Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карвинг по дереву с применением бензопилы; все что нужно знать

Карвинг по дереву с применением бензопилы — все что нужно знать

Резка по дереву с использованием бензопилы – относительно новое и перспективное направление создания творческих поделок. Оно имеет ряд особенностей в выполнении работы, которые нужно знать начинающему специалисту, чтобы делать по-настоящему красивые объекты.

дракон из дерева

Что такое карвинг?

На английском языке карвинг означает «вырезание». Данный термин употребляется и в парикмахерском, и в ландшафтном искусстве, где необходимо украшать объекты определенным образом. Карвинг применительно к резьбе по дереву – это форма вырезания, при которой используется бензопила. Для такого направления необходимо отлично владеть этим инструментом и постоянно оттачивать свои навыки. Это поможет создавать красивые скульптуры из дерева, которые украсят практически любой интерьер.

С помощью карвинга можно создать много объектов: фантастических персонажей (русалок, богов, садовых гномиков), животных, образы людей и прочее. Резьба по дереву становится все популярнее благодаря относительной простоте создания вещей и разнообразию поделок, но для грамотной работы необходимо соблюдение многих как технических, так и практических требований.

Стоит понимать, что карвинг может осуществляться двумя способами: геометрическим и объемным. Первый способ резьбы больше подходит для начинающих резчиков: в нем используются более твердые виды деревьев (яблоня, груша, клен или хвойные породы для создания массивных объектов). При этом сначала лучше изобразить желаемую поделку на бумаге, а затем только приступать к работе по дереву. Второй способ резьбы требует определенной практики и больше применяется в создании декоративных предметов интерьера (балясины на кроватях, резьба на ножках стульев и столов и пр.). Этот вид работы предполагает такие породы деревьев как ольха и липа.

резчик по дереву

Резьба бензопилой по дереву для начинающих

Начинающим резчикам перед работой нужно не только составить примерный план действий и подготовить инструмент, но и ознакомиться с техникой безопасности.

Что нужно для работы и с чего начать?

Если вы только обучаетесь резьбе пилой, то не стоит в качестве первого творения брать немыслимые и сложные в исполнении проекты. Желательно начинать с максимально простых объектов, например, геометрической фигуры (цилиндр, шар, куб, прямоугольник) или гриба (мухомор, боровик и пр.). Сложные объекты (звери, фигуры людей) лучше оставить на потом, когда вы «набьете» руку на менее изощренных творениях. Всегда нужно стараться сначала делать эскиз, а лишь потом с готовой идеей и техническими расчетами приступать к резьбе.

карвинг бензопилой

Также необходимо заранее озаботиться наличием профессиональной бензопилы предназначенной для резьбы по дереву, для более комфортных условий творения. Стоимость пилы немаленькая, но зато с ее помощью будет проще делать более сложную резьбу. Цепь пилы всегда должна быть отлично заточена и плотно прилегать к шине (натянута). Для этого необходимо каждый раз внимательно осматривать состояние пилы и оперативно исправлять обнаруженные недочеты, так как это не только поможет при создании фигур, но и обезопасит своего владельца от непредвиденных и неприятных последствий.

фигуры животных из дерева

Немаловажным является присутствие у бензопилы системы автоматической смазки, позволяющей дольше сохранять техническую годность инструмента. Наличие смазки нужно постоянно контролировать, чтобы не испортить пильную гарнитуру (шину и цепь).

При вырезании изделий лучше создать для себя максимально спокойные и творческие условия, когда ничего не будет отвлекать или нервировать. Это обеспечит большее удовольствие от создания объектов и предотвратит порчу будущего шедевра. Поэтому место для резьбы по дереву следует выбрать удаленное от других людей. Например, дачу, промзону, частный дом, гараж или что-то подобное.

русалка из дереваКрасивая русалка из дерева выполненная по технологии Карвинга необычный диван из дереваОригинальный диван созданный при помощи бензопилы, отлично подойдет на дачу в беседку

Техника безопасности и защита

Не стоит забывать о собственной безопасности, это самое главное. Карвинг предполагает, что работающий будет обеспечен всеми необходимыми средствами защиты.

Профессионалы используют специальные шлемы, нательную одежду, перчатки и обувь (самыми травмируемыми частями тела как раз являются голова, ноги и руки).

Шлем, помимо непосредственной защиты от стружки, также изолирует излишний шум, не позволяющий полноценно сосредоточиться. Поэтому рекомендуется брать специальную шумоподавляющую защиту головы, а остальная экипировка должна состоять из уплотненной ткани. Обувь нужна нескользящая, чтобы удобнее было сохранять равновесие.

Дополнительная информация! Профессиональные и начинающие резчики не пользуются ни одним из элементов экипировки, что подвергает их дополнительной опасности, которой можно было бы избежать.

Какую бензопилу лучше использовать для карвинга

Нельзя просто прийти в специализированный магазин и взять любую бензопилу для резьбы по дереву, потому что все модели производителей отличаются определенными характеристиками. Поэтому к выбору инструмента следует отнестись серьезно, как и к выбору любой другой техники. Ключевыми характеристиками пилы, специализирующейся на художественной резке, являются:

  • мощность двигателя;
  • размер и форма бензопилы;
  • шина и ее форма;
  • непосредственный вес.
Читайте так же:
Долбежное приспособление для токарного станка

Нужно понимать, что более компактный и облегченный инструмент позволит добраться до мест, в которые крупный аналог попасть не сможет. Для начальной работы подойдет бензопила со следующими характеристиками: вес до 5 кг, шаг цепи – до половины дюйма, размер шины до 14 дюймов. Этого хватит для резьбы по дереву начинающему специалисту.

После получения первичных навыков в карвинге, можно приобрести зауженные шины с размером поменьше – это позволит сделать контур, выступающие части, фигурные рисунки объекта более красивыми и четкими.

Хускварна бензопила

Советы профи

Профессионалы, имеющие достаточный опыт для обучения начинающих резчиков, отмечают некоторые нюансы резьбы по дереву. Их должен знать каждый новичок в этом интересном занятии:

  1. Большие заготовки обрабатываются бензопилой с большей мощностью и размером шины. Так, можно использовать пилу с мощностью до 2,5 киловатт и шиной в 50 см. Это позволит быстрее убирать огромное количество ненужного деревянного материала.
  2. Стоит учитывать то, что карвинг – отнюдь не быстрый процесс, поэтому бензопила, как и вы, должна выдержать длительную работу. Этому помогает антивибрационная система, имеющаяся почти во всех бензопилах, которая позволяет защититься от вибрационных волн и делать более плавные, непрерывные движения.
  3. Профессионалы отмечают, что лучшие породы для карвинга по дереву – вяз, дуб, лиственница, клен.

Важно! Все породы ведут себя по-разному во время использования, поэтому для лучшей работы нужно опробовать все виды древесины, чтобы оценить максимальную комфортность конкретно для себя.

Интересные видео

В данном видео можно увидеть ход изготовления статуи медведя, причем весь процесс показан достаточно наглядно и интересно. По действиям видно, что бензопилой работает профессиональный резчик, у которого можно многому научиться:

Процесс создания фигуры совы из дерева с помощью бензопилы резчиком Евгением Акимовым на его мастер-классе запечатлен в этом видео:

Результат работы человека, в совершенстве владеющего бензопилой, проиллюстрирован в следующем видео:

Подводя итоги

Заняться карвингом может не каждый человек, ведь для этого нужно иметь качественную бензопилу и большую силу воли. Однако затраченные усилия на создание фигур из дерева вознаграждаются получением красивых вещей, которыми можно гордиться. Для достижения результата не лишним будет следовать рекомендациям профессионалов в этой области.

Резьба по дереву: история зарождения и развитие

резьба ярославль

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.

От идола и артели

шигирский идол

Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.

Читайте так же:
Винтовая струбцина своими руками

Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.

Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.

Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.

Домовая резьба

ажурная прорезная домовая

Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.

В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Александр Шиканов. Резьба по дереву. Советы.

Константин Григорьев. 16 лет. Поднос. Резьба по дереву.

Ч еловек издавна стремится к прекрасному. При строительстве дома, при изготовлении любой вещи мастер думал не только об ее утилитарном назначении, но и о красоте.

Дерево, как простой, и доступный материал, всегда находило применение у народных мастеров и благодаря фантазии художников превращалось в произведения декоративно — прикладного искусства. И в наше время не исчез интерес к народному искусству, в том числе к резьбе по дереву.

Декоративные изделия старых и современных резчиков по дереву неизменно вызывают восхищение у зрителей, поэтому всегда есть желающие взять в руки стамеску или нож — косяк и поковырять деревяшку.

В нашей детской художественной школе уже много лет существует спецкурс «Резьба по дереву» и всегда есть учащиеся, которые хотят приобщиться к этому трудному ремеслу. Не всем дано стать мастерами, но элементарным приемам резьбы может научиться каждый

При приеме на курсы хочется отдать предпочтение выпускникам нашей школы, но принимаем всех желающих. Наши ребятишки уже готовы к дальнейшему обучению, у них хорошая теоретическая и практическая база. Нет необходимости учить основам композиции и тем более заставлять долго и упорно добиваться желаемого результата. Необходимо заметить, что и среди ребят, не получивших начального художественного образования, встречаются очень способные, и поэтому, если есть желание — дерзайте.

Иванова Юля. 17 лет. Декоративная ваза. Резьба по дереву.

Иванова Юля. 17 лет. Декоративная ваза. Резьба по дереву.

Данные советы не совсем соответствует общепринятому значению этого выражения, скорее это синтез методики, многолетней практики и желания коротко и доступно рассказать как из простой деревяшки сделать вещицу, радующую глаз.

Говорить много не будем…

Я обычно начинаю с очень коротенькой лекции о видах резьбы, о выборе пород древесины, о том, какие бывают инструменты и оборудование. Делаю небольшой экскурс в историю народной резьбы по дереву и художественных промыслов.

В процессе практических занятий регулярно по необходимости возвращаюсь к вышеперечисленным вопросам, и это равноценно полному курсу лекций. Теоретические знания можно почерпнуть из следующих литературных источников:

  1. Пронин АЛ. Резьба и мозаика по дереву. Екатеринбург, 2001.,
  2. Калимуллин. Р. Деревянная резьба в народной архитектуре Башкирии. Уфа, 1984
  3. Соколов Л.В. Рожденное в народе, Уфа, 1983.
  4. Степанов Н Е. Резьбы очарование. Ленинград, 1991.
  5. Янбухтина А. Башкирские сувениры, Уфа, 1982.
  6. Федотов Г. Дарите ЛЮДЯМ красоту. М., 1985.
  7. Иляев П. Прикоснись к дереву резцом — 2000.
Читайте так же:
Клапан реле давления компрессора

Читайте любую литературу о резьбе по дереву, но по возможности постарайтесь поработать рядом с настоящим мастером, и вы сэкономите много времени в обучении.

Резьба по дереву. Декоративный поднос. Подсолнухи.

Лаптев Алексей. 14 лет. Резьба по дереву. Декоративный поднос «Подсолнухи».

Мастер, как правило, работает очень рационально. Нет неоправданных движений, ненужных операций. Все продумано. Каждый инструмент, приспособление, механизм имеет свое назначение и возможности, используется в полную силу. Казалось бы, очень сложная работа делается достаточно просто, если к ней подойти грамотно. В резьбе по дереву существует много «секретов» и рациональных приемов работы, начиная с выбора и склейки древесины, и заканчивая отделкой изделия.

В данном случае очень подходит русская народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вспомним геометрию и черчение…

Прежде чем приступить к геометрической резьбе, необходимо грамотно научиться работать с чертежными инструментами. Хотя геометрия и черчение изучаются в общеобразовательной школе, к сожалению, к этим вопросам приходится часто возвращаться:

  1. Деление отрезка пополам с помощью циркуля
  2. Деление угла пополам.
  3. Деление окружности на 4, 5, 6, 8, 12, 16 и т.д частей.
  4. Построение равностороннего треугольника, квадрата, шестиугольника и так далее.

Геометрическая резьба присутствует в прикладном искусстве многих народов и отличается самобытностью и разнообразием, хотя в ней используется ограниченный набор простейших элементов.

Хорошее владение чертежными инструментами плюс фантазия позволяют бесконечно работать в этом направлении.

Резьба по дереву. Декоративное панно. Сова.

Коллективная работа. Резьба по дереву. Декоративное панно «Сова». 2005 год.

В основе геометрической резьбы лежит треугольник. Так вот этот простенький элемент позволяет создать бесконечное множество интересных композиций, то есть научившись аккуратно и четко вырезать этот элемент, вы уже способны создавать произведения декоративно — прикладного искусства.

Техника вырезания очень проста Ставим кончик ножа в центр треугольника, располагая рукоятку строго вертикально Пятку ножа направляем в сторону одной из вершин треугольника. С усилием нажимаем на рукоятку так, чтобы носик вошел в древесину, и пятка коснулась вершины треугольника. Ту же операцию нужно провести по отношению к двум другим вершинам. Приступаем к подрезке, Держим косяк под углом 45 — 30° градусов к поверхности доски, ставим острие в вершину треугольника и медленно ведем вдоль стороны этого треугольника, постепенно углубляя кончик ножа к середине. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводим кончик ножа на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется трехгранная пирамидка. Точно также делаются две другие подрезки Получилось? Нет. Мы не учли основное правило резьбы по дереву: резать можно только по направлению волокон,только в этом случае резьба будет чистой, без сколов.

Сами делаем нож – косяк для резьбы по дереву.

Так как купить нож-косяк нужного качества невозможно, то мы его делаем сами. Не будем вдаваться в подробности, какие марки стали больше подходят для этой цели, проще взять механические пилы по металлу и полотна для ножовки по металлу. Из механических пил получатся прекрасные большие ножи-косяки, а из ножовочных полотен маленькие ножи, которые просто незаменимы при тонкой геометрической резьбе.

Ножи-косяки применяются не только в геометрической, но и в плоско­рельефной и даже в объемной резьбе, поэтому желательно иметь несколько разновидностей ножей.

У каждого резчика свой набор разнообразных ножей, но обязательно есть любимый, универсальный, наиболее удобный в работе. Нож является как бы естественным продолжением руки и послушно выполняет замыслы художника.

Резьба по дереву. Фрагмент декоративного панно.

Фрагмент декоративного панно в кабинете истории искусства, составленный из отдельных работ учащихся.

Резьба по дереву.

Нужную конфигурацию ножу можно придать на электрическом точиле, при этом надо предпринять меры предосторожности, чтобы не «отпустить» металл. Для того чтобы заготовка не посинела, ее надо часто макать в воду. Затачивать нож лучше на реОре наждачного круга, при этом площадь соприкосновения заготовки и наждачного круга минимальна, и металл меньше нагревается.

Ручки для ножа проще всего сделать из полистирола (клеить полистирол можно дихлорэтаном при помощи медицинского шприца). Хорошо бы ручку ножа обклеить кожей, чтобы при длительной работе рука меньше уставала. После обработки на электроточиле нож точится на мелкозернистом бруске, смоченном водой.

Нож фаской прижимаем к бруску и начинаем плавно двигать круговыми движениями по поверхности бруска, попеременно перекладывая с одной фаски на другую. Так точим до появления заусеница. Дальше точим таким же образом на оселке до тех пор, пока заусениц не отпадет. После этого приступаем К правке на коже, натянутой на деревянный брусок и натертой пастой ГОИ. Хорошо заправленный нож должен оставлять чистый, блестящий срез.

Читайте так же:
Как выкрутить сорвавшийся болт

При резьбе по дереву техника безопасности не повредит

Как правило, травмы носят случайный характер: уронил нож, задел за лежащую на столе стамеску и так далее. Поэтому необходима правильная организация рабочего места. Инструменты должны быть аккуратно разложены и обязательно иметь защитные чехлы, которые можно склеить из полистирола или плотного картона.

Резьба по дереву. Декоративные блюда. Александр Шиканов.

Александр Шиканов. Резьба по дереву. Декоративные блюда.

Нельзя забывать и о правильном освещении рабочего места. Лучшим освещением считается естественное, и свет должен падать спереди и слева. Во время резьбы редко случаются травмы. Но все же необходимо следовать следующему правилу: «Нельзя резать в сторону руки, держащей заготовки, понадеявшись, что инструмент не сорвется». На всякий случай под рукой должна быть аптечка.

Когда резчик «обрастает» инструментом, появляется необходимость в специальных подставках и приспособлениях. Они очень удобны в работе и позволяют быстро найти нужный инструмент.

Каждое лыко в строчку

Поняв основное правило резьбы по дереву, нам осталось оттачивать свое мастерство. Да вот беда, пока мы добиваемся идеальной резьбы, много хороших досок переводим на «дрова».

У нас появилась оригинальная идея — использовать эти доски для декоративных панно. При этом убиваем сразу двух зайцев — вся наша работа не пропадает даром, и мы включаем свою фантазию, придумывая геометрический орнамент на досках различной конфигурации, выпиленных заранее

Резьба с небольшим изъяном пока еще не годится для сложных изделий, таких как шкатулки, блюда, подсвечники и так далее. На большом же панно небольшие огрехи практически не видны.

Не у всех одинаково быстро получается хорошая резьба по дереву, но качество работы всегда на первом месте. Поэтому дальше каждый ученик получает индивидуальное задание, которое зависит от полученных навыков и мастерства.

К плоско — рельефной резьбе переходит только тот, кто основательно освоил геометрическую резьбу.

Резьба по дереву. Дракон.

Петр Шустриков. 17 лет. Резьба по дереву. Дракон.

На каждом этапе обучения полученные навыки должны закрепляться и совершенствоваться. Соблюдается принцип «от простого к сложному».

Учись у природы

При поездках на дачу, в деревню, при походах в лес всегда можно найти интересные сучки, ветки, удивительно сплетенные корешки. Легче всего встретить занятный корешок при корчевании ненужных или засохших кустов и деревьев в собственном саду.

Сучки и корни — прекрасный материал для всевозможных поделок.

Ценней та скульптура из дерева, которая совсем не тронута ножом автора или доправлена, но очень незначительно.

Отделка резных изделий

Если резьбу оставить без окончательной обработки, то через весьма непродолжительное время изделие потеряет свой нарядный вид и привлекательность. Чтобы подчеркнуть естественную структуру древесины и защитить от воздействия света, воздуха и влаги, поверхность изделия покрывают лаком или воском. Причем воску отдаем предпочтение. Резьба смотрится более благородно.

Перед покрытием воском или лаком резьба прошкуривается и при необходимости покрывается морилкой для придания нужного цвета

Наносить морилку желательно краскопультом или аэрографом. При этом краситель ложится более равномерно.

Вощение придает изделию ровный тон и мягкий шелковистый блеск. Для приготовления восковой мастики используется пчелиный воск и скипидар, они смешиваются в пропорции 1:2. Чтобы ускорить процесс, можно использовать «водяную баню».

Мастику наносят на изделие с помощью кисти тонким слоем. После полного высыхания резьба натирается щеткой, а затем бархоткой

При достаточном мастерстве можно перейти к сквозной рельефной и объемной резьбе. На первых порах можно просто копировать предметы декоративно — прикладного искусства, но изучая древние памятники резного творчества башкир, образцы русской народной деревянной резьбы и резьбы других народностей, пробуйте создать что — то свое.

Древесина для резьбы по дереву

Резьба по дереву – достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Древесина для резьбы

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Читайте так же:
Искрят щетки на шуруповерте

Так, при скульптурной резьбе рекомендуется использовать прочные породы дерева: дуб, кедр и т. д. А при рельефной или геометрической – липу, берёзу и ольху, которые отличаются мягкостью и гибкостью.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом – светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Похожие материалы:

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

Деревянные заготовки для резьбы

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины – это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Выбор древесины для резьбы

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15–20%. Сама процедура сушки может занять много времени – несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8–10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты – эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector