Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить аккумулятор мультиметром: советы специалиста по измерению емкости, напряжения и заряда

Как проверить аккумулятор мультиметром: советы специалиста по измерению емкости, напряжения и заряда

Чтобы автомобильный аккумулятор не подвел в дороге, его надо периодически проверять. Обычно это делают на станции ТО в период сезонного обслуживания, однако, водитель должен сам уметь замерить силу тока, напряжение и емкость. Для этих целей существует специальный прибор – мультиметр. Для измерения всех параметров тестер переводят в режим постоянного тока. Здесь сразу надо сказать, что силу тока 12-вольтной батареи мультиметром, рассчитанным на 10 А, измерить не удастся. Он попросту сгорит. Чтобы проверить аккумулятор мультиметром, потребуется более мощный прибор.

Что и как можно проверить тестером в аккумуляторе?

Автомобильная 12-вольтная батарея состоит из шести последовательно соединенных небольших аккумуляторов, часто называемых банками. Его исправность зависит от основных параметров:

  • показатель емкости отвечает за обеспечение электрооборудования автомобиля необходимой силой тока на определенное время;
  • показатель максимального тока нагрузки указывает предельное значение для нормальной работы аккумулятора. Если сила тока превышает этот показатель, происходит разрушение внутренних элементов батареи;
  • общее напряжение АКБ представляет суммарное значение всех банок. Такой показатель, как рабочее напряжение, можно измерить только в батарее с полной зарядкой.

Далее надо выяснить еще несколько важных нюансов.

Различие между напряжением рабочим и холостого хода

Перед тем как приступить к замерам параметров, необходимо разобраться с электродвижущей силой ЭДС, иначе говоря – напряжением холостого хода. Этот показатель иногда принимают за рабочее напряжение. Однако ЭДС можно измерить при разъединенной электроцепи автомобиля. Другими словами – это измерение показывает разность значения между полюсами батареи. Показатель ЭДС всегда одинаков у рабочей и неисправной батареи.

Измерить рабочее напряжение можно только под нагрузкой. Это значение показывает силу тока, идущую от исправной батареи при номинальной нагрузке. Если щупы тестера подключить к контактам снятой с автомобиля батареи, то узнать можно только ЭДС. Это связано с малым внутренним сопротивлением мультиметра и прибор не может обеспечить рабочую нагрузку аккумулятору.

Другое дело, если у водителя имеется современный тестер с нагрузочной вилкой. Этот прибор укомплектован проводником с высоким сопротивлением. Чтобы определить таким мультиметром рабочее напряжение на снятом с автомобиля АКБ, щупы прибора подключают к клеммам батареи и нажатием кнопки подают нагрузку. Эффективность проверки заряда батареи нагрузочной вилкой очень высокая.

Нагрузочная вилка

Что надо знать о проверке емкости и внутреннего сопротивления аккумулятора?

Тестер считается универсальным прибором, с помощью которого можно измерить все характеристики аккумулятора. Настало время поговорить о внутреннем сопротивлении батареи. Его можно узнать в полностью разряженном аккумуляторе, что губительно для него или с добавлением шунта, то есть дополнительного сопротивления. Однако показатель сопротивления батареи водителю знать необязательно. Это значение требуется для специалистов-ремонтников, поэтому останавливаться на нем нет смысла.

А вот емкость АКБ является очень важным показателем. Она зависит от плотности электролита, которая измеряется специальным прибором – ареометром. Дело в том, что емкость измеряется ампер-часами и обозначается Ah. Существует такое понятие, как ампераж. Автомобильный аккумулятор при постоянной нагрузке должен выдать определенный ток за какое-то время.

Возьмем, к примеру, стандартный автомобильный аккумулятор. Его емкость равна 60 Ah. Если ему дать нагрузку 1 А, исправный и полностью заряженный АКБ проработает 60 часов. Соответственно дав нагрузку 2 А, батарея проработает 30 часов. Как видно, емкость мултиметром измерить нельзя. Можно только определить величину тока или остаточное напряжение.

Приблизительное измерение емкости мультиметром

Имея под рукой мультиметр, дома можно все же попытаться примерно выяснить емкость АКБ. Обязательное условие – батарея должна быть полностью заряжена. Надо знать, что стандартное напряжение АКБ под нагрузкой составляет 12–12,5 В.

Измерение емкости выполняют в такой последовательности:

  1. Для сокращения времени проверки емкости необходимо создать нагрузку от мощного потребителя. Например, 12-вольтная лампочка мощностью 60 Вт создаст нагрузку 5 ампер. Нормальный АКБ емкостью 60 Ач разрядится за 12 часов. Чтобы ускорить процесс измерения, можно соединить последовательно 2 или 3 такие лампочки.
  2. Собирается цепь с последующим соединением АКБ, тестера, потребителя и подается нагрузка. Время от времени проверяют показания мультиметра. Как только показатель упадет ниже 12 В – начнется разряд батареи. Теперь необходимо взять значение прошедшего времени с начала замера и умножить на ток нагрузки потребителя. В нашем случае – это лампочки. Полученный результат и будет примерной емкостью АКБ.

Измерение емкости необходимо производить только тогда, когда АКБ стала быстро терять заряд. Когда полученные измерения меньше паспортных данных изделия, батарею надо менять или ремонтировать.

Измерение тестером напряжения

Напряжение мультиметром замеряют на клеммах АКБ без нагрузки. Для этого достаточно снять минусовую клемму с батареи и выполнить замеры тестером. Исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор покажет напряжение 12 В. Если на тестере показывает 11,2 В, то это означает разряд АКБ на 50% и ее необходимо ставить на зарядку. Когда значение падает ниже 11 В, возможно придется батарею менять или нести ремонтировать.

Измерение напряжения на клеммах

Проверка тестером зарядки АКБ

Любая батарея на автомобиле проходит цикл заряда/разряда. Если с разрядом все понятно, то за правильный заряд отвечает генератор и реле. По другому реле называют регулятором напряжения. Зарядное значение всегда немного выше, чем напряжение АКБ. В исправной электрической системе автомобиля с реле должно выходить 14,5 В.

Для проверки зарядки необходимо завести двигатель автомобиля и на холостых оборотах замерит тестером напряжение на клеммах. Если прибор покажет 13,5–14 В, значит с зарядкой все нормально. Когда мультиметр выдаст значение больше 14 В, это укажет о сильном разряде батареи. Чтобы восполнить этот пробел генератор пытается отдать больше энергии на зарядку.

Однако частый показатель повышенной зарядки может присутствовать в автомобиле зимой и этого не стоит опасаться. Дело в том, что на морозе АКБ быстрее разряжается и при исправном электрооборудовании максимум через 10 минут значение стабилизируется до 14 В. Когда по истечении этого времени напряжение не опустилось до нормы, существует опасность неисправности реле, а это уже грозит выкипанием электролита в банках.

Читайте так же:
Джип места установки домкрата

Часто показателем неправильного напряжения служат окисленные контакты. Чтобы сделать правильные замеры, надо снять с батареи клеммы, хорошо их зачистить и установить на место. Если и после этого напряжение падает ниже 13 В, аккумулятор придется заменить.

Определение мультиметром утечки тока

Электрическая система автомобиля имеет свойство потреблять минимальное количество электроэнергии при выключенном двигателе. В зависимости от модели авто такой показатель варьируется от 10 до 80 мА. Это так называемые утечки тока. Оптимальным считается показатель 60 мА, при котором батарея прослужит длительное время.

Вычислить величину утечки тока можно тем же мультиметром:

  1. На приборе устанавливают рабочий режим на 20 ампер. С аккумулятора снимают минусовую клемму, производя, таким образом, разрыв цепи.
  2. Один щуп тестера соединяют со снятым проводом, а другой с минусовой клеммой АКБ. То есть цепь опять соединяют, только через мультиметр. На этот момент в автомобиле должно быть выключено все энергопотребляющее оборудование и даже вынут ключ из замка зажигания. Результат 60 мА укажет, что оборудование автомобиля исправно.

При большем показателе на тестере придется искать по автомобилю утечки тока. Это можно сделать поочередным снятием предохранителей и повторным проведением измерения.

Как видите, проверить заряд аккумулятора мультиметром не так уж и сложно. Первый раз это можно сделать, держа под рукой инструкцию, а с накоплением опыта весь процесс пройдет машинально.

Как измерить силу тока мультиметром

На приборах сила тока, которую они могут выдержать, указывается редко. Основными считаются напряжение и потребляемая мощность. Но в некоторых случаях без определения этой характеристики не обойтись. Мы расскажем, как измерить силу тока мультиметром и как можно использовать полученные данные.

Для чего измерять силу тока

Измерение силы тока в электротехнике проводится реже, чем напряжения или сопротивления. Но она необходима:

  • Для определения фактической мощности электроприбора P. Зная напряжение источника U и применив формулу Р=UxI, можно получить значение работы в ваттах.
  • Для проверки цепей или отдельных устройств на соответствие данной нагрузке. Если она слишком большая, возможен перегрев проводников и выход приборов из строя.
  • Для поиска утечки тока в аккумуляторе. Зачастую автовладельцы обнаруживают, что он разрядился при отсутствии нагрузки в гараже или на стоянке. Простая проверка помогает найти активных потребителей и отключить их, тем самым решить проблему.
  • Для расчета необходимой емкости источника. Например, при измерении светодиодной лампы установлено, что сила тока потребления равна 20 мА, а батарейка при данном сопротивлении нагрузки может обеспечить 900 мА. Тогда тока источника хватит на 45 часов работы светодиода.
  • Для поиска неисправностей при ремонте бытовой техники. Какие-либо отклонения в потреблении тока в меньшую сторону будут свидетельствовать о наличии неработающих участков.

В электротехнике или радиотехнике сила тока не менее важна, чем напряжение. Для ее определения в профессиональной работе раньше использовались амперметры. С появлением универсальных мультиметров эти исследования стали значительно проще и доступнее.

Особенности измерений

Если представить, что электрический ток — это текущая по трубе вода, а напряжение — действующий напор, то многие понятия и формулы становятся понятными. Когда труба перекрыта, то напор есть, а воды нет. Пока не появится потребитель, то есть нагрузка, он не потечет. А сопротивление — это подводные камни в русле, мешающие свободному прохождению потока, но заставляющие его работать.

Сила тока в физическом понимании — это количество заряженных частиц, протекающих в единицу времени через определенную точку системы. Измеряется она в амперах А или миллиамперах мА.

Измерения проводятся с помощью амперметров, а также бытовых или профессиональных мультиметров. Цифровые измерители просты и удобны в работе. Они позволяют установить не только силу тока и напряжение, но и другие характеристики — сопротивление, емкость конденсаторов, частоту переменного тока и т.д. Опасной для человека считается сила тока, превышающая 15 мА, при которой происходит спазм мышц. А удар в 100 мА — это практически всегда смертельный исход. Поэтому все работы, связанные с сетями под напряжением, должны производиться строго с соблюдением техники безопасности.

Алгоритм измерения силы тока мультиметром

Универсальные тестеры с питанием от батареек помогут быстро и точно определить нужные параметры цепи. Порядок стандартных действий:

  • выставляется нужный режим;
  • щупы подключаются к разъемам на измерительном приборе;
  • мультиметр встраивается в цепь;
  • после подключения источника питания снимаются показания.

Главное условие — обязательно должна присутствовать нагрузка, которая собственно и определяет значение силы тока. Это могут быть любые электроприборы с сопротивлением больше 0.

Выбор режима

На корпусе мультиметра расположен переключатель, который нужно перевести в сектор для измерения силы тока. Постоянный ток можно исследовать практически на всех мультиметрах. На шкале для него есть обозначения — А с прямой чертой и 3 пунктирами под ней, DCA и/или значок 10А. Профессиональными приборами можно измерять силу тока до 20 А.

Если параметры тока неизвестны, рекомендуется устанавливать переключатель на максимальный диапазон. Так вы убережете прибор от короткого замыкания и порчи. Затем, когда порядок величины будет установлен, ручку можно повернуть в другую позицию для получения более точных данных.

В некоторых моделях не предусмотрено измерение переменного тока. Но покупать другой мультиметр совсем необязательно. В этом случае можно использовать различные приспособления, например, готовые или самодельные резисторы. Их сопротивлением должно соответствовать 1 Ом. Тогда согласно закону Ома I=U/R снимаемое напряжение численно будет равно силе тока на данном участке цепи.

Читайте так же:
Горизонтально расточной станок 2а622

Также используется метод с выпрямлением диодным мостом. На вход подается переменный ток, а на выходе он постоянный. Затем можно проводить измерения своим мультиметром.

Подключение щупов

Щупы, прилагаемые к мультиметру, изготовлены в разных цветах — черный «минусовый» и красный для нагрузки. Они вставляются в гнезда на корпусе:

  • черный в СОМ;
  • красный в VΩmA или 10А.

Рекомендуется устанавливать проводники в разъемы с заведомо большим диапазоном, то есть сразу в 10 А. Особенно это важно, если верхний предел величины точно не известен. Измеряемый ток будет сначала определяться грубо, а при необходимости переключатель можно перевести в более тонкий регистр.

Измерение

Мультиметр для определения силы тока всегда подключается в цепь последовательно с нагрузкой или в разрыв. В качестве источника питания можно использовать бытовую электросеть или блок питания. По правилам электробезопасности сначала необходимо собрать всю систему, а затем подключить электричество.

Если на дисплее мультиметра высветились нули, значит, произошел обрыв и проводимость отсутствует. Иногда это показывает, что предел измерений установлен высоковато. В последнем случае нужно отключить питание и перенастроить мультиметр в соответствии с ожидаемой величиной, то есть переставить в другой разъем красный щуп и выставить более низкий предел измерений.

Переменный ток

В большинстве сетей — бытовых или промышленного назначения — протекает переменный ток. Он гораздо легче трансформируется и меньше теряет при передаче на дальние расстояния, чем постоянный.

При измерении напряжения или сопротивления мультиметр подключается параллельно нагрузке, но для определения силы тестер нужно встроить в разрыв цепи. В этом заключается определенная сложность. Но не обязательно резать провода. Можно использовать разборные разъемы. Например, специальную пару проводников со штырьками на одном конце и с «крокодилами» на другом. Штырьки вставляются в розетку, а «крокодилами» замыкают цепь на клеммах или вилке.

Самодельные приспособления также удобны. Если приходится проводить много измерений, то без них не обойтись. На рисунке вы видите устройство, которое поможет в работе без всякой опасности получить удар током.

Важно распределить правильно все проводники: фаза подключается к контакту одной розетки, ноль — к другой, между остальными устанавливается перемычка. Чтобы измерить силу тока, нагрузка подключается к первой розетке, а мультиметр ко второй. При подаче питания в замкнутой цепи легко определить силу тока.

Не разрывая проводника можно провести измерения с помощью токовых клещей. Они предназначены для работы как с переменным, так и постоянным током. Прибор внешне похожи на мультиметр с двумя круглыми зажимами. Между ними помещается исследуемый провод. Принцип установки режимов и диапазона аналогичен мультитестеру.

Постоянный ток

Источники такого тока — это аккумуляторы, блоки питания, генераторы и батареи. Поскольку отсутствует пульсация, «плюс» и «минус» всегда постоянны.

Постоянный ток при низком напряжении менее опасный, чем переменный. Он не вызывает патологических изменений в организме при разряде до 500 В, но свыше уже становится гораздо разрушительнее постоянного. В любом случае при работе с электричеством необходимо быть очень осторожным. Даже банальная батарейка в 9 В при определенных условиях может выдать достаточно травмирующий ток.

Измерение силы постоянного тока производится также в разрыве цепи. Допускается напрямую без нагрузки подключать к мультиметру батарейки с малой емкостью, но снимать показания нужно очень быстро, чтобы не вывести тестер из строя. При этом переключатель выставляется на максимум, а красный щуп помещается в разъем на 10 А.

Определение утечек

Иногда даже после небольшого простоя автомобильная аккумуляторная батарея отказывается давать необходимый заряд для запуска двигателя. В связи с этим владельцев авто интересует, как измерить силу тока аккумулятора мультиметром и откуда появилась утечка.

Аккумулятор — это источник постоянного тока с достаточно большой емкостью. Электроэнергия производится в нем в результате химических реакций, а после разрядки батарея вновь может восполнить нехватку тока от зарядного устройства.

Существует норма утечки тока в системе автомобиля, которая не превышает 30-50 мА. Но даже зимой это не должно стать причиной разрядки аккумулятора. Во время стоянки электроэнергия тратится на работу автомобильных гаджетов — сигнализации, часах, аудиосистемы, навигации и т.д. Энергопотребление их мало — не более нескольких десятков миллиампер.

Критические утечки, которые приводят к разрядке батареи, возникают из-за дополнительных потребителей или короткого замыкания в цепи. Определить их можно с помощью мультиметра:

  1. Отключить все устройства, потребляющие энергию. Выключить зажигание и вынуть из замка ключ.
  2. Установить режим измерения постоянной силы тока на 10 А.
  3. Устроить в цепи разрыв — «минус» аккумулятора подключить к разъему СОМ мультиметра, красный щуп соединить с помощью крокодила с бортовой сетью автомобиля.

В таком состоянии утечек, свыше допустимых 30-50 мА, быть не должно. Но если они присутствуют, придется искать причину. Нештатные потребители могут быть среди установленных самостоятельно устройств — магнитолы, противотуманных фар, подогрева сиденья, сигнализации и т.д.

Чтобы точно определить, что именно из этого является «виновником» энергопотерь, каждый вид оборудования нужно отсоединить от цепи и повторить испытания.

Часто расположенные вблизи движущихся частей автомобиля провода перетираются, что может стать причиной короткого замыкания. Поэтому все электрические коммуникации обследуются на наличие повреждений и изолируются.

Если же и после этих мероприятий добиться устранения утечки не удалось, проверка проводится при отключенных предохранителях и реле. Причины также могут крыться в неисправном генераторе или стартере.

Как измерить силу тока мультиметром в розетке

На такой вопрос есть единственно правильный ответ — это невозможно. В розетке присутствует только напряжение на контактах. Ток появится лишь после подключения нагрузки — лампочки или электроприбора.

Если напрямую подключить мультиметр к розетке, при соединении фазы и 0 в цепи произойдет короткое замыкание, поскольку сопротивление ничтожно мало. В лучшем случае сгорит предохранитель и выйдет из строя сам мультитестер, но последствия могут быть гораздо хуже.

Читайте так же:
Как определить марку стали по химическому составу

Автоматическая защита домовой сети отреагирует отключением электропитания. Свет погаснет везде, а розетки не будут работать. Кроме того, искры от перегоревшего тестера могут вызвать пожар, ожог и другие неприятности, поэтому не стоит измерять ток в розетке даже ради эксперимента.

Как мультиметром измерить силу тока зарядного устройства

Устройство для зарядки аккумуляторов преобразует переменный ток из сети в постоянный с помощью трансформатора, выпрямителя и стабилизатора напряжения. Для автовладельцев производятся пуско-зарядные устройства — ПЗУ, — которые сочетают функции зарядки аккумулятора и запуска двигателя при севшей батарее. При этом заряда может вовсе не быть или в течение нескольких минут создается частичный заряд, необходимый для начала работы мотора.

В некоторых моделях ЗУ отсутствует индикация заряда, поэтому есть проблема с определением ампеража. Легко проверить силу тока можно обычным мультимером:

  1. Аккумулятор необходимо снять с автомобиля и подключить к зарядке.
  2. На мультиметре выставить шкалу на 10 А, а красный щуп вставить в разъем тоже на 10 А.
  3. «Плюс» зарядного устройства присоединить к положительному полюсу батареи.
  4. «Минус» зарядника соединить черным щупом с базой мультиметра (гнездо СОМ).
  5. Красный щуп подключить ко второй клемме аккумулятора.

При включении зарядного устройства в сеть мультитестер покажет силу тока в цепи. Задача будет решена даже без амперметра-индикатора.

Как проверить аккумулятор мультиметром на работоспособность

Как проверить аккумулятор мультиметром на работоспособность

Аккумуляторы (правильнее говорить аккумуляторные батареи) предназначены для накопления электрической энергии, и питания потребителей электрическим током в автономных условиях работы. Батарея состоит их нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно.

Напряжение на каждом из них суммируется, в итоге мы получаем рабочее напряжение АКБ. Исполнение может быть как моно корпусным, когда все аккумуляторы объединены в общую конструкцию, так и составным. В этом случае каждый корпус самостоятелен. Отдельные аккумуляторы имеют фиксированное напряжение.

Напряжение или ЭДС – как проверить аккумулятор автомобиля тестером?

У аккумулятора есть несколько важных характеристик:

Емкость — способность обеспечивать потребителя заданным током в течение определенного времени.

Максимальный ток нагрузки – предельно допустимый ток, при котором батарея работает в штатном режиме. При превышении этого значения возможна резкая деградация, и даже термическое разрушение внутренних компонентов.
Общее напряжение батареи. Сумма напряжений всех аккумуляторов. За рабочее напряжение принимается величина, измеренная в заряженном состоянии.

Многие пользователи ошибочно принимают за рабочее напряжение величину ЭДС, то есть напряжение холостого хода. ЭДС (электродвижущая сила) – это разность потенциалов между полюсами аккумулятора, при разомкнутой цепи. А рабочее напряжение – это величина, которую исправный аккумулятор обеспечивает при номинальной нагрузке.

При подключении тестера к аккумуляторной батарее вы измеряете величину ЭДС. Внутреннее сопротивление прибора настолько мало, что оно не обеспечивает рабочую нагрузку для АКБ. Поэтому данные, полученные таким способом – не отражают степень заряда батареи. Некоторые современные мультиметры имеют в своем оснащении нагрузочную вилку.

проверка аккумулятора мультиметром

Она представляет собой проводник с высоким сопротивлением и радиатором охлаждения. После подключения измерительных контактов к батарее, оператор нажимает на кнопку и подает нагрузку, параллельно прибору. Таким тестером, проверить заряд можно с высокой эффективностью.

Сравнивая значение ЭДС, и рабочего напряжения под нагрузкой – делаем вывод о степени заряда АКБ.

Будьте внимательны при покупке новых аккумуляторов в магазине, вам могут продать с виду новый, но уже теряющий работоспособность аккумулятор. Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность? Подробности в этом видео сюжете. Ждем ваших комментариев.

Как правильно проверить аккумулятор мультиметром?

Поскольку мультиметр – универсальный прибор, им можно проверить все характеристики аккумуляторной батареи.

  1. Значение ЭДС
  2. Величину рабочего напряжения
  3. Ток утечки
  4. Рабочий ток
  5. Внутреннее сопротивление

Собственно, эта величина в домашних условиях не потребуется. Сопротивление аккумулятора измеряется для выявления короткозамкнутого элемента в батарее. Таким приемом пользуются мастера по ремонту и восстановлению АКБ.

Наиболее частая потребность для обычного потребителя — проверить заряд аккумулятора автомобиля, фонарика или другого бытового прибора. С такой задачей ваш тестер легко справится.
Многие задаются вопросом: «Как проверить емкость автомобильного аккумулятора мультиметром?» Правильный ответ – никак.

Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах (Ач или Ah). При постоянной нагрузке, батарея обеспечивает определенный ток в течение какого-то времени. Например – емкость вашего автомобильного аккумулятора 60 Ah.

автомобильный аккумулятор

Это означает, что при токе нагрузки равном 1 амперу, исправная АКБ гарантированно проработает 60 часов, без ухудшения параметров. Соответственно при токе 3 ампера – время работы до падения напряжения составит 20 часов. Важно! Разумеется, это относится к полностью заряженной батарее.

Как видно из описания – замерить емкость аккумулятора при помощи универсального прибора не получится. Мы можем узнать величину тока, остаточного напряжения, но не емкость.

Тем не менее, проверка емкости батареи возможна в домашних условиях

проверка заряда аккумулятора мультиметром

проверка заряда аккумулятора мультиметром

    1. Производим полный заряд батареи с помощью зарядного устройства;
    2. Если зарядное устройство не автоматическое – необходима периодическая проверка заряда мультиметром. Нормальное напряжение под нагрузкой для кислотного аккумулятора: 12-12,5 вольта;
    3. Даем нагрузку на аккумулятор с помощью мощного потребителя. При этом соединяем последовательно батарею, мультиметр и потребителя.Замеряем ток. Для удобства следует подобрать нагрузку с высокой мощностью, тогда на проверку емкости уйдет меньше времени. Например, лампа 12В мощностью 60Вт, согласно закону Ома создаст нагрузку в 5 ампер. Соответственно, батарея емкостью 60 Ач должна разрядиться не более чем за 12 часов;

    Измерение емкости аккумулятора необходимо, если ваша батарея стала заметно быстрее разряжаться. Особенно актуален такой тест в автомобиле. Чтобы не оказаться вдали от цивилизации с разряженной АКБ – не доводите ее до критического износа.

    Как замерить напряжение мультиметром на аккумуляторе?

    Если ваш прибор не оснащен нагрузочной вилкой, ее можно изготовить самостоятельно или просто использовать мощный потребитель при измерениях. Необходимо запомнить, что нагрузка подключается параллельно клеммам батареи, а не последовательно с тестером, как во время контрольного разряда.

    Нагружать источник питания необходимо устройством, аналогичным по мощности стандартному режиму работы. Например, проверить аккумулятор автомобиля можно с помощью лампы мощностью 15-35 Вт.
    Сначала подключаем измерительные провода к клеммам батареи, и фиксируем значение ЭДС.

    Для автомобильного стартерного аккумулятора эта величина обычно не превышает 12,85 вольта. Затем, не убирая провода мультиметра, подключаем на клеммы нагрузку. Качественный и полностью заряженный аккумулятор допускает небольшой просад напряжения, не более 0,2-0,4 вольта. Если после подачи нагрузки напряжение не опускается ниже 12,2 вольт – ваша АКБ в порядке.

    Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром?

    Для того чтобы аккумулятор правильно проходил циклы «заряд/разряд» – необходимо убедиться в качестве зарядного устройства. В автомобиле за это отвечает генератор и регулятор напряжения.

    Как проверить заряд мультиметром? Очень просто. Заведите мотор вашего авто, и замерьте напряжение на клеммах батареи при холостых оборотах двигателя.

    проверка зарядки аккумулятора мультиметром

    Если напряжение в пределах 14-14,4 вольта – генератор и регулятор напряжения исправен. Попросите помощника прибавить обороты педалью акселератора, или самостоятельно приоткройте воздушную заслонку под капотом. Напряжение может возрасти, но незначительно.

    Если его величина резко «прыгает» вслед за оборотами – проверьте исправность регулятора напряжения. Избыточное значение напряжения быстро выведет из строя вашу батарею.

    Измерение тока утечки

    Мы рассмотрели способы, как мультиметром проверить напряжение аккумулятора, измерить величину ЭДС, убедиться в исправности зарядного устройства. При помощи тестера можно провести еще одно измерение, полезное для АКБ автомобиля – ток утечки.

    Наверное, каждый из автолюбителей сталкивался с ситуацией – вернулся из отпуска, автомобиль простоял в гараже полтора месяца, аккумулятор разряжен. Вроде все было выключено, и на улице нет минусовой температуры. Почему разряжается батарея?

    Любой современный автомобиль имеет сервисные электронные модули, которые остаются включенными даже без ключа зажигания. Иммобилайзер, блок комфорта, модуль управления двигателем, магнитола, хранящая в памяти настройки станций, и многое другое. Как выяснить причину разряда АКБ?

    При помощи мультиметра. Снимите плюсовой провод с клеммы аккумулятора, и включите в разрыв ваш тестер в режиме измерения силы тока.

    проверка напряжения аккумулятора мультиметром

    Зафиксируйте провода при помощи зажимов типа «крокодил», и начинайте поочередно извлекать предохранители, ответственные за электронные модули автомобиля. Разумеется, без технического руководства не обойтись.

    Когда вы найдете модуль или электроцепь, которые дают максимальное значение тока утечки – приступайте к локальной проверке. Отсоедините разъемы, и с помощью мультиметра проверьте сопротивление проводки. Вы легко сможете найти причину повышенной утечки, не обращаясь в сервис.

    Вывод: Для поддержания вашего аккумулятора в бодром состоянии не обязательно приобретать дорогое оборудование. Вполне можно обойтись обычным мультиметром.

    Как прозванивать мультиметром — видео для тех, кто считает, что лучше один раз увидеть, чем прочитать.

    Проверка аккумулятора

    Аккумулятор самый важный компонент автомобиля. Без него машина не заведется, так как двигатель запускается стартером, который в свою очередь питается аккумулятором. Проверка аккумулятора нужна в случае, если автомобиль не заводится. Рассмотрим все симптомы, неисправности и способы диагностики на исправность.

    Проверить АКБ можно разными способами. Если автомобиль запустить не удается, прежде всего надо проверить напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть >12 В на заглушенной машине и> 13,5 В на заведенной.

    Способы диагностики аккумулятора автомобиля

    Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:

    1. Напряжение на клеммах. Мультиметр — прибор для измерения тока и напряжения. Можно использовать в домашних условиях.
    2. Диагностика осциллографом Постоловского. USB Autoscope — профессиональный прибор для проверки электрических сигналов в двигателе и дополнительного оборудования, в том числе аккумулятора. Для этого Андреем Шульгиным разработан специальный скрипт ElPower, способный выявить неисправности АКБ и уровень заряда.
    3. Проверка нагрузочной вилкой. Наиболее информативный прибор для измерения напряжения под нагрузкой.
    4. Проверка уровня электролита. Он должен быть выше пластин на 10-15 мм.
    5. Измерение плотности электролита. Для этого применяется ареометр.
    6. Проверить емкость аккумулятора. На корпусе есть информация о его емкости. В паспорте написан год выпуска.

    Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.

    диагностика аккумулятора осциллографом

    Диагностика аккумулятора осциллографом Постоловского

    Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

    Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.

    Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.

    Проверка аккумулятора на автомобиле с помощью нагрузочной вилки

    Нагрузочная вилка уникальный прибор для измерения заряда, напряжения, нагрузки автомобильного аккумулятора. Состоит из: вольтметра, спирали, щупов.

    проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

    Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора

    Имеет несложную конструкцию, и небольшую цену. Можно приобрести в любом автомобильном магазине. Разберем как пользоваться нагрузочной вилкой:

    1. Измерение без нагрузки. Подсоединить черный крокодил на минусовую клемму. Уголковый контакт с надписью «В» к плюсовой. Измерить напряжение.
    2. Измерение под нагрузкой. Отсоединить АКБ от автомобиля полностью. Коснуться плюса контактом «Н». Провести измерение в течение 5 секунд, но не более.

    Ниже приведена таблица показаний вилки при проверке АКБ:

    проверка аккумулятора нагрузочной вилкой таблица

    Таблица зависимости процента заряженности от напряжения

    Из таблицы видно, что значение под нагрузкой <9 В говорит уже о высоком разряде аккумулятора. Вилка состоит из металлических пластин, которые раскаляясь, потребляют ток от 100 до 200 Ампер. Это практически ток стартера во время запуска мотора. Напряжение после пятисекундной проверки должно снизится не менее 10,2 В и восстановится до 12,4 – 12,7 вольта. Это в норме. Если показания больше 9 вольт, и при этом напряжение восстанавливается до 12,4 вольт, то аккумулятор требует подзарядки. Если же не восстанавливается, то произошла сульфатация пластин, разрушение одной или нескольких банок, короткое замыкание в банке. Таким образом, данным прибором можно узнать работоспособность батареи.

    Емкость аккумулятора: как проверить, прибор для проверки

    Емкость аккумулятора — это время, за которое он выдает энергию для работы автомобиля. Единица измерения ампер – часы (А·ч). Не имеет ничего общего с заряженностью АКБ. К примеру, стакан — это емкость, а вода — заряженность.

    Емкость АКБ в большинстве случаев нужна при покупке и подборе для вашего автомобиля. Для каждой марки нужна своя емкость, которая зависит от множества факторов:

    • Типа двигателя, установленный на автомобиле: объем, мощность.
    • Типа стартера и его потребляемого ток.
    • Генератора: мощности выдаваемого заряда.
    • Количества дополнительного оборудования: сигнализации, магнитолы, различных систем комфорта.

    Основополагающим фактором выбора АКБ по емкости является двигатель. Чем больше его объем, тем мощнее установлен стартер, соответственно требуется большая емкость аккумулятора.

    Проверить емкость аккумулятора тестером или мультиметром не получится. Для этого есть специальные тесты, которые основаны на разряде АКБ и определении времени, за которое он разрядится.

    В домашних условиях в качестве нагрузки можно взять автомобильную лампу, и засечь время разряда батареи по часам. Метод имеет не точности, так как по мере разряда напряжение падает, и сила тока снижается. Соответственно определить сколько АКБ будет выдавать тока по времени не получится. Также нельзя полностью разряжать батарею, так как это может привести к полной поломке, без возможности восстановления.

    Ниже приведена схема метода проверки емкости. Ее можно собрать самому или доверить профессионалу. Схема включает в себя определенную нагрузку, подобранную под марку аккумулятора. Длительность измерения около 20 часов.

    проверка емкости аккумулятора

    Схема проверки емкости аккумулятора

    Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.

    Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.

    прибор для проверки емкости аккумулятора

    SKAT-T-AUTO

    Проверка плотности электролита в аккумуляторе

    Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.

    Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.

    таблица проверки плотности электролита в аккумуляторе

    Плотность электролита при разных температурах

    Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.

    проверка уровня электролита в аккумуляторе

    Метод проверки уровня электролита

    Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:

    1. Откручиваем все крышечки от банок.
    2. Сжимаем грушу ареометра.
    3. Опускаем в банку аккумулятора и набираем электролит.
    4. Поплавок по шкале покажет показания плотности электролита.

    Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.

    проверка плотности электролита в аккумуляторе ареометром

    Показания ареометра

    Каким образом проверить АКБ на замыкание банок

    Об этом нам скажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одной из банок ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, то можно говорить о кз. Далее нужно включить нагрузку, открутив все крышечки. И на этой банке посмотреть кипение электролита. Если он бурлит, то значит пластины замкнуты. Данная проверка дает 100% гарантию.

    Если разряжается аккумулятор

    Бывают случаи, когда автомобиль стоит на стоянке и за ночь садится аккумулятор. Сначала нужно проверить сам АКБ нагрузочной вилкой. Если он в порядке проверять ток утечки следующим образом:

    1. Переводим тестер в режим измерения постоянного тока.
    2. Ставим диапазон на 10 А.
    3. Выключаем зажигание и вытаскиваем ключ с замка.
    4. Отключаем минусовую или плюсовую клемму аккумулятора, какую удобно. Ставим клещи прибора в разрыв. То есть один щуп на клемму самого АКБ, а второй на провод от автомобиля.
    5. На приборе мы увидим тока утечки, потребляемый автомобилем и его системами в данный момент.

    Нужно иметь в виду, что многие современные машины имеют систему электропитания, которая засыпает через 10-15 минут после выключения зажигания. Поэтому приходится ждать пока электроника не уснет. Нормальное значение для тока утечки порядком 0,01 – 0,08 А. Если значение превышает, нужно искать причину высокого потребления.

    Не подключайте мультиметр в режиме измерения тока к плюсу и минусу аккумулятора одновременно, может сгореть предохранитель или сама плата внутри.

    Для того, чтобы найти оборудование, которое потребляет повышенный ток, его нужно исключить из общей цепи автомобиля. Находим монтажный блок и поочередно отключаем предохранители и реле от потребителей. Как только ток утечки снизился, смотрим какой предохранитель вынули и за что он отвечает. Если и эта проверка не помогла, отключаем плюс от стартера и генератора.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector