Условные обозначения на электрических схемах
Условные обозначения на электрических схемах
Провод — эффективный проводник тока.
Провод без соединения обозначается «методом горба».
Провод с соединением — указывает на физическую связь проводов, которая позволяет проходить току.
Постоянный ток (DC) — электрический ток, который с течением времени не изменяется по величине и направлению.
Переменный ток (AC) — электрический ток, который с течением времени изменяется по величине и направлению.
Батарея — поставка электроэнергии от одной или нескольких батарей.
Ячейка — ограниченная поставка электроэнергии.
Заземление — 0 вт или заземление в зависимости от схемы.
Диод — ограничивает направление тока, чтобы он тёк только в одном направлении.
Светодиод (LED) — полупроводниковый диод, излучающий некогерентный свет при пропускании через него электрического тока.
Фотодиод — полупроводниковый диод, обладающий свойством односторонней фотопроводимости при воздействии на него оптического излучения.
Стабилитрон (диод Зенера) — полупроводниковый прибор, предназначенный для стабилизации напряжения.
Резистор — пассивный элемент электрической цепи, предназначенный для сопротивления электрическому току.
Переменный резистор — переменный резистор в реостатном включении.
Переменный резистор с тремя выводами, используется с целью ограничения тока в электрической цепи.
Подстроечный резистор — подстроечный резистор в реостатном включении.
Термистор — полупроводниковый резистор, в котором используется зависимость электрического сопротивления полупроводникового материала от температуры.
Свето-зависимый Резистор — резистор, сопротивление которого уменьшается или увеличивается в зависимости от интенсивности падающего на него света.
Нагреватель — конвертированная электроэнергия в высокую температуру.
Плавкий предохранитель — простейшее устройство для защиты электрических цепей от перегрузок и токов короткого замыкания.
Лампа световая — электроэнергия конвертированная в свет.
Лампа, Индикатор — электроэнергия конвертированная в свет с целью предупреждения.
Мотор — электроэнергия конвертированная в механическую энергию.
Катушка индуктивности (Катушка, Соленоид) — катушка из свёрнутого изолированного проводника, который создает магнитное поле, когда ток проходит через него.
Осциллограф — прибор, который показывает форму напряжения в течение времени.
Гальванометр — прибор, который замеряет очень маленькие переменные и постоянные токи (меньше чем 1mA).
Вольтметр — прибор для измерения эдс или напряжений в электрических цепях.
Омметр — прибор непосредственного отсчета. Его главная функция – определение активных сопротивлений электрического тока.
Амперметр — прибор для измерения силы тока в амперах.
И — логическая цепь, которой требуется два входа, если оба высоки, тогда и выход высок, во всех остальных случаях производит низкое. (00=0 01=0 10=0 11=1)
Или — логическая цепь, которой требуется два входа, если любой или оба высоки, тогда и выход высок, во всех остальных случаях производит низкое. (00=0 01=1 10=1 11=1)
НЕ-И — логическая цепь, которой требуется два входа и приводит к противоположным результатам И. (00=1 01=1 10=1 11=0). Интересное примечание, на Вашем компьютере центральный процессор (CPU) построен полностью из ворот.
Не-ИЛИ — логическая цепь, которой требуется два входа и приводит к противоположным результатам ИЛИ. (00=1 01=0 10=0 11=0).
Не — логическая цепь, которой требуется один вход, если он высок, тогда выход низок. (0=1 1=0).
Xor — логическая цепь, которой требуется два входа, если любой, но не оба высоки, тогда и выход высокий, во всех остальных случаях производит низкое. (00=0 01=1 10=1 11=0)
NXOr — логическая цепь, которой требуется два входа и приводит к противоположным результатам XOR. (00=1 01=0 10=0 11=1)
Выключатель (SPST) — электрический коммутационный аппарат, служащий для замыкания и размыкания электрической цепи.
Переключатель Двух Путей (SPDT) — электрический коммутационный аппарат, который позволяет току течь по одному из двух путей.
Выключатель (нажать, чтобы соединить) — выключатель, который позволяет току течь только в замкнутом положении. Возвратится к разомкнутому положению.
Выключатель (нажать, чтобы разорвать) — выключатель, который позволяет току течь только в замкнутом положении. Возвратится к замкнутому положению.
Выключатель, Двойной вклвыкл (DPST) — двухполюсный выключатель.
Выключатель, Реверсивный (DPDT) — выключатель, который позволяет току течь от двух проводов по двум различным путям.
Диск — выключатель, который позволяет току течь по многократным путям от одного источника.
Реле — устройство, предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин.
Транзистор NPN — биполярный транзистор. Состоит из трёх различным образом легированных полупроводниковых слоёв (эмиттера E, базы B и коллектора C). В данном случае NPN-транзистор пропускает ток от коллектора к эмиттеру.
Транзистор PNP — биполярный транзистор. Состоит из трёх различным образом легированных полупроводниковых слоёв (эмиттера E, базы B и коллектора C). В данном случае PNP-транзистор пропускает ток от эмиттера к коллектору.
Фото Транзистор — используется, как усилитель тока или выключатель, который задействуется светом.
Конденсатор, Постоянный — устройство для накопления заряда и энергии электрического поля.
Конденсатор, Полярный — электролитический конденсатор, у которого имеется полярность подключения.
Конденсатор, Подстроечный — конденсатор переменной ёмкости. По сути, он является переменным конденсатором, не рассчитанным на частое вращение.
Конденсатор, Переменный — его ёмкость может изменяться в заданных пределах.
Преобразователь Пьезо (Piezo) — устройство, которое преобразовывает электроэнергию в звук.
Трансформатор — две или более индуктивных обмотки, предназначенных для преобразования системы (напряжений) постоянного или переменного тока в одну или несколько других систем (напряжений), без изменения частоты.
Громкоговоритель — аппарат, который преобразовывает электроэнергию в звук.
Наушник(и) — аппарат, который преобразовывает электроэнергию в звук.
Микрофон — аппарат, который преобразовывает электроэнергию в звук.
Усилитель — усилитель электрических сигналов.
Звонок — аппарат, который преобразовывает электроэнергию в звук.
Гудок — аппарат, который преобразовывает электроэнергию в звук.
Клеммы АКБ — виды и особенности
Двигатель – «сердце» автомобиля, электропроводка – «нервная система». Чтобы она нормально работала, ей требуется бесперебойное питание, за что отвечает аккумулятор. АКБ с проводкой контактирует посредством таких важных элементов как клеммы. Аккумуляторная батарея не только дает энергию автомобилю, но также накапливает и сохраняет ее. Соответственно, у клемм еще одна задача – сделать так, чтобы аккумулятор и генератор, вырабатывающий электрическую энергию, нормально взаимодействовали. Деталь хоть и мелкая, но от ее состояния зависит работоспособность не только батареи, но и всего автомобиля. Рассмотрим виды клеммы аккумулятора и их особенности.
Клеммы АКБ нужны, чтобы соединить его с проводкой.
Как устроены клеммы АКБ
Прежде чем перечислять типы аккумуляторных клемм, обозначим, что это. Так называется электротехническое изделие, с помощью которого происходит подключение стартерной батареи к бортовой сети автомобиля. Аккумуляторы выпускаются по разным стандартам, соответственно, клеммы отличаются своим устройством.
Какие на них возлагаются функции:
- «соединяют» батарею с генератором, стартером, другими потребителями тока, и «массой» автомобиля;
- позволяют быстро поставить и снять аккумулятор;
- обеспечивают надежный электрический контакт;
- защищают от неправильного подключения батареи и (зависит от устройства) от короткого замыкания.
Неважно, какой тип клемм АКБ используется, они должны быть качественные, надежные, и подходящие по электрическим характеристикам. Если они неисправны – их заменяют, а чтобы выбирать было легче, пригодится информация, чем они отличаются.
Разновидности
Если нужно произвести замену, открывают аккумуляторный отсек автомобиля и смотрят, какие «контакты» там стояли. Но для себя самого не лишним будет знать о типах клемм для аккумулятора, в чем между ними различия. Классифицируются эти мелкие детали, на которые возложена серьезная функция, по нескольким параметрам.
По полярности
Если вспомнить школьную программу, полярность – то, как расположены электроды на корпусе аккумуляторной батареи. Самым распространенным считается европейский стандарт «А», где отрицательный токовывод характерен диаметром 17. 9 мм, а положительный – 19.5 мм. Подбирая источник питания с другим типом клемм, смотрят на такие их параметры:
- длина соединительного провода;
- диаметр разъема;
- рабочая сила тока.
Если взять устройство с неподходящим видом аккумуляторных клемм, в ходе подключения возникнут сложности: несоответствие размеров «контактов», другие разъемы. А неправильное подключение грозит серьезными проблемами, вплоть до выхода электропроводки автомобиля из строя.
Типы клемм АКБ по полярности:
- прямая. «Плюс» находится в левой части корпуса батареи. Такая полярность чаще всего встречается в отечественных автомобилях;
- обратная. «Плюс» – справа. Актуально для ТС, выпущенных азиатскими или американскими производителями.
Чтобы легко определить полярность, достаточно разместить АКБ контактами вниз и взглянуть, где находится «плюс».
По размерам
Если клеммы и контакты по форме не совпадают, обычно их заменяют или пользуются специальным переходником. В сети встречаются советы, где сказано, что в автомобиль, предусматривающий типоразмер Т3, реально поставить АКБ с соединениями Т1, достаточно разжать их и посильнее затянуть болтами – лучше так не делать.
Крепить контакты следует придерживаясь инструкции. Кустарный способ не годится, так как не только лишает гарантии, но и может привести к сложностями.
Типы клемм аккумуляторов по форме и размерам:
- на батареях отечественных производителей они имеют вид конусов, при этом «плюс» по диаметру больше «массы». На АКБ американского типа, предназначенных для грузовых автомобилей, встречается винтовое соединение «под болт»;
- конические клеммы типоразмера Т1 (батареи, выпускаемые европейскими и отечественными производителями): диаметр «плюса» – 19.5 мм, «минуса» – 17.8 мм. Т3 (японские компании): «плюс» – 12.7 мм, «минус» – 11.1 мм.
В азиатских автомобилях клемма «плюс» обычно массивная, и при подключении батареи европейского типа могут возникать сложности.
Размеры клемм европейского и азиатского стандартов.
По схеме установки
Выбирая новый аккумулятор или клеммы для него, необходимо, чтобы детали соответствовали «базовым», иначе эксплуатацию автомобиля безопасной не назовешь.
Диаметр – не единственное, чем различаются АКБ типа «евро» и «азия».
Учесть необходимо и способ крепления:
- на «европейских» аккумуляторах клеммы несколько утоплены в корпус. По мнению конструкторов, так безопаснее – снижается вероятность короткого замыкания;
- на «азиатских» батареях наоборот – клеммы выступают над корпусом.
Когда посадочное место позволяет поставить «азиатскую» АКБ – все нормально. Главное – соблюдение безопасности, а для этого, в первую очередь, должно быть достаточно подкапотного пространства. Есть автомобили, заточенные строго под «европейские» источники питания – «азиатскую» батарею если и втиснешь, то капот закрыть не получится из-за торчащих клемм.
По материалу
Помимо конструктивных особенностей, клеммы различаются и материалом, из которого они сделаны:
- свинец. Распространенные, недорогие и с неплохими характеристиками. У свинцовых клемм высокая проводимость, они устойчивы к ржавчине, мягкие, что обеспечивает качественный обжим. С другой стороны, легкоплавкость свинца – минус, так как при сильной жаре контакты из него могут оплавиться;
- латунь. Тяжелые, но наиболее прочные, выдерживают нагрев до +950°. Легко деформируются, но это скорее плюс, если учесть необходимость качественного обжима;
- медь. Для электропроводки один из лучших металлов, так как не окисляется, хорошо проводит ток и плавится при температуре аж в +1050°.
Стоит обратить внимание, что бывают чисто медные контакты, и стальные, но омедненные.
Какие выбрать
Однозначно ответить на вопрос «какие клеммы лучше?» нельзя. Если отталкиваться от соотношения «цена-качество» – свинцовые. Если планируется установка в салон автомобиля множества «примочек», которым нужна электроэнергия для работы, или если машина будет эксплуатироваться в суровых климатических условиях, лучше отдать предпочтение вариантам понадежнее – из латуни или меди. В любом случае, необходимо придерживаться рекомендаций производителя батареи.
Есть несколько видов клемм аккумулятора, и у каждой свои особенности. Выбирая, надо, чтобы они подходили по форме и размерам, а также соответствовали выводным контактам на батарее. Изделия хоть и мелкие, но от них зависит работоспособность источника питания и самого автомобиля.
Какие бывают электрические обозначения на схемах
Уметь читать специальные электрические обозначения должен уметь каждый человек, который имеет отношение к электричеству. Обозначений существует огромное количество, но знать их нужно всегда, или просто изредка подглядывать в нашу статью. Здесь мы разберем, какие существуют условные обозначения в электрических схемах гост, и разберем все возможные варианты.
Какие бывают условные обозначения в электрических схемах
Всего существует две основных группы обозначений на схемах, они используются повсеместно, поэтому их стоит знать. Ведь по-другому вы не узнаете, как обозначаются: выключатели, светильники, розетки и другие элементы цепи на вашей электрической схеме. Если вы только думаете, составить схему, тогда обязательно используйте только правильные обозначения, ведь рано или поздно вы к ней вернетесь, если разобрать не сможете – будет очень плохо.
Если говорить за два вида электрических обозначений, то стоит назвать:
- Графические.
- Буквенные.
О них мы и поговорим в этой статье, прочитав все внимательно, вы сможете что-то понять. Чтобы выучить, прочитать придется раз 20, как минимум. Итак, существуют следующие условные обозначения в электрических схемах, если вы сможете в них вникнуть, тогда и учить все будет легче. Все они поддаются логике, но основное запомнить придется. Вам будет интересно узнать, какие существуют программы для черчения схем.
Графические обозначения в электрических схемах
Изначально мы поговорим об графических обозначениях электрических элементов, которые используются в стандартных схемах. Чтобы вам проще было вникнуть в суть, мы решили сделать для вас подборку в виде таблиц, которые мы встретили в интернете.
Первая таблица означает схемы: электрических коробок, щитов, пультов и шкафов на стандартных электросхемах.
Вот так обозначаются розетки и выключатели, более подробно вы найдете в статье, обозначение розеток.
Если говорить за элементы освещение обозначения, то по ГОСТу они обозначаются образом:
Следующим образом обозначаются трансформаторы и генераторы.
Если говорить за более серьезные схемы, то можно сразу назвать различные электродвигатели, элементы на них обозначаются вот так:
Такие обозначения важно будет узнать начинающим электрикам, ведь следующим образом выглядит контур заземления и силовая линия.
Опытные электрики всегда заинтересуются сложными графическими электрическими обозначениями в виде контактных соединений. Таким образом, обозначаются устройства на электросхемах по ГОСТУ.
Вот так выглядит радиоэлементы, сюда можно отнести: диоды, резисторы, транзисторы и прочее.
Итак, мы с вами разобрали все графические обозначения на электрических схемах, которые применяются в силовых сетях для освещения. Как вы могли заметить, обозначений много, но запомнить их всех можно, с электродвигателями ситуация немного сложней, но такие обозначения используют только профессиональные электрики. Мы рекомендуем сохранить эту страницу, она станет для вас спасением рано или поздно.
Буквенное обозначения в электрических схемах
Мы уже разбирали похожую статью: расшифровка кабелей и проводов, если вы читали эту статью, вам будет проще разобраться со всеми буквенными обозначениями. Согласно ГОСТ 7624-54 буквенное обозначение элементов на электрических схемах выглядит вот так:
- КВ – конечный выключатель.
- ПВ – путевой выключатель.
- ДО – двигатель насоса охлаждения.
- ДП – двигатель подач.
- ДШ – двигатель шпинделя.
- ДБХ – двигатель быстрых ходов.
- ДГ – главный двигатель.
- КК – командо-контроллер.
- КУ – кнопкауправления.
- Напряжение, мощность, время, указательное, реле тока, соответственно – РТ, РН, РМ, РС, РВ, РП, РУ, РГ, РТВ.
Радиотехнические элементы на электронных схемах обозначаются следующим образом.
Вот мы с вами и разобрали, какие существуют электрически обозначения на схемах, посмотрите еще вот такое интересное видео, оно поможет понять некоторые особенности.
Умение разбираться в условных обозначениях в электрических схемах безусловное преимущество любого автовладельца
Каждая машина оснащается электрическим оборудованием, будь то потребители напряжения либо его источники. Все использующиеся девайсы, а также электроцепи, соединяющие их, отмечаются на электросхеме. Как самостоятельно расшифровать условные обозначения в электрических схемах, для чего это нужно и какие компоненты включает в себя оборудование? Об этом мы расскажем ниже.
Что представляют собой автомобильные электросхемы?
Какие девайсы и элементы включает система электропроводки и электрооборудования автомобиля? Принципиальная электросхема являет собой визуальные изображение, где указываются все без исключения пиктограммы использующихся компонентов. Все девайсы находятся в конкретном порядке на схеме, а друг с другом они могут быть соединены как последовательным, так и параллельным образом. Надо учитывать, что сама электро схема легкового или грузового автомобиля по факту не показывает реального расположения оборудования. Она только показывает, как все потребители и источники энергии связаны.
Вне зависимости от машины, схема включает в себя следующие компоненты:
- оборудование системы питания, применяющееся для образования напряжения,
- девайсы, использующиеся для преобразования энергии,
- кроме того, сеть также включает компоненты, использующиеся для передачи тока, то есть проводники.
Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?
В автосхеме электрики должен разбираться каждый владелец машин, так как при появлении неполадок в работе оборудования можно будет самому разобраться с поломкой. Естественно, если произошли более сложные проблемы в работе сети и оборудования, то выявить их самостоятельно без опыта вряд ли получится. Особенно, если учесть, что в современных авто используются более сложные схемы, что связано с применением большего числа всевозможных девайсов.
Также необходимость разбираться в работе той или иной схемы для авто может возникнуть у тех владельцев машин, которые желают внести коррективы в работу системы. Например, если вы планируете произвести совершенствование и тюнинг транспортного средства, это не обязательно подразумевает использование модернизированных обвесов или бамперов. Если тюнингуется салон, то автовладелец может установить новую аудиосистему или кондер, в таком случае без внесения правок не обойтись. Помимо этого, понимать работу схемы нужно и в случае, если вы решите самостоятельно установить противоугонную установку.
Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Так или иначе, если вы хотите установить дополнительные устройства и добавить их систему, то разбираться в электросхеме просто необходимо.
Как устроено электрооборудование любого автомобиля?
Как сказано выше, любая бортовая сеть включает в себя источники энергии, потребители, проводники, а также компоненты управления. К источникам энергии относятся аккумулятор авто, а также генераторный узел. Назначение АКБ заключается в питании током всех потребителей при отключенном моторе, его запуске а также при функционировании силового агрегата на пониженных оборотах. Но основным источником энергии все же считается генераторный узел, позволяющий обеспечить питание всего оборудования и восстановление заряда АКБ. Нужно учитывать, что емкость АКБ, а также мощность генераторного устройства должны полностью соответствовать техническим параметрам потребителей напряжения, это нужно для поддержки баланса энергии.
Что касается потребителей, то все они делятся на несколько групп:
- Основные. К этим потребителям энергии относятся топливная система, зажигания, впрыска, ЭСУД (управления работы мотором), автоматической трансмиссии, а также усилителя руля, в частности, ЭУР.
- Дополнительные. К ним можно отнести охладительную систему, освещения и оптики, активной и пассивной безопасности, кондиционер, печку, автосигнализацию, акустику, а также навигационную систему.
- Также имеются и кратковременные потребители. К таким потребителям можно отнести системы комфорта, запуска, клаксон, прикуриватель (автор видео канал KroomcoTV).
Также любая система проводки подразумевает использование и компонентов управления. С их помощью обеспечивается согласованная работа источников энергии, а также ее потребителей. В список компонентов управления входят монтажные блоки с предохранительными устройствами и реле, управляющие модуля. Эти устройства обычно располагаются децентрализованным образом. В современных транспортных средствах большинство опций, которые должны выполнять реле, возлагаются на управляющие модули, то есть блоки управления. Также во многих авто сегодня применяются мультикомплексные системы, в частности, шины данных, которые соединяют электронные блоки.
Основные аспекты правильного чтения электросхемы оборудования
Итак, как читать автомобильные схемы и что нужно знать об их расшифровке? Как вы уже поняли, без знаний о расшифровке вы не сможете выполнить ремонт проводки и оборудования при необходимости. Подробная схема к конкретной модели авто должна быть отмечена в сервисном мануале к машине. Посмотрев на нее, вы сможете увидеть десятки всевозможных обозначений электрооборудования, которые соединены линями. Каждая из этих линий окрашена в определенный цвет это цвет проводов в системе проводки (видео снято каналом MR.BORODA).
В более современных автомобилях используются сложные схемы, поскольку такие транспортные средства оснащаются большим количеством оборудования и устройств. В таких электросхемах проводники могут быть указаны отрезками или с разрывами.
Какие аспекты для расшифровки электросхемы машины следует учитывать:
- Как мы уже сообщили, все электроцепи помечаются соответствующим их реальному состоянию цветом. Это во многом облегчает процесс ремонта и замены проводки. Сам цвет проводников может быть однотонным или двойным, это говорит о том, основной ли это кабель либо дополнительный. В том случае, если имеются в виду дополнительные проводники, то на самой электросхеме они отмечаются обычно штрихованными отрезками, которые бывают либо продольными, либо поперечными.
- Если в вашем авто несколько электрических цепей расположены на одном жгуте, при этом маркируются они аналогично, то такие цепи характеризуются гальваническим сопротивлением. То есть эти кабеля попросту соединены между собой.
- Если цепь входит в жгут, он будет отмечен с небольшим отклонением в определенную сторону, в которую он повернут.
- Обычно на любой электросхеме имеются несколько проводов одного цвета, как правило, черного. В данном случае речь идет об электроцепях, подключенных к заземлению, то есть кузову автомобиля. Такие контакты зовутся массой.
- Если говорить непосредственно о реле, то в этом случае контакты указываются в состоянии, когда через обмотку девайса не передается энергия. Если состояние работы устройства стандартное, то эти элементы могут отличаться друг от друга, так как они могут быть разомкнутыми и замкнутыми.
- Кроме того, посмотрев на электросхему, можно будет увидеть, что на самих электроцепях могут быть помечены дополнительные символы. А именно, речь идет о подключении электрической цепи к потребителю энергии. Такое обозначение даст возможность потребителю узнать, куда именно подключена цепи, при этом точно не прослеживая ее прокладку.
- Если вы заметили, что на девайсах или оборудовании указываются конкретные цифры, то эти номера в любом случае должны соответствовать. К примеру, если вокруг номера имеется круг, это свидетельствует о том, что это точка подключения цепи к отрицательному контакту. Если же вас интересуют комбинации из букв и цифр, то так отмечаются штекерные соединения.
Фотогалерея «Обозначения электросхем»
Заключение
Как правило, вместе с сервисным мануалом пользователя прилагается специальная таблица, с помощью которой вы сможете оптимально расшифровать те или иные компоненты электросети. У тех автовладельцев, которые ранее никогда не сталкивались с необходимостью расшифровки, могут возникнуть сложности при выполнении этой задачи. Нужно быть более внимательным, чтобы точно расшифровать все составляющие и компоненты. Непосредственно принцип расшифровки аналогичен не зависимо от того, о какой машине идет речь об иномарке или авто отечественного производства.
Видео «Как самостоятельно выявить неполадки в работе электрики?»
Если вы не знаете, как своими руками определить неполадки в работе системы электропроводки автомобиля, то рекомендуем ознакомиться с роликом, где подробно описан этот процесс (видео опубликовано каналом Автоэлектрика ВЧ).