиме фиксированного напряжения при ограничении тока (это один из наиболее эффективных режимов). Пока аккумулятор разряжен, изделие является практически идеальным источником тока. Оно поддерживает стабильный ток зарядки. По мере зарядки аккумулятора напряжение на нем растет, и устройство начинает работать, как источник напряжения, поддерживая уже напряжение на выходе. Устройство не боится короткого замыкания выводов. Для автомобильного аккумулятора выходное напряжение должно быть 14.4 В, а ток 10% от емкости аккумулятора. Мы, конечно, не можем гарантировать, что приведенная схема будет работать для любых выходных напряжений и мощностей, но собирали по ней источники от 10 Вт до 1 кВт. Оно позволяет осуществлять быстрый заряд, когда выходное напряжение намеренно устанавливается больше необходимого. Тогда аккумулятор все время заряжается заданным током. В этом режиме за аккумулятором надо наблюдать, чтобы его не перезарядить. В режиме фиксированного напряжения при ограничении тока устройство не может перезарядить аккумулятор.

Вашему вниманию подборки материалов:

Конструирование источников питания и преобразователей напряжения Разработка источников питания и преобразователей напряжения. Типовые схемы. Примеры готовых устройств. Онлайн расчет. Возможность задать вопрос авторам

Практика проектирования электронных схем Искусство разработки устройств. Элементная база. Типовые схемы. Примеры готовых устройств. Подробные описания. Онлайн расчет. Возможность задать вопрос авторам

Схема импульсного источника питания

Схема собрана на основе традиционной полумостовой топологии. Эта топология идеально подходит для подобных источников питания, так как в ней конструктивно ограничены всплески напряжения на силовых полевых транзисторах, что очень важно для схем, питаемых непосредственно напряжением от сети и рассчитанных на большую выходную мощность.

Принцип работы блока питания (зарядного устройства)

Блок питания построен на основе ШИМ — контроллера 1156ЕУ2 (UC1825 / UC2825 / UC3825). Для управления полевым транзистором верхнего плеча полумоста применен специализированный драйвер IR2125. Раньше мы пытались применять для управления силовыми полевыми транзисторами специальные управляющие трансформаторы, но высокая емкость между обмотками и высокое напряжение питания в сочетании делают работу выходного каскада нестабильной. Специализированные микросхемы драйверов недороги (нередко дешевле ферритов и провода для управляющего трансформатора) и работают надежно, так что можем порекомендовать использование этих микросхем.

Питание схемы управления осуществляется по бестрансформаторной схеме, через конденсаторы C1, C2, которые ограничивают ток питания, мост M1 и стабилитрон VD1, ограничивающий напряжение на схеме управления.

Контроллер формирует широтно-модулированные импульсы для открытия силовых ключей. Чем меньше напряжение на выходе, тем большее время силовые ключи открыты. По мере увеличения напряжения, ключи начинают открываться на меньшее время. Собственно это и обеспечивает стабилизацию выходного напряжения.

В схеме реализована защита от перегрузки по току, то есть ограничение максимально возможного выходного тока. Это сделано с помощью токового трансформатора L4 / L5. Если ток через силовые полевые транзисторы превышает определенную величину, то напряжение на ножке 9 микросхемы превышает 1 Вольт, что приводит к закрытию силовых ключей и ограничению тока.

К ножке 8 подключен конденсатор, что обеспечивает плавный старт. Максимально возможное время, на которое открывается силовой ключ постепенно увеличивается по мере зарядки этого конденсатора. Плавный старт нужен для того, чтобы ограничить токи в период зарядки конденсаторов выходного фильтра (C11, C12).

Читайте так же:
Инструменты для измерения длин

Приведенную схему от типовых отличает в частности наличие диодов VD6 — VD10. Наши эксперименты показали, что в некоторых случаях в результате переходных процессов напряжение на затворе полевых транзисторов может подскакивать выше напряжения управления или снижаться ниже нуля. Диоды отводят эти импульсы в цепи питания, защищая микросхему и полевые транзисторы и повышая надежность работы.

1 2 3

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Добрый день! Хоть мой вопрос напрямую и не относится к предлагаемому на этой странице зарядному устройству, будьте добры, ответьте. Почему в некоторых зарядных устройствах, как например, в прилагаемой картинке, после диодов выпрямителя сразу идут конденсаторы фильтра, а дросселя нет? И тем не менее, при подключении разряженного аккумулятора напряжение на выходе устройства п Читать ответ.

Здравствуйте. Повторяю конструкцию ЗУ. Судя по отсутствию вопросов, или у всех сразу запускается,или его никто по схеме не повторял. Я собрал строго по схеме, на печатной плате. Феррит марки N87, микросхемы согласно схемы. На управляющей маркировка К1156ЕУ2Р. Расчеты трансформаторов и сборка согласно приведенной таблицы. ЗУ не запускается. Нагрузкой служит автомобильная лампа Читать ответ.

Доброго дня! Очень интересный у Вас сайт. Я начинаю осваивать электронику и нашёл на этом сайте удачно совмещенные теорию с практикой. Желаю Вам издать книгу по собранным на сайте материалам. С удовольствием бы приобрел. Теперь вопрос. Часто встречаю, что импульсный БП нельзя включать без нагрузки. Но не разъясняются предметно, обстоятельно условия и причины служащие дл Читать ответ.

Схема защиты от ошибки подключения минуса и плюса (переполюсовки).
Схема защиты от неправильной полярности подключения (переполюсовки) зарядных уст.

Плавная регулировка, изменение яркости свечения светодиодов. Регулятор.
Плавное управление яркостью свечения светодиодов. Схема устройства с питанием ка.

Резонансный стабилизатор переменного напряжения, токовые клещи постоян.
Два примера применения магнитного усилителя — токовые клещи и стабилизатор напря.

Тиристорное переключение нагрузки, коммутация (включение / выключение).
Применение тиристоров в качестве реле (переключателей) напряжения переменного то.

Использование переключающихся конденсаторов в бестрансформаторном исто.
Вариант бестрансформаторной схемы источника питания с переключением конденсаторо.

Прямоходовый импульсный стабилизированный преобразователь напряжения, .
Как работает прямоходовый стабилизатор напряжения. Описание принципа действия. П.

Повышающие переменное, постоянное напряжение бестрансформаторные преоб.
Повышение напряжения без трансформатора. Умножители. Рассчитать онлайн. Преобраз.

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Всем радиолюбителям привет. Разрешите поделиться довольно интересным проектом зарядного устройства для авто аккумуляторов, который совсем несложен в сборке. Это модифицированная схема, в которую добавлена система защиты от обратного подключения аккумулятора. Схема выпрямителя с исполнительным тиристором и стабилизатором LM317 в качестве драйвера, с ограничением тока с помощью лампочки.

Схема зарядного устройства с тиристором

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Это печатная плата, чтоб упростить вам повторение ЗУ.

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

А это цоколёвка полупроводников, чтоб ещё более сэкономить ваше время на поиск))

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Принцип работы автомобильной зарядки

Схема узла с транзисторами BD136 и BD139, резисторами R4, R5, R6, R7, R9 и диодом D2 отвечает за защиту выпрямителя от его запуска при неправильном подключении аккумулятора, защиту от короткого замыкания клемм, а также защищает от зарядки АКБ 6 В.

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Выпрямитель включится только тогда, когда напряжение на клеммах батареи будет около 7,4 В. Напряжение включения выпрямителя зависит от номинала резисторов R4 и R5.

Переключатель SW2 является необязательным, он позволяет включить или отключить цепь от обратной полярности. Зуммер издаст звуковой сигнал, если аккумулятор подключен в обратном виде.

Схема узла со стабилизатором LM317, резисторами R1, R2, регулятором PR1. Потенциометр PR1 устанавливает максимальное конечное напряжение зарядки аккумулятора 14,4 В. Процесс регулировки может быть выполнен путем подзарядки относительно заряженной батареи.

Напряжение от стабилизатора появляется на затворе тиристора, которое достигает примерно 15,2 В (14,4 В конец заряда + падение тиристора 0,6 В + диод 0,2 В). Чем выше сопротивление, тем выше конечное напряжение заряда аккумулятора.

Напряжение на батарее увеличивается до тех пор, пока не достигнет заданного значения (примерно 14,4 В), после чего тиристор имеет предельные условия для включения. Теперь схема ожидает падения напряжения батареи, чтобы на следующей половине синусоиды возникли условия для открывания тиристора. Стрелка амперметра при этом слегка вибрирует, и зарядный ток со временем уменьшается, приближаясь к нулю.

Читайте так же:
Дифференциальный автоматический выключатель что это такое

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Светодиод показывает, что на затвор тиристора подается напряжение, это можно рассматривать как информацию о том, что схема заряжает аккумулятор. Процесс зарядки будет по этой диаграмме, за исключением последней фазы.

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Ток зарядки ограничен лампочкой. Здесь необходимо индивидуально подбирать напряжение вторичной обмотки трансформатора, возможно, потребуется подключить сразу две лампочки параллельно. При напряжении ниже 17 В берётся лампа 6 В 45/40 Вт. При напряжении выше 17 В – лампа H4 12 В 60/55 Вт. Трансформатор мощностью около 220 ВА.

Сборка самодельного ЗУ в корпусе ИБП

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Базой для самодельного зарядного выпрямителя послужил ИБП 1000 (корпус и трансформатор).

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Если у вас есть подходящий трансформатор по мощности и напряжению, то на этом тиристоре легко можно зарядить аккумулятор и на 120 Ач. Подойдет и бОльшая емкость, только немного дольше будет процесс идти. Потому что ток этого тиристора постоянный 13 А. Но при такой нагрузке нужно взять большой радиатор, и желательно добавить вентилятор.

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Схема работает на практике очень хорошо. Подключаем зарядное, ограничиваем ток зарядки, если надо, и ждём окончания процесса.

Схема автомобильного зарядного устройства

Схема автомобильного зарядного устройства-1

Схема автомобильного зарядного устройства — самостоятельно

Схема автомобильного зарядного устройства — сейчас нет смысла собирать самостоятельно зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов: в магазинах огромный выбор готовых устройств, цены на них приемлемы.

Однако не будем забывать о том, что приятно что-то сделать полезное своими руками, тем более что простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора вполне можно собрать из подручных деталей, и цена его будет копеечной.

Единственное, о чем сразу стоит предупредить: схемы без точной регулировки тока и напряжения на выходе, которые не имеют отсечки тока по окончании заряда, пригодны для зарядки только свинцово-кислотных аккумуляторов. Для AGM и гелевых аккумуляторов использование подобных зарядок приводит к повреждению аккумуляторной батареи!

Как сделать простейшее трансформаторное устройство

Схема этого зарядного устройства из трансформатора примитивна, но работоспособна и собирается из доступных деталей – таким же образом сконструированы и заводские зарядные устройства простейшего типа.

Схема автомобильного зарядного устройства-2

По своей сути – это двухполупериодный выпрямитель, отсюда и требования к трансформатору: так как на выходе таких выпрямителей напряжение равно номинальному напряжению переменного тока, помноженному на корень из двух, то при 10В на обмотке трансформатора мы получим 14,1 В на выходе зарядного устройства.

Диодный мост берётся любой с прямым током более 5 ампер или собрать его из четырех отдельных диодов, с теми же требованиями к току подбирается и измерительный амперметр. Главное – разместить его на радиаторе, который в простейшем случае представляет собой алюминиевую пластину не менее 25 см2 площадью.

Примитивность такого устройства – не только минус: за счет того, что у него нет ни регулировки, ни автоматического отключения, оно может использоваться для «реанимации» сульфатированных аккумуляторов. Но не нужно забывать и об отсутствии защиты от переполюсовки в этой схеме.

Главная проблема – где найти трансформатор подходящей мощности (не менее 60 Вт) и с заданным напряжением. Можно использовать, если подвернется советский накальный трансформатор. Однако его выходные обмотки имеют напряжение 6,3В, поэтому придется соединять две последовательно, одну из них отмотав так, чтобы в сумме на выходе получить 10В. Подойдет недорогой трансформатор ТП207-3, у которого вторичные обмотки соединяются следующим образом:

Схема автомобильного зарядного устройства-3

Отматываем при этом обмотку между клеммами 7-8.

Простое зарядное устройство с электронной регулировкой

Однако можно обойтись и без отмотки, дополнив схему электронным стабилизатором напряжения на выходе. К тому же такая схема будет удобнее в гаражном применении, так как позволит скорректировать ток заряда при просадках напряжения питания, ее используют и для автомобильных аккумуляторов небольшой емкости при необходимости.

Читайте так же:
Газовый резак с баллонами

Схема автомобильного зарядного устройства-4

Роль регулятора здесь выполняет составной транзистор КТ837-КТ814, переменный резистор регулирует ток на выходе устройства. При сборке зарядки стабилитрон 1N754A можно заменить советским Д814А.

Схема регулируемого зарядного устройства проста для повторения, и легко собирается навесным монтажом без необходимости в травлении печатной платы. Однако учтите, что полевые транзисторы размещаются на радиаторе, нагрев которого будет ощутим. Удобнее воспользоваться старым компьютерным кулером, подключив его вентилятор к выходам зарядного устройства. Резистор R1 должен иметь мощность не менее 5 Вт, его проще намотать из нихрома или фехраля самостоятельно или соединить параллельно 10 одноваттных резисторов по 10 ом. Его можно и не ставить, но нельзя забывать, что он защищает транзисторы в случае замыкания выводов.

При выборе трансформатора ориентируйтесь на выходное напряжение 12,6-16В, берите либо накальный трансформатор, соединив последовательно две обмотки, либо подбирайте готовую модель с нужным напряжением.

Видео: Самое простое зарядное устройство для АКБ

Переделка зарядного устройства от ноутбука

Однако можно обойтись и без поисков трансформатора, если под руками есть ненужное зарядное устройство от ноутбука – при простой переделке мы получим компактный и легкий импульсный блок питания, способный заряжать автомобильные аккумуляторы. Поскольку нам потребуется получить напряжение на выходе 14,1-14,3 В, ни один готовый блок питания не подойдет, однако переделка проста.
Посмотрим на участок типовой схемы, по которой собраны устройства такого рода: Полную схему можно скачать здесь → zu_iz_adaptera_noutbuka.

Схема автомобильного зарядного устройства-5

В них поддержание стабилизированного напряжения осуществляет цепь из микросхемы TL431, управляющей оптопарой (на схеме не показана): как только напряжение на выходе превышает значение, которое задают резисторы R13 и R12, микросхема зажигает светодиод оптопары, сообщает ШИМ-контроллеру преобразователя сигнал на снижение скважности подаваемых на трансформатор импульсов. Сложно? На самом деле все просто смастерить своими руками.

Вскрыв зарядное устройство, находим недалеко от выходного разъема TL431 и два резистора, связанные с ножкой Ref. Удобнее настраивать верхнее плечо делителя (на схеме – резистор R13): уменьшая сопротивление, мы уменьшаем и напряжение на выходе зарядного устройства, увеличивая – поднимаем его. Если у нас ЗУ на 12 В, нам понадобится резистор с большим сопротивлением, если зарядное на 19 В – то с меньшим.

Видео: Зарядка для аккумуляторов авто. Защита от короткого замыкания и переполюсовки. Своими руками

Выпаиваем резистор и вместо него устанавливаем подстроечный, заранее настроенный по мультиметру на то же сопротивление. Затем, подключив к выходу зарядного устройства нагрузку (лампочку из фары), включаем в сеть и плавно вращаем движок подстроечника, одновременно контролируя напряжение. Как только мы получим напряжение в пределах 14,1-14,3 В, отключаем ЗУ из сети, фиксируем движок подстроечного резистора лаком (хотя бы для ногтей) и собираем корпус обратно. Это займет не больше времени, чем Вы потратили на чтение этой статьи.

Есть и более сложные схемы стабилизации, причем их уже можно встретить и в китайских блоках. Например, здесь оптопарой управляет микросхема TEA1761:
Схема автомобильного зарядного устройства-6

Однако принцип настройки тот же: меняется сопротивление резистора, впаянного между плюсовым выходом блока питания и 6 ножкой микросхемы. На приведенной схеме для этого использованы два запараллеленных резистора (таким образом получено сопротивление, выходящее из стандартного ряда). Нам нужно так же впаять вместо них подстроечник и настроить выход на нужное напряжение. Вот пример одной из таких плат:

Схема автомобильного зарядного устройства-7

Путем прозвонки можно понять, что нас интересует на этой плате одиночный резистор R32 (обведен красным) – его нам и надо выпаивать.

В Интернете часто встречаются похожие рекомендации, как сделать самодельное зарядное устройство из компьютерного блока питания. Но учитывайте, что все они по сути – перепечатки старых статей начала двухтысячных, и подобные рекомендации к более-менее современным блокам питания неприменимы. В них уже нельзя просто поднять напряжение 12 В до нужной величины, так как контролируются и другие напряжения на выходе, а они неизбежно «уплывут» при такой настройке, и сработает защита блока питания. Можно использовать зарядные устройства ноутбуков, выдающие единственное напряжение на выходе, они гораздо удобнее для переделки.

Читайте так же:
Из чего состоит редуктор цилиндрический

Схемы

После того как один знакомый сжег своё зарядное устройство из-за неправильно подключённого аккумулятора, мне предстояло собрать схему защиты от подобных косяков. В интернете нашлось много разнообразных схем, но остановился я на этой:

Источником этой схемы является сайт РадиоКот. После сборки схема заработала без нареканий.

Скажу сразу, что эта схема защищает от КЗ и от переполюсовки аккумулятора. При нормальном режиме, напряжение через светодиод и резистор R4 отпирает Т1 и всё напряжение с входа поступает на выход. При коротком замыкании или переполюсовке, ток импульсно резко возрастает. Падение напряжения на переходе полевика и на шунте резко увеличивается, что приводит к открытию Т2, который в свою очередь шунтирует затвор и исток. Добавочное отрицательное напряжение по отношению к истоку (падение на шунте) прикрывает VT1. Далее происходит лавинный процесс закрытия VT1. Светодиод засвечивается через открытый VT2. Схема может находиться в данном состоянии сколь угодно долго, до устранения замыкания.

Почитав разные форумы и комментарии, решил попробовать немного доработать эту схему. В разных публикациях рекомендуют разные доработки, но в основном вот так:

Итак, рекомендуют добавить стабилитрон ZD1, резистор R5 и конденсатор C2.

Стабилитрон рекомендуется установить для защиты затвора от превышения максимально допустимого напряжения.

Резистор рекомендуется установить для лучшей защиты полевого транзистора, так как в таком виде транзистор будет всегда закрыт и будет открываться только при наличии положительного напряжения на плюсовой клемме.

Конденсатор рекомендуется установить для защиты схемы от ложного срабатывания.

По результатам моего “шаманства” над схемой могу сказать следующее:

1.Стабилитрон действительно нужен, особенно если данная защита будет использоваться в трансформаторных ЗУ или БП. Например, максимальное напряжение Вашего ЗУ 18 В, а максимальное напряжение затвора 20 В. Казалось бы все ОК!, но это не так. Так как в трансформаторах есть такое явление как самоиндукция, то из-за неё в момент отключения трансформатора от сети, на вторичных обмотках будет скачок напряжения, существенно превышающий действующее напряжение. Именно этот скачок может пробить Ваш полевик. Поэтому стабилитрон надо подобрать на несколько вольт меньше чем максимальное напряжение затвора используемого Вами полевого транзистора.

2.Резистор 5, как было сказано выше, держит полевика закрытым при отсутствии положительного напряжения на плюсовой клемме. Но если установить этот резистор, то светодиод всегда будет немного светится, а при срабатывании защиты засветится ярко. От сопротивления этого резистора будет зависеть яркость постоянного свечения светодиода.

3.Конденсатор С2 рекомендовали установить для того чтобы схема не срабатывала когда не надо. В моём случае всё получилось наоборот. После установки этого конденсатора, схема начала вести себя неадекватно: светодиод подсвечивался (значит транзистор Т2 приоткрывался), полевик начинал сильно греется (так как Т2 приоткрывался то Т1 призакрывался что вызывало увеличение сопротивления перехода).

После всех этих проделок, от R5 и С2 я отказался. Оставил только стабилитрон.

И так пройдёмся по некоторым деталям.

R1 – он же шунт. От сопротивления этого резистора зависит ток срабатывания защиты. Я использовал 10 параллельно соединённых резисторов 0,1 Ом 1 Вт. В итоге получился резистор общим сопротивлением 0,01 Ом и мощностью 10 Вт. Находил информацию, что при сопротивлении 0,1 Ом защита сработает на 4-х Амперах, при 0,05 Ом ток срабатывания – 7..8 А. Но этого сам не проверял. Можно также использовать готовый шунт от старого тестера.

Т1 — полевой транзистор. Его параметры зависят от ваших потребностей. Выбирать надо с запасом и по току, и по напряжению. Например, мне нужна была защита для использования в ЗУ с максимальным напряжением 22В и током 10 А. Выбран был транзистор STP30N05(30А, 50В, 0.045 Ω). После неких манипуляций он был удачно спален (температурный пробой). На замену пришел RFP70N06 (70А,60В, 0.014Ω). Можно применить любой из серии IRFZ44,46,48 или им подобные.

Читайте так же:
Как сделать из крота мотоблок

Максимальное напряжение С-И Вольт

Максимальный ток С-И

Сопротивление открытого канала

Также не забываем обращать внимание на максимальное напряжение затвора, в даташите оно обозначается так V GS Gate-to-Source Voltage.

При срабатывании защиты, полевой транзистор не нагревается. Но в нормальном режиме, через транзистор проходит не малый ток (в моем случае до 10 А), который и нагревает транзистора. По результатам испытаний оказалось что при прохождении тока до 4А транзистор без радиатора был еле тёплый. При прохождении тока больше 4А начинался нагрев полевика (). Даже если нагрев был такой что пальцами можно было удержатся, то через 3 часа зарядки аккумулятора током 6А транзистор нагревался очень сильно. Вывод однозначный – радиатор необходим (не большой, но надо).

Стабилитрон. С ним мы уже разобрались чуть выше. В моём случае максимальное напряжение затвора транзистора составляло 20 В. Стабилитрон я установил на 18 В.

Транзистор Т2. Не критичен и может быть установлен любой подходящий по параметрам. Например: BC 174, BC 182, BC 190, BC 546, 2SD767 и т. д.

Резистор R4. Встречал описание, в котором говорится, что если установить R4 — подстроечный номиналом 10кОм, то можно в узких пределах регулировать ток срабатывания защиты. Не знаю как там у них, но мне точная регулировка не была нужна. Но все равно решил попробовать. И зачем спрашивал я себя после этого. Как регулируется ток срабатывания я не увидел, но увидел, как красиво вылетает полевой транзистор, если установить сопротивление на R4 меньше 1кОм (случайно отвертка соскользнула). Очень не советую ставить этот резистор меньше 1кОм.

Диод D1. Также не критичен и может быть установлен практически любой. Я установил 1N4148. Встречал форумы, где говорят, что не видят смысла в установке этого диода, но я его не исключал из схемы. Я себе объясняю применение этого диода так: При подаче входного напряжения, на затворе Т1 присутствует положительное напряжение, которое накапливается на емкости затвора. Из-за этой ёмкости, даже после отключения питания, транзистор остается открытым некоторое время. Время, которое транзистор остается открытым зависит от емкости его затвора, чем больше ёмкость — тем дольше он открыт. Допустим, диод D1 отсутствует. Мы к включенному ЗУ подключаем аккумулятор со случайно перепутанной полярностью. Если по какой-то причине транзистор Т2 не откроется, то будет пшик, так как на момент подключения, транзистор Т1 останется открытым из-за накопленного положительного напряжения на затворе. А вот если б диод присутствовал, то напряжение с затвора через диод ушло б на минусовую клемму аккумулятора.

После сборки, готовую защиту хотел уже устанавливать в корпус ЗУ, но вдруг подумал: А что если защита сработает тогда, когда никого рядом не будет, или кто-то будет, но так что ЗУ не попадет в поле зрения и не увидит светящийся светодиод. Решение – надо установить бузер. Бузер был применён на 12В 8мА. Изначально установил его параллельно светодиоду, но мне это не совсем понравилось, и я чуточку добавил деталей. Если защиту планируется вами применять в регулируемом БП или ЗУ с выходным напряжением от нуля, то бузер лучше установить на 5В. При этом последовательно с бузером необходимо подключить резистор, сопротивление которого надо будет подобрать.

После всего этого плата с защитой отправилась в ЗУ, где и до сих пор живёт-поживает. В результате, схема получилась вот такая:

И на конец несколько фото:

Срабатывание при КЗ.

Срабатывание при переполюсовке.

Плата в корпусе ЗУ.

Плата в корпусе ЗУ. Ближе.

В архиве есть схема, эта статья и печатка. Скачать

Напоследок хотелось бы сказать что много кто пишет что эта схема не работает, работает неправильно или ещё что-то. У меня заработала и работает вполне нормально.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector