Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заряжен на все 100! или Как использовать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Заряжен на все 100! или Как использовать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Ответственный водитель всегда имеет под рукой «аптечку первой помощи» для машины. Так, если аккумулятор близок к разряду или вовсе сел, у автовладельца припасено зарядное устройство для АКБ. Однако купить – не значит уметь им пользоваться. Что делать, если нужно срочно подзарядить батарею аккумулятора?

Сейчас у нас другая задача.

Дано: сел АКБ, надо его зарядить. Есть зарядное для автомобильного аккумулятора, а опыта его использования – нет.

Решение: составим пошаговый алгоритм, как заряжать аккумулятор зарядным устройством.

Для примера возьмем зарядное устройство AIRLANE ACH5A06.

Шаг 1. Убедитесь, что аккумулятор действительно нуждается в подзарядке:

  • извлеките АКБ и осмотрите его корпус: нет ли повреждений, трещин и утечек электролита (если возможно, проверьте сам электролит: чистоту, прозрачность, уровень);
  • если аккумулятор исправен, степень его заряда можно узнать по цветовому индикатору;
  • другой способ – использовать специальное оборудование для определения напряжения на клеммах (при разряженном АКБ оно будет ниже номинального).

Шаг 2. Внимательно изучите инструкцию к зарядному устройству:

  • проверьте соответствие характеристик прибора параметрам Вашего АКБ (для ЗУ AIRLANE ACH5A06: максимальная емкость батареи 65 Ач);
  • обратите внимание на дополнительные указания и ограничения (например, использовать устройство только внутри помещений).

Шаг 3. Сделайте необходимые приготовления:

  • перед подключением к сети убедитесь в целостности корпуса прибора и изоляции входного и выходного проводов;
  • протестируйте ЗУ на исправность: включите прибор в сеть и переведите переключатель из положения «0» в положение «1», после чего светодиоды должны загореться;
  • не забудьте о собственной безопасности и припасите специальные защитные перчатки.

Шаг 4. Подготовьте аккумулятор к зарядке:

  • прочистите клеммы и зажимы, вытрите грязь и ржавчину;
  • удалите колпачки, оставьте вентиляционные отверстия открытыми;
  • отключите всех потребителей от АКБ, если собираетесь проводить зарядку прямо в автомобиле.

Шаг 5. Подсоедините зарядное устройство:

  • совместите клеммы и зажимы, строго соблюдая полярность: красный на «+», черный на «–»;
  • проследите, чтобы зажимы не соприкасались с металлическими элементами и между собой.

Шаг 6. Проведите процесс зарядки:

  • установите регулятор тока на минимуме;
  • подключите ЗУ к сети и переведите выключатель в положение «1»;
  • в устройствах с автоматическим режимом зарядки значение зарядного тока будет меняться вместе со степенью заряда АКБ;
  • поскольку модель ЗУ AIRLANE ACH5A06 имеет только ручной режим зарядки, выберите стартовый ток величиной в 10% от емкости батареи и при необходимости контролируйте его уровень с помощью предусмотренного в комплектации амперметра.

Шаг 7. Завершите процесс зарядки:

  • убедитесь в полном заряде батареи;
  • если ЗУ имеет опцию самостоятельного отключения, оно автоматически выключится по окончании работы и/или перейдет в режим хранения;
  • отсоедините ЗУ от сети, удалите зажимы и верните аккумулятор в автомобиль.

Качественный автомобильный аккумулятор должен подзаряжаться сам в процессе эксплуатации машины. Однако при регулярных простоях, пробках, скачках температур и обилии дополнительного оборудования разряд батареи без подключенных потребителей энергии, увы, неизбежен. Поэтому ежемесячная подзарядка с помощью специальных ЗУ пойдет только на пользу: продлит срок службы АКБ и избавит Вас от лишних переживаний.

ПроизводительАртикулНаименование
AIRLINEACH10A04Зарядное устройство 10А 12В, амперметр, ручной режим
AIRLINEACH10A07Зарядное устройство АКБ
AIRLINEACH12A02Зарядное устройство 12 А
AIRLINEACH15A03Зарядное устройство 15 А
AIRLINEACH15A05Зарядное устройство 15А 12В,амперметр. Ручной и автоматический режимы
AIRLINEACH5A06Зарядное устройство 5А 6В/12В, амперметр, ручная регулировка зарядного тока
AIRLINEACH6A01Зарядное устройство 6А
AIRLINEAJS40002Зарядно-пусковое устройство 12/24В
AIRLINEAJS5505Зарядно-пусковое устройство 2/10/55А 6В/12В, амперметр
AIRLINEAJS8004Зарядное устройство пусковое 12В 220 В 80 А

В сети гипермаркетов IXORA Вы всегда можете купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора на любой вкус и бюджет. А наши квалифицированные сотрудники с удовольствием помогут Вам сделать правильный выбор!

Полезная информация:

  • Выбираем автомобильные аккумуляторы­ | Читать статью
  • Зарядные устройства для автомобильного аккумулятора и пусковые провода | Читать статью
  • Комплектуем автомобиль на зиму — правильно выбираем пусковые провода | Читать статью
  • Титаническая надежность: обзор автомобильных аккумуляторов TITAN | Читать статью

Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Чаще всего проблемы с аккумулятором автомобиля возникают в холодное время года, когда низкие температуры приводят к его разряду. Однако подобное может произойти и по причине оставленных включенными габаритов, магнитолы, подсветки салона. Для восполнения емкости аккумулятора потребуется соответствующее зарядное устройство. О том как его выбрать поговорим в статье ниже.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумуляторов

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

По конструкции и применяемому оборудованию, зарядные устройства делятся на два вида: трансформаторные и инверторные. Разберемся подробнее в этих технологиях.

Трансформаторные

Этот тип зарядных устройств (ЗУ) считается устаревшим. В основе принципа их работы лежит трансформатор, который через диодный выпрямительный мост подает стабильный ток напряжением 12В. Такие зарядники приходится контролировать вручную, постоянно наблюдая за процессом восполнения емкости. Также среди минусов выделяется громоздкость и приличный вес.

К положительным сторонам относится надежность оборудования – у многих автовладельцев, подобные модели сохранились еще с советских времен и до сих пор продолжают исправно функционировать.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Импульсные

Главное отличие импульсного ЗУ заключается в подаче тока импульсами, а не постоянным напряжением. В основе конструкции лежит плата или микропроцессор, которые контролируют процесс восполнения емкости: на старте подается более высокий ток, по мере зарядки снижается. Также такие устройства способны заряжать глубоко разряженные аккумуляторы сверхнизким током, чего не получится сделать трансформаторным зарядником.

Импульсные ЗУ отличаются малыми габаритами и небольшим весом. С каждым годом их качество улучшается, поэтому по надежности они не уступают устаревшему типу оборудования.

При выборе зарядного устройства для аккумулятора, предпочтение следует отдать импульсной разновидности.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Как выбрать хорошее зарядное устройство?

Определившись с основными видами ЗУ, можно начинать разбираться с дополнительными характеристиками и особыми функциями. Это позволит понять, какое именно зарядное устройство требуется и стоит ли переплачивать за модели с дополнительными опциями.

Напряжение аккумулятора 6/12/24В

Разобраться в напряжении аккумулятора достаточно просто:

  • 6В применяется на батареях для мотоциклов, квадроциклов, моторных лодок и прочей мелкой техники;
  • 12В используется на легковых автомобилях – этот вариант подойдет большинству владельцев авто;
  • 24В применяет на крупной технике: автобусы, грузовики, тракторы и т.д.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Соответственно, при выборе ЗУ следует проследить, чтобы на нем была маркировка 12В.

Справка. Некоторые модели оснащены переключателем режимов: 6-12В или 12-24В. Их можно использовать для аккумуляторов с разными напряжением.

Тип заряжаемой батареи

Типов аккумуляторов довольно много:

  1. Сурьмянистые – устаревший вид батарей, который применялся в старых автомобилях. В состав пластин входит 5% сурьмы, которая прибавляет износостойкости. Главный недостаток – необходимость постоянного контроля уровня электролита.
  2. Малосурьмянистые – следующая стадия в развитии аккумуляторов, отличается меньшим содержанием сурьмы.
  3. Кальциевые – имеют маркировку Ca, в их конструкции используется меньше воды. На решетках применяются положительные и отрицательные электроды, что уменьшает сопротивление.
  4. Гибридные – маркировка Ca+ или Ca/Sb. Отличаются тем, что на положительные решетки наносится сурьма, на отрицательные – кальций. Гибридные АКБ объединили преимущества трех предыдущих видов, устойчивы к сильным зарядам и скачкам напряжения.
  5. AGM – используется электролит в связанном виде. В народе этот тип АКБ называют гелиевыми. Для восполнения емкости применяются специальные ЗУ, которые подают малый ток.
  6. Щелочные – в качестве электролита используется щелочь. На автомобилях устанавливаются крайне редко.
  7. Свинцово-кислотные – наиболее популярный вид АКБ. Выдают больший ток и обладают повышенной мощностью в сравнении с перечисленными выше.

Для сурьмянистых и малосурьмянистых батарей подойдут любые зарядники, в т.ч. старого образца, построенные на основе трансформатора.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Для кальциевых, гибридных и свинцово-кислотных используются импульсные ЗУ с автоматической или ручной регулировкой напряжения. Это самый распространенный вариант аккумуляторов и зарядных устройств. В техническом описании оборудования, три вида АКБ объединяют в один – кислотный.

Батареи AGM заряжаются отдельными устройствами или теми, что оснащены микропроцессором, способным выдать правильное напряжение.

Ёмкость аккумулятора

При выборе зарядного устройства следует обращать внимание на такой пункт технической характеристики, как «Емкость аккумулятора». Она обязательно должна превышать емкость АКБ, который планируется заряжать с помощью этого оборудования.

Не лишним будет взять устройство с запасом, чтобы при смене автомобиля, на котором используется больший аккумулятор, не пришлось приобретать новый зарядник.

Контроль за уровнем заряда

Функция контроля за уровнем заряда должна присутствовать в устройстве, если автовладелец не желает в процессе зарядки постоянно находится возле аккумулятора и регулировать подаваемое на него напряжение. Ведь в самом начале зарядного цикла напряжение максимальное, затем, по мере восполнения емкости, оно понижается. Если постоянно подавать одинаковое напряжение, то не получится полностью зарядить АКБ.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Опция автоматического контроля за уровнем заряда позволяет подключить батарею к заряднику и забыть о ней до конца процедуры. Система будет самостоятельно снижать ток, а когда емкость полностью восполнится – отключит питание, не допуская перезаряда.

Функция десульфации

Полезная опция, которая продлит срок службы аккумулятора. Сульфатация – процесс, в ходе которого на внутренних пластинах АКБ оседает сульфат свинца. Он может возникнуть по следующим причинам:

  • длительные перерывы в использовании автомобиля;
  • хранение аккумулятора в состоянии разряда;
  • поездки на короткие дистанции с частым запуском мотора (обычно происходит в городском цикле езды);
  • глубокий разряд АКБ;
  • отсутствие периодического заряда батареи сетевым устройством (емкость восполняется только от генератора авто).

Справка. Сульфатация приводит к снижению плотности электролита и как следствие – потере емкости аккумулятора в пределах 70-80%. При таких показателях водитель не сможет запустить двигатель.

С помощью функции десульфации получится разбить сульфаты, очистить поверхность пластин и восстановить емкость АКБ. Принцип ее работы заключается в импульсной подаче тока. Устройство подает низкий ток, делает паузу, затем дает обычное напряжение и снова пауза. После этого цикл повторяется.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Возможность заряжать холодный аккумулятор

Восполнить емкость АКБ удастся только при положительной температуре электролита – более 5 градусов. Начать процесс можно и при меньше температуре, однако получать заряд батарея начнет только когда отогреется.

Чтобы не ждать пока принесенный с мороза аккумулятор нагреется, придумали функцию температурной компенсации или режим «холодной погоды» («зимний»). Опция зачастую обозначена снежинкой.

Режим быстрой зарядки

Функция пригодится в случае, когда требуется быстро восполнить емкость аккумулятора и нет времени ждать 8-12 часов, как этого требует стандартная процедура. Постоянно пользоваться режимом не рекомендуется, но он выручит в экстренной ситуации.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Запоминание настроек

«Умные» импульсные зарядники имеют множество настроек, которые позволяют провести процедуру зарядки так, как считает нужным владелец аккумулятора. Чтобы не вводить параметры заново каждый раз, существует опция запоминания настроек. Благодаря батарейке или встроенному аккумулятору, устройство сохраняет последние внесенные параметры и предлагает воспользоваться ими при следующем включении.

Важно. Функция будет полезна, только в случае восполнения емкости на одном аккумуляторе – при подключении другого, параметры придется изменить.

Индикация

Отображение текущего режима работы зарядного устройства реализуется посредством светодиодных лампочек или путем установки ЖК-дисплея. Это позволяет понять на какой стадии заряда находится аккумулятор. Самые дешевые модели могут иметь только один светодиод, сообщающий о включении питания.

Также рекомендуется выбирать ЗУ оснащенные встроенным амперметром. Измерительный прибор важен для выставления начальной силы тока и отслеживания ее снижения.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Защита от неправильного подключения

Эта опция имеется практически во всех устройствах. Она не позволяет навредить аккумулятору, если плюсовой провод, идущий от зарядника к АКБ, был подключен к минусовой клемме и наоборот.

Внимание! Есть функция защиты или нет, важно помнить – красный провод ЗУ подключается на плюсовой контакт аккумулятора, а черный на минусовой.

Зарядка глубоко разряженных аккумуляторов

Очень плохо на состоянии АКБ отражается его разрядка до нулевого значения. В большинстве случаев восстановить батарею не удастся. Если же произошло глубокое снижение емкости, следует применить зарядное устройство с соответствующей функцией. Это импульсные модели, которые производят подготовку батареи к последующей зарядке, посредством подачи низкого тока (порядка 5% от номинальной емкости).

Если не произвести подготовку, АКБ попросту не будет принимать заряд. Более того, некоторые устройства, не оснащенные этой опцией, даже не увидят подключенную к ним батарею. Если модель имеет ручную регулировку тока, то можно попытаться сымитировать режим, выставив минимально возможное значение и постепенно его повышая.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Какой фирмы выбрать

Популярностью на рынке пользуются устройства таких фирм:

  • Стек;
  • Hyundai;
  • Bosch;
  • Auto Welle;
  • Forte;
  • Vitals;
  • Орион.

Тем не менее, сильно полагаться на фирму при выборе ЗУ не следует. В линейке одного производителя можно найти как удачные, так и весьма ненадежные модели. Лучше всего перед покупкой ознакомиться с видео обзорами, почитать отзывы владельцев.

Необслуживаемые аккумуляторы

Главное отличие необслуживаемых аккумуляторов заключается в отсутствии доступа к банкам. Решение убрать отверстия появилось вместе с началом выпуска кальциевых батарей, где расход воды сведен к минимуму. Следовательно, автовладельцу не требуется заглядывать в АКБ, для проверки уровня электролита и его восполнения.

Отсутствие доступа к банкам, вызывает ряд неудобств. Прежде всего, нет возможность проверить степень заряженности батареи, измерив плотность электролита. Напряжение на клеммах дает лишь приблизительное значение, которое зависит от многих факторов и не может считаться объективным. А встроенный гидрометр проводит измерения только в одной банке и часто выдает неправильные показания.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Второе неудобство связано с периодическим возникновением необходимости добавления дистиллированной воды.

Выбирая необслуживаемый аккумулятор, важно учитывать, что для нормальной эксплуатации потребуется исключить перепады напряжения бортовой сети (должна выдавать 13,9-14,4В) и утечки тока, следить за работой генератора и регулятора.

Надеемся, что представленные в статье рекомендации помогут с выбором зарядного устройства для аккумулятора. Подбирая модель, важно обращать внимание на ее тип, для какого напряжения и емкости батареи подходит, есть ли контроль за уровнем заряда. Остальные функции упрощают процесс, но не являются основными – даже при их отсутствии удастся без проблем восполнить емкость АКБ.

12 лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Рейтинг 2021 года: лучшие зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов по отзывам покупателей

  1. Лучшие автоматические зарядные устройства
  2. Лучшие зарядные устройства с ручным управлением
  3. Лучшие пуско-зарядные устройства

По назначению зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов можно разделить на две группы:

  • Зарядные устройства предназначены только для постепенной зарядки аккумулятора, их токоотдача не превышает 8 А. Попытка прокрутить двигатель стартером в то время, когда к аккумулятору подключено зарядное устройство, приведет к его повреждению или срабатыванию встроенной защиты: ток, потребляемый стартером, может превышать 100 А.
  • Пуско-зарядные устройства позволяют кратковременно отдать импульс большой мощности, помогая прокрутить двигатель. Обычно они используются, когда необходимо срочно завести машину, и заряжать аккумулятор до нужного уровня некогда.

При выборе лучшего зарядного устройства нужно учитывать много нюансов. Модели с ручной регулировкой тока дешевы, ими можно попытаться реанимировать даже долго пробывший в глубоком разряде аккумулятор – ток в начале процесса зарядки они практически не принимают. Автоматические зарядные устройства в этом случае, не воспринимая нагрузку на своих клеммах, просто-напросто не начинают зарядку. С другой стороны, процесс полной зарядки аккумулятора занимает много времени, и в этом плане автоматические зарядные устройства предпочтительнее – они плавно снижают зарядный ток по мере набора заряда и отключаются по завершению процесса. Оставив же без присмотра аккумулятор, заряжаемый постоянным током, небезопасно, особенно если у него нельзя вывернуть пробки – возможен взрыв из-за бурного «кипения» электролита.

Хорошее зарядное устройство должно предусматривать и режим десульфатации. Что это такое? При эксплуатации свинцово-кислотного аккумулятора на его пластинах со временем образуются труднорастворимые кристаллы сульфата свинца, особенно если он долго хранится в разряженном состоянии. Со временем из-за этого снижаются емкость и токоотдача аккумулятора, он хуже принимает заряд. Для профилактики или восстановления аккумулятора на него подаются кратковременные импульсы большой мощности, сочетаемые с последующим подключением к нагрузке, то есть постоянные циклы заряда/разряда. Если аккумулятор не поврежден безвозвратно, то его состояние удается заметно улучшить и отсрочить замену.

Рейтинг лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

КатегорияМестоНаименованиеРейтингЦена
Лучшие автоматические зарядные устройства1Aurora Sprint 69.9 / 102 950
2Bosch C79.7 / 106 379
3CTEK MXS 3.89.6 / 109 450
4Hyundai HY 8009.6 / 104 457
5FUBAG MICRO 80/129.4 / 103 390
6PATRIOT BCI-10A9.1 / 101 990
Лучшие зарядные устройства с ручным управлением1Калибр УЗ-20А9.6 / 102 750
2Вымпел 379.5 / 102 693
3Орион PW-2659.3 / 101 790
4Airline ACH-10A-079.0 / 102 220
Лучшие пуско-зарядные устройства1FUBAG FORCE 1409.2 / 105 570
2Автоэлектрика Т-1012А9.2 / 106 610

Лучшие автоматические зарядные устройства

Aurora Sprint 6

Открывает наш рейтинг лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов Aurora Sprint 6. Марка «Aurora» известна в первую очередь по сварочному оборудованию, однако им ассортимент фирмы не ограничивается. Зарядное устройство Sprint 6 – это полностью автоматический прибор, у которого пользователю остается только выбрать рабочее напряжение аккумулятора: 6 или 12 вольт.

В отличие от более дешевых «автоматов», здесь применено микропроцессорное управление. Благодаря этому зарядка стала действительно «умнее» и не пасует перед сильно разряженными аккумуляторами, отказывающимися принимать ток в начале цикла. Контроллер, управляющий процессом зарядки, разбивает его на семь этапов: после первичной диагностики состояния аккумулятора происходит стартовая десульфатация короткими импульсами высокого напряжения, «оживляющая» батарею и позволяющая ей начать принимать ток, затем на этапе «плавного старта» проверяется способность аккумулятора к набору заряда. Если все в порядке, на следующей стадии ток плавно увеличивается до полного, определенного исходя из данных диагностики (но не более 6 А для этой модели). На этом этапе заряд аккумулятора доводится до 90% от расчетного, затем медленнее доводится до ста процентов. Далее зарядное устройство проводит диагностику способности аккумулятора к удержанию заряда и, наконец, переходит в буферный режим до отключения.

Предусмотрены и все нужные защиты: от переполюсовки, перегрузки, короткого замыкания. При этом устройство компактно по габаритам и презентабельно выглядит – хороший вариант как для себя, так и для подарка.

  • Возможность зарядки всех типов АКБ, включая AGM и гелевые
  • Автоматическая «реанимация» сильно разряженных батарей
  • Простота использования
  • Слабоваты «крокодилы»
  • Aurora Sprint 6 — сила тока при зарядке 3 -6 А, емкость АКБ 7 – 240 Ач, индикатор зарядки
  • Aurora Sprint 4 — сила тока при зарядке 2 — 4 А, емкость АКБ 1.2 – 120 Ач

Bosch C7

«Бош», похоже, в очередной раз хочет добавки денег за свою марку, если судить по цене этого зарядного устройства – однако оно, тут не поспоришь, весьма-таки интересно. Конструктивно оно представляет собой импульсный преобразователь напряжения, управляемый микропроцессорной схемой и засунутый в корпус со степенью пылевлагозащиты IP65: современные электронные компоненты обеспечивают умеренный нагрев даже при работе на максимальном токе, так что прибор может обходиться без перфорации в корпусе для вентиляции, в отличие от примитивных «зарядок» с линейным регулированием и немало греющимися транзисторами. Герметизированы и корпус, и разъемы сетевого кабеля и проводов для подключения к АКБ (да, они все съемные, что для хранения удобно). Причем в комплекте сразу идет кронштейн для подвешивания на стену – гаражные перфекционисты оценят. А эксперты RedDot Award уже оценили, выдав Bosch C7 премию за дизайн.

Устройство может работать с 12-вольтовыми и 24-вольтовымии аккумуляторами, обеспечивая зарядный ток до 6,3-7,7 А. Предусмотрены отдельные режимы для AGM-батарей (у них порог напряжения при зарядке отличается от классических), мотоциклетных или любых других АКБ небольшой емкости, регенерации АКБ или «холодного старта» зарядки при минусовых температурах, когда стандартные режимы зарядки не могут обычно «раскочегарить» замерзшую батарею. Кроме того, предусмотрен режим «источника питания» для того, чтобы обеспечить бортовую электронику током на время отключения аккумулятора – в этом случае напряжение устанавливается на уровне 13,6 В.

Отдельный плюс – качество «защиты от дурака»: и при перегрузке, и при переполюсовке устройство моментально отключается без риска повреждения. Конечно, можно посетовать на его «слабосильность» для грузовых 24-вольтовых батарей или на отсутствие амперметра, но давайте будем справедливы: в первую, вторую и третью очередь это удобное зарядное устройство типа «подключил и не ломай голову», а потому контроль тока или тем более подсчет «залитой» при зарядке емкости ему особо-то и не нужны – это уже удел профессиональных ЗУ.

Зарядное устройство с регулировкой в первичной обмотке трансформатора

.
Предлагаемая универсальная конструкция предназначена для зарядки кислотных 12-ти и 6-ти вольтовых аккумуляторов и в состоянии обеспечить зарядный ток до 5-6 А. Регулировка тока – плавная. В отличие от распространенных схем, в этой конструкции управляющий элемент (тиристор VS1) включен в цепь первичной обмотки, что значительно уменьшило рассеиваемую на нем мощность и позволило обойтись без установки тиристора на радиатор. Схема контроля, собранная на стрелочном приборе PA1, тоже достаточно экономична, поскольку не имеет мощного шунта, включаемого обычно во вторичную цепь. Взглянем на принципиальную схему зарядного устройства.

Зарядное устройство с регулировкой в первичной обмотке трансформатора

Зарядное устройство с регулировкой в первичной обмотке трансформатора

Поскольку в качестве управляющего элемента служит тиристор, который не может работать с переменным током, его пришлось включить в диагональ моста, собранного на диодах VD1 – VD4. Регулировка тока через первичную обмотку (а значит, и зарядного тока) производится изменением угла открывания тиристора — за этим следит узел управления, собранный на однопереходном транзисторе VT1.

При изменении сопротивления переменного резистора R6, изменяется и время зарядки конденсатора С1. Чем дольше заряжается конденсатор, тем позже откроется транзистор, а значит и тиристор, после начала периода сетевого напряжения. Таким образом, ток через первичную обмотку трансформатора Т1 можно плавно регулировать от 0 до практически 100%. Напряжение на вторичной обмотке трансформатора при этом будет изменяться от 0 до 18 — 20 В, что и вызовет изменение зарядного тока аккумулятора.

Контролируют величину зарядного тока косвенно, измеряя ток через первичную обмотку при помощи стрелочного прибора PA1, включенного через балластный резистор R2 и зашунтированного двухваттным резистором R1. Лампа HL1 является индикаторной.

В конструкции кроме указанных на схеме могут быть использованы диоды Д231 – Д234, Д245, Д247 с любым буквенным индексом, КД202 с буквами К, М, Р. Устанавливать на радиаторы их не нужно. В качестве VS1 будут работать тиристоры КУ201К,Л, КУ202К,Л,М,Н. Радиатор тиристору тоже не нужен. Во вторичной цепи (на месте VD5 – VD8) кроме указанных на схеме будут работать Д231 – Д233 без буквенного индекса или с буквой А. Их придется установить на радиаторы площадью поверхности не менее 30 см. кв. каждый, (если диоды германиевые – Д305), или 100 см. кв., если кремниевые.

Конденсатор С1 должен быть с минимальным температурным коэффициентом емкости, к примеру, типа К73-17, К73-24. В противном случае при прогреве устройства зарядный ток будет «уходить». В качестве Т1 подойдет любой сетевой трансформатор мощностью не менее 150 Вт, способный отдать со вторичной обмотки напряжение 18-20 В при токе до 6-7 А. Очень удобно для этих целей использовать типовые трансформаторы ТН или ТАН, характеристики которых можно посмотреть в нашем справочнике по трансформаторам. В качестве измерительного прибора PA1 можно использовать любой микроамперметр с током полного отклонения 100 мкА.

Регулировка устройства сводится к подбору номинала резистора R2 для калибровки прибора PA1 с одновременным контролем зарядного тока. Единственный, пожалуй, недостаток такого зарядного устройства – наличие сетевого напряжения на схеме управления, поэтому в целях безопасности на резистор R6 нужно надеть ручку из изоляционного материала.

А.Н. Евсеев «Электронные устройства для дома», 1994 г.

Внимание! Конструкция имеет бестрансформаторное питание, поэтому во время работы на всех ее элементах присутствует опасное для жизни напряжение. Перед любой перепайкой или изменением схемы обязательно отключайте конструкцию от сети!

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Канавка для выхода инструмента квадратного отверстия
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector