Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ключи динамометрические для велосипедов

Ключи динамометрические для велосипедов

Надёжность – прежде всего! И для того, чтобы следовать этому принципу, начинающие веломеханики от души затягивают всё, что можно затянуть у своего байка.

Ремонт велосипеда с помощью динамометрического ключа

И это работает, если это велосипед из углеродистой стали. Но фокус не пройдёт с байками, что выполнены из «благородных» материалов: алюминия или карбона.

Сколько было разочарований, когда при креплении подседела, рулевого выноса или дополнительных обвесов с помощью безобидного хомута дорогостоящая велосипедная рама приходила в полную негодность.

Зачем велосипедисту нужен динамометрический ключ?

Зачем велосипедисту нужен динамометрический ключ?

Тем, у кого велосипед изготовлен из добротной, хорошо всем знакомой стали существование такого инструмента не требуется, — интерес может быть лишь академический.

Но для тех «счастливчиков», обладающих ультра-новыми байками из сверхлёгких композитных материалов, наличие динамометрического ключа является жизненно необходимым.

При кажущейся прочности дорогостоящие рамы и другие элементы велосипеда, выполненные из лёгких материалов, достаточно хрупки, и, в отличии от стальных собратьев, не имеют большого запаса в моменте затяжки, превышение которого чревато для «жизни» велосипеда.

Поэтому производители специально маркируют узлы и компоненты велосипеда предельными показателями силы крепления, измеряемые в Ньютон-метрах (Nm).

Следуя рекомендациям, производителя по силе момента затяжки, велосипедист будет уверен в том, что не только не нанесёт велосипеду непоправимого ущерба, но и что все элементы байка будут надёжно закреплены.

Виды динамометрических ключей

Динамометрические ключи относятся к высокоточным измерительным инструментам, и в зависимости от конструкции делятся на следующие виды.

Стрелочный вид

Стрелочный вид

Этот ключ еще называют торсионным или пружинным. Он состоит из ручки-корпуса, оснащённой головкой для установки сменных насадок, и механизма (торсионного или пружинного) с измерительной шкалой усилия.

Механизм устроен так, что при закручивании крепежа, торсионная ручка с прикреплённой к ней индикаторной шкалой отклоняется относительно неподвижного указателя (в виде стрелки). В зависимости от прилагаемого усилия, угол между стрелкой и торсионной ручкой меняется. По этому углу, с помощью индикаторной шкалы, определяется усилие, измеряемое в Ньютон-метрах (Nm).

По мимо цены, стрелочный динамометрический ключ обладает преимуществом перед предельным типом в том, что он позволяет визуально контролировать процесс затягивания крепежа. Это предостерегает пользователя от риска чрезмерного затягивания.

Из минусов стрелочного инструмента можно выделить:

  • его относительную громоздкость, что, порой, не позволяет его использовать в узких местах.
  • малый срок службы при высокой эксплуатации, — профессиональным этот инструмент назвать сложно, но для индивидуального использования он будет служить не один и не два года.

Предельный тип

Предельный тип

Или щелчковый ключ состоит из регулировочной рукояти с фиксатором момента затяжки, с помощью которой устанавливается верхний предел крепящего усилия.

У каждого ключа предельного типа, по умолчанию устанавливается диапазон затяжных усилий. Например, от 5 до 25 Nm, от 19 до 112 Nmи т.д.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?

Недостаточно купить хороший инструмент, нужно также правильно его использовать: знать, как и что им делать.

Прежде всего, динамометрические ключи – это инструмент калибровочный, и использовать его следует только для предназначенных для него целей — т.е. откручивать гайки и проверять «старые» соединения им запрещено.

При затягивании крепежа настоятельно рекомендуется следовать следующим правилам:

  • Затягиваемый крепёж перед затягиванием нужно правильно подготовить. Болты и гайки должны быть чистыми и сухими. Присутствие грязи и наличие обильной смазки не допустимо, поскольку эти факторы влияют на показания прилагаемых силовых значений, рекомендуемых производителем.

Чтобы погрешность момента силы затяжки была максимально адекватной, крепёжный болт следует слегка смазать маслом, — одна-две капли машинной смазки наносятся под основание шляпки болта и на его кончик.

Слегка смазанный болт помещают на бумагу, где излишек масла с крепежа впитывается в промокашку. Оставшегося количества вполне достаточно для устранения избыточного сопротивления при навёртывании гайки и устранения дополнительного сопротивления при затягивании между поверхностями гайки и шляпкой болта.

  • В большинстве случаев, затяжка болтовых соединений происходит в несколько этапов (2-3) — это делается во избежание перекоса закрепляемой детали и равномерного распределения силы стягивания на всех крепёжных соединениях.

Данное правило не применяется для одноболтового соединения. Хотя, при использовании динамометрического ключа предельного типа, особенно, начинающими веломеханиками, рекомендуется выставлять сначала меньшее значение момента затяжки. Это объясняется тем, что после сигнального щелчка новичок по инерции может перекрутить болт, т.е. прозевать момент, когда нужно остановиться.

Не редки случаи, когда рекомендуемая сила затяжки незначительна, например, 10-40Nm, а такое болтовое соединение в ходе дальнейшей эксплуатации подвержено раскручиванию, т.е. ослаблению из-за механических вибраций. Тогда, чтобы этого не происходило используют специальную фиксирующую смазку.

Хранение динамометрического инструмента

Измерительные ключи – это не тот инструмент, который возят с собой. Хранится он обычно в доме или в соответствующем помещении. Для того, чтобы этот недешёвый инструмент верой и правдой служил не один и не два сезона, хранить его лучше отдельно.

Чтобы он не потерял своих измерительных свойств и погрешность его была минимальной, его следует хранить (это касается ключа предельного типа) в разряженном состоянии.

Стрелочный тип ключа следует оберегать от повышенной влажности и хранить в заводской упаковке.

Читайте так же:
Диаметр вала под резьбу таблица

Лучшие производители динамометрических ключей для велосипеда с набором головок, их цена

Рынок измерительных инструментов предлагает большое количество динамометрических ключей. Они продаются как отдельно, так и с набором головок различной комплектации и разной стоимости.

Чтобы не платить дважды, перед приобретением такого инструмента следует хорошенько ознакомиться с характеристиками и с отзывами покупателей. Судя по последним, неплохо себя зарекомендовали следующий инструмент, на который стоит обратить внимание:

Bike Hand YC-627

Bike Hand YC-627

Производитель из Тайваня с 1986 года специализируется на изготовлении инструмента для велосипедных нужд и заслужено считается одним из лучших.

Набор BikeHandYC-627 — это профессиональный ключ предельного типа, оснащённый электронной начинкой, с набором головок (торцевых, отвёрточных и шестигранных) полностью покроют все потребности веломеханика.

Как и другие электронные измерительные инструменты, он обладает повышенной точностью выставления момента силы затяжки: менее 1%.

Стоимость набора Bike Hand YC-627 адекватна его качеству и составляет около 10 тыс. рублей.

Toptul GAAI

Toptul GAAI

Фирма Toptul специализируется на производстве широкого спектра профессионального инструмента.

Набор ToptulGAAI1101 включает в себя 11 предметов, в том числе торсионный ключ предельного типа (щелчковый). Рабочий диапазон силовой затяжки составляет от 40 до 210 Nm. 9ть рожковых насадок включают в себя все наиболее распространенные размеры: 13,14,15,17,19,22,24,27,30 мм.

Этот динамометрический ключ отличный выбор веломеханика, как для бытового, так и для профессионального применения. Рожковые насадки являются некоторым преимуществом перед торцевыми, особенно при работе в труднодоступных местах.

Цена за набор Toptul GAAI 1101 составляет около 10 тыс. рублей.

Инструмент от Jonnesway

Jonnesway

Профессиональный набор Jonnesway T30200NS – это динамометрический торсионный ключ предельного типа, с дополнительной посадочной трещоточной головкой на 1/2″DR и набором рожковых насадок от 13 до 30 мм.Рабочий силовой диапазон 40-200 Nm.

Стоимость — 10 тыс. рублей.

При работе с любым динамометрическим ключом должны выполняться все рекомендации по его обслуживанию, хранению, а также соблюдаться техника безопасности.

Требования относительно аккуратного обращения с инструментом — непререкаемы:

Динамометрический ключ для автомобиля: как пользоваться

Динамометрический ключ

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня обсудим с вами динамометрический ключ. Постараюсь рассказать, как пользоваться этим инструментом, что он собой представляет и какой тип может пригодиться вам при работе с автомобилем. Готовы? Тогда поехали!

динамометрический ключ

Первое знакомство

При нынешнем ассортименте купить себе динамометрические ключи не проблема. Хотя в некоторых случаях аренда будет более рациональным решением. Но об этом потом.

Для автомобиля, его ремонта и обслуживания нередко применяют именно динамометрический ключ (ДМК). Это инструмент, предназначенный для закручивания резьбового соединения, когда нужно придерживаться определенного момента затяжки. Говоря простым языком, момент затяжки — это усилие или сила. В качестве единиц измерений используют Нм или кг.

ДМК требуется с целью придерживаться технической рекомендации завода-производителя автомобиля, где некоторые узлы затягивают с определенным усилием. Рожковый ключ не всегда справится со своей задачей.

динамо метрический ключ

Если недотянуть или перетянуть элемент, возникает риск поломки, срывания резьбы или слета самих деталей, которые удерживают крепежи. Вам нужно изначально настроить требуемое усилие, с которым будет происходить затяжка. Тут и пригодится динамометрический ключик.

Разновидности

На фото вы можете увидеть, какие существуют ключи. Но сугубо по внешности тяжело понять, кто есть кто и какое между ними отличие.

Фаркоп на Форд Фокус 2

Фаркоп на Форд Фокус 2: какой купить, как установить и подключить

Выделяют три разновидности ключей.

  1. Стрелочный. У него есть шкала, на которой используется стрелка. Логично. Недорогие и популярные среди тех, кто чинит машину своими руками. Недостаток в том, что имеется погрешность в диапазоне от 6 до 8%. Если вам не требуется высокоточная затяжка болтов, такой вариант подойдет. Ограничителя по затяжке нет. Они только показывают то усилие, которое вы прикладываете.
  2. Щелчковый. Он же предельный. Хороший вариант для домашнего использования и для работы на СТО. Погрешность тут будет до 4%. Для работы требуется накручивать подвижную рукоятку до момента, который вам нужен для точной затяжки болта. Имеют две шкалы — вертикальную и, как вы догадались, горизонтальную. На горизонтальной указываются Ньютоны, а на вертикальной демонстрируется усилие. И если вы поставите на вертикальную шкалу значение 100, а на горизонтальную 5, выйдет у вас усилие 105 Нм.
  3. Электронный. Самая высокая точность, но и аналогичная цена. Если смотреть сугубо на технические характеристики, то этот ДМК лучший. Погрешность составляет буквально 1%. Инструмент может соединяться с компьютером, передавать данные в электронные таблицы, программироваться и пр.

электронный ключ

Какой лучше выбрать, решайте сами. Для редких домашних дел подойдет стрелочный или щелчковый. А вот для СТО и активного профессионального использования лучше потратиться на электронную систему.

Выбор инструмента

Все типы имеют свои плюсы и минусы. Да и работа с ними отличается. Потому если вы привыкли затягивать стрелочным, а тут вдруг попался электронный, по аналогичному принципу действовать не получится.

Что касается непосредственно производителя, то стоит присмотреть себе ключ из ассортимента следующих брендов:

  • Зубр;
  • King;
  • JTC;
  • Force;
  • Jonnesway;
  • Ombra;
  • Licota;
  • Автодело.

динамометрический ключ зубр

Во многих городах, таких как Москва, Спб, Екатеринбург или Волгоград, к примеру, любой из них вы легко найдете. При необходимости заказывайте целый набор.

Читайте так же:
Как развести масло с бензином для бензопилы

Выбор зависит от того, какая погрешность допускается в процессе затяжки. Если деталь нужно затянуть максимально точно, стрелочный ДМК способен подвести, к примеру.

примерзают-колодки-на-ручнике

Примерзают колодки на ручнике: что делать, как не допустить в дальнейшем

Обращайте внимание на качество материалов, из которых изготавливают динамометрический ключ. Особенно, если мы говорим про стрелочный тип. Ограничений нет по усилию, потому когда вы переусердствуете, инструмент из плохого материала просто сломается.

Еще одним важным критерием выбора является необходимый вам диапазон усилий. Среди всех самый распространенный — это 5-25 Нм. Диапазон зависит от размера самой головки торцевого ключа.

торцевая головка для дмк

Рекомендации по использованию

Отзывы автомобилистов наглядно показывают, что динамометрические ключи действительно полезная вещь в гараже. Если вы не ремонтируете машину сами, в его покупке смысла особого нет.

Помимо того, что нужно уметь правильно работать с ключом, также регулярно должна проводиться поверка и тарировка.

Тарировка подразумевает проверку показаний инструмента, его регулировку и перенастройку при необходимости. А поверкой называют ту же проверку. То есть нужно периодически проверять, действительно ли настроенный на ключе момент соответствует моменту затяжке. Если на шкале стоит 100, то и затягивать он должен с моментом 100 Нм. Со временем и при частой эксплуатации настройка сбивается.

как использовать динамометрический ключ

Запомните, что шкальный ключ, то есть наш с вами ДМК, не может использоваться как обычный вороток. Иначе вскоре придется покупать новый инструмент.

Также важно после каждого применения выставлять значения на 0. Оставив ключ в сжатом состоянии, точность момента со временем ухудшится.

Каждый ДМК имеет свои особенности, как затягивать резьбу.

Щелчковые ключи

Хорошее сочетание цены, качества и точности делают их самыми популярными. Чтобы выставить усилие и закрутить соединение с нужным моментом, вам необходимо:

  • отпустить гайку (стопорную);
  • выставить на шкале нагрузку, что делается с помощью подвижной рукоятки;
  • стопорной гайкой зафиксировать это положение;
  • начать затяжку и когда прозвучит характерный щелчок, остановиться.

Все, нужный момент достигнут.

щелчковый ключ

Электронные ДМК

Прицеп Атлетик

Прицеп Атлетик тольяттинского завода: технические характеристики, отзывы

Преимуществом таких ДМК является возможность максимально точной настройки.

Настройки выставляются через панель управления на экране дисплея или через компьютер, к которому подключается ключ по средствам кабеля.

Все настройки можно сохранять и быстро их менять, что упрощает работу. Выставили параметры, затянули, услышали сигнал и остановились. Все просто.

электронный динамометрический ключ

Стрелочные модели

Требуют повышенной точности при работе, поскольку ограничителей усилия здесь нет. Приложите много усилий, сорвете резьбу или сломаете инструмент. Недостаточное усилие спровоцирует вероятное ослабление соединения и деталь может просто отпасть в какой-то момент.

Когда делается затяжка головкой, стрелка находится в неподвижном состоянии. Меняется только положение шкалы. Нужно внимательно следить за ней и крутить до тех пор, пока шкала и стрелка не сойдутся в нужной позиции.

стрелочный дмк

К каждому ключу идет заводская инструкция по применению и она может отличаться в зависимости от модели и производителя. Потому основой станет именно руководство от изготовителя.

Динамометрические ключи раз в год нужно отправлять на калибровку, то есть профилактику. Так вы будете точно знать, что выставленное значение соответствует действительности.

Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе

nabor-kluchey

Когда сезон окончен, и наступают холода, приходит и время технического обслуживания велосипедов. Можно спокойно, вдумчиво и без спешки обслужить свою технику: перебрать подшипники, заменить жидкости в тормозах и вилке, исправить неровности колес, заменить тросики и оплетки. Также межсезонье и зима – отличное время для сборки нового велосипеда или апгрейда старого.

Велосипедная отрасль не стоит на месте, и каждый год производители вводят новые технические решения и стандарты, с которым приходится сталкиваться веломеханикам и простым велосипедистам. Карбоновыми компонентами уже никого не удивить. Технологии подвески тоже шагнули вперед, как и интегрированные системы шатунов. Появляются все более легкие карбоновые и скандиевые рули, выносы руля, а также другие компоненты. Поэтому, если вы имеете достаточно технологичный и современный велосипед, то вам, скорее всего, понадобится динамометрический ключ, речь о котором и пойдет в данной статье.

Насколько нужен динамометрический ключ для велосипеда?

Динамометрические ключи бывают разных конструкций и используются для контроля силы затяжки резьбовых соединений. Среди моих знакомых есть люди, имеющие довольно дорогие велосипеды. Кто-то сам обслуживает свою технику, кто-то обращается ко мне, кто-то находит мастерские поближе к дому. Но что интересно — некоторые механики и велосипедисты считают использование динамометрического ключа совершенно бесполезным делом.

Периодически при обслуживании велосипедов, которые собирались в магазинах, вышли после ТО из других мастерских или обслуживались своими хозяевами, я сталкиваюсь с различного рода проблемами недотяжки или перетяжки резьбовых соединений, что создает ряд проблем при эксплуатации велосипеда. На фото снизу мы видим сломанный подседельный штырь. Причина поломки — чрезмерная перетяжка подседельного зажима.

slomanny shtyr

Некоторые системы шатунов, особенно производства фирм Race Face, FSA, Truvativ требуют достаточного сильного и, главное, точного момента затяжки болта (50 Н·м). Если болт не дотянуть, то система шатунов со временем начинают люфтить, и убиваются шлицы. При перезатяжке болта на некоторых системах шатунов (кривошипах) сдавливаются подшипники в каретке, что очень плохо влияет на ее срок службы. Часто я вижу перетянутые болты задней подвески, что также приводит к повышенному износу подшипников. Согласитесь, что не могут хорошие фирменные подшипники «умирать» за пару сезонов не очень активного катания. А дело здесь, конечно же, в их перетяжке. На фото снизу треснутая крышка выноса руля Thomson:

vinos thomson

С каждым годом становится все более распространенным в мире горных велосипедов углеродное волокно, а компоненты становятся все легче и легче. При сборке велосипеда нам очень важно обеспечить затяжку болтов в соответствии с требуемым производителем крутящим моментом. Просто затягивать болт до тех пор, пока он не станет «плотным», нам недостаточно, а чрезмерное затягивание может привести к повреждению компонентов или травме велосипедиста.

Читайте так же:
Листогиб для порогов своими руками

_raceface

Часто нерадивые механики перекручивают штуцер гидролинии, что приводит к срыву резьбы и подтеканию тормоза. Несколько раз я видел случаи поломки карбоновых подседельных штырей по причине слишком сильной затяжки подседельного хомута. Карбоновые компоненты – это настоящий хит поломок. Частенько я вижу карбоновые рули с трещинами, вмятинами и прочими следами неправильной установки. Тоже самое относится к сверхлегким рулям из скандия и алюминия.

Совсем недавно я был свидетелем того, как человек установил рога на алюминиевый руль и слишком перетянул их. Прошло пару недель поездок, как рога сломали часть руля. Хорошо, что мой товарищ не получил при этом никаких травм. Еще один хит поломки — фрезерованные выносы руля. Например, головки болтов под шестигранник 3 мм на выносах фирмы Thomson очень часто срываются от слишком усердной затяжки. Владельцы после этого ставят другие болты под шестигранник 4 мм. Далее совершается ошибка в моменте закручивания болтов, что приводит к трещинам на дорогом выносе руля. Невдомек видимо некоторым владельцам выносов фирмы Thomson, что контора специально ставит на свои выноса болты под 3 мм, чтобы избежать их перетяжки при установке выноса на велосипед и тем самым сохранить вынос целым.

Страдают также и более дешевые и тяжелые компоненты, но уже не от трещин или вмятин, а от срыва резьбы.

slomanny thomson

Общий принцип работы динамометрического ключа заключается в том, что при приложении крутящего момента к болту динамометрический ключ использует калиброванный механизм для отображения приложенного крутящего момента. Если почитать форумы, походить по мастерским, то станет ясно, что большинство механиков не используют динамометрические ключи в своей работе.

_dsc03541

Если учитывать переменные параметры крепежного материала, различные крепежные зажимы, разную толщину материала, размера ключа, качество самой резьбы, то при затяжке соединения «на глаз» порой даже опытному механику очень трудно определить правильную величину крутящего момента.

По степени затяжки болтов я вижу, что многие механики отвергают использование динамометрических ключей, утверждая, что их многолетний опыт дал им «чувство» правильной затяжки болтов. Но мой опыт работы с велосипедами показывает, что это лишь в 50% случаев бывает правдой.

На фото ниже три «динамометрических богатыря» из нашей небольшой мастерской.

dinamometricheskie-kluchi

Занимательно, что не всегда мы можем доверять инструкциям производителей. Помимо паспортных данных момента затяжки нам надо учитывать, из каких материалов сделан болт, какой у него шаг резьбы, и с какими нагрузками он используется. Например, подседельный зажим фирмы Hope по паспорту имеет момент затяжки порядка 8 Н·м для болта хомута. Но такая затяжка характерна лишь для стальных болтов, а в зажиме у нас болт из алюминия. Следовательно, нам необходимо давать более слабое усилие. На фото еще один сломанный хомут (правда, не от Hope, а от Thomson):

broken seatclamp

В целом, при установке любой детали велосипеда я прежде всего советовал бы читать инструкции: уж поверьте, много нового и интересного в них можно узнать. Конечно, большинство опытных механиков используют динамометрический ключ лишь в особо сложных случаях, а продвинутым велосипедистам я бы посоветовал бы приобрести бы такой ключ хотя бы для того, чтобы у вас развилось чувство меры или, как говорят механики, «резьбы» при затяжке различных болтовых соединений.

Какой динамометрический ключ выбрать для велосипеда

Вы можете выбрать любой динамометрический ключ, который вам нравится и подходит вашему карману по цене. Приведу свой опыт использования динамометрических ключей, которые есть в нашей небольшой мастерской. Я в своей работе использую 3 динамометрических ключа. Первый и самый большой ключ — от фирмы IceToolz, модель E214:

ice-toolz

Данный ключ имеет крутящий момент затяжки от 21 до 105 Н·м. Им я закручиваю каретки, кассеты, роторы «центр-лок», некоторые болты подвески. Ключ хорошего качества, сделан добротно, имеет в комплекте переходник на головку 1/2″. Производство — Тайвань. Стоимость данного ключа составляет около 60 долларов США.

ice-toolz

Второй мой ключ — от нидерландской конторы BBB. Называется он TorqueSet. Выполнен он так же качественно и добротно, как и IceToolz. Работает этот ключ в диапазоне от 2 до 14 Н·м. При превышении установленного усилия ключ идет «на излом», что позволяет мне с легкостью выставить необходимый момент затяжки.

_dsc03531

В комплект поставки входит сам ключ, шестигранные насадки размерами 3, 4, 5, 6, 8, 10 мм, а также насадка Torx T25. Ключ упакован в кейс, предохраняющий инструмент от повреждений вследствие ударов. Нынешняя модель данного ключа убирается в чехол вместо жесткого кейса, зато имеет дополнительную головку со звездочкой torx 30.

Читайте так же:
Кованые козырьки над крыльцом из поликарбоната фото

_dsc03530

Всем хорош ключ фирмы BBB, но вот в руке, как говорится, он сидит не очень важно. В сезон, когда работы заметно прибавляется, использовать данный ключик не очень удобно. Поэтому пару лет назад я приобрел очень удобный инструмент от компании Park Tool под индексом ATD-1:

park-tool

Он сидит в руке как влитой, им очень удобно работать, и он умеет самые распространенные моменты затяжки 4,5, 5, 5,5, 6 Н·м. В комплекте к нему также идут биты 3, 4, 5 мм и звёздочка torx 25

park tool

Биты удобно и быстро переставляются, хорошо сидят в ключе. Прикрутить вынос руля, затянуть зажим подседельного штыря этим инструментом — одно удовольствие.

_dsc03535

Держатель для бит у Park Tool стандартный под квадрат 1/4″. Поэтому я без проблем могу использовать любые биты из своих наборов.

nabor

А также использовать различные переходники для головок, если потребуется.

nabor-proxxon

Какой ключ посоветовать к покупке, я, право, не знаю. Необязательно брать подобный инструмент от велосипедных производителей. Лучшим, думаю, будет тот, который имеет самый большой диапазон момента затяжки. Совсем дешевых китайских производителей я бы избегал, ибо заводская калибровка таких ключей оставляет желать лучшего.

Также в продаже есть цифровые (электронные) динамометрические ключи. В них есть небольшой экран. Стоят они существенно дороже, чем аналоговые, но более хорошо смотрятся. По отзывам такие ключи менее надежны. Динамометрический ключ не следует ронять, его нужно использовать весьма аккуратно. После падений, неправильного обращения такой ключ потребует калибровки.

Можно ли обойтись без динамометрического ключа?

Что же все-таки делать, если у вас нет динамометрического ключа? Расскажу такую историю в качестве примера. В среде моих товарищей, которые обслуживают свои велосипеды сами, есть такие, которые каждый год берут в руки обычный шестигранник и наносят травмы своему велосипеду. Я всегда учу их, что затягивать любые соединения надо мягко, прилагая спокойное, но уверенное усилие. Никогда не стоит при закручивании соединений торопиться, спешить. При установке б/у компонентов (например, выноса руля) обязательно выкрутить старые болты, проверить их на предмет коррозии. Будет не лишним перед установкой болта продуть резьбу компрессором.

_dsc02952

Иногда можно нанести на болт немного смазки, а в кое-каких соединениях нам необходим фиксатор резьбы.

Моменты затяжки различных компонентов велосипеда

Ниже я прилагаю информацию по основным моментам затяжки велосипедных компонентов.

Динамометрический ключ для автомобиля – какой лучше?

Динамометрический ключ для автомобиля

Как выбрать динамометрический ключ автолюбителю для проведения самостоятельных работ? Ведь разные производители выпускают этот инструмент с различными эксплуатационными, функциональными, эргономическими и стоимостными показателями. Причём эти показатели зависят от конструкции инструмента, применяемых технологий и материалов, и репутации производителя.

Для ответа на эти вопросы целесообразно, хотя бы в общих чертах, ознакомиться с типичными устройствами динамометрических ключей, особенностями эксплуатации и основными производителями этого инструмента.

Что такое динамометрический ключ и для чего он нужен?

Классический пример, почему необходимо использовать динамометрический ключ для автомобиля – контроль усилия, с которым затягивают крепеж головки блока цилиндров.

Завышенное против нормируемого усилие затяжки может привести к пластической деформации и вытягиванию болта, значит в итоге к недостаточно плотному прилеганию ГБЦ к картеру двигателя. Если усилие недостаточное – последствия те же: недостаточно плотное прилегание и, как следствие, нарушение герметичности стыка ГБЦ.

Совершенно не лишним будет проверка динамометрическим ключом степени затяжки при такой распространённой операции как самостоятельная замена колёс (особенно для не очень опытных водителей). Возможные неприятные последствия здесь также совершенно понятны: разрушения шпилек при перетяжке или потеря колеса на ходу при недостаточных усилиях затяжки.

Каков же принцип действия и особенности конструкции динамометрического ключа? Простейший вариант, иллюстрирующий работу ключа, приведен на рисунке.

Простейший динамометрический ключ

Здесь усилие измеряется обычным хозяйственным безменом в кГ, а плечо – рулеткой или линейкой в сантиметрах (с последующим переводом в Н*м). Конечно, точность такого «прибора» (как и удобство применения) весьма невелики, но принцип работы ключа демонстрируется им весьма наглядно.

С точки зрения физики в основе любого динамометрического ключа лежит закон Гука: соответствие между усилием, приложенным к твердому телу и его деформацией. А с точки зрения инженерной – конструкция с механизмами пружинного (с встроенным динамометром) или торсионного типа.

На следующем рисунке схематично представлен самый простой (шкальный) динамометрический стрелочный ключ торсионного типа.

Динамометрический стрелочный ключ торсионного типа

Головка ключа, измерительная шкала и рукоять с шарниром расположены на корпусе (трубе), а ось стрелки – на оси головки (сама стрелка параллельна корпусу в ненагруженном состоянии). При приложении к головке крутящего момента рукоять со шкалой перемещаются, а головка (соответственно и стрелка) остаются на месте (до определенного усилия пока гайка не начинает вращаться). Шарнир в ручке фиксирует точное приложение силы. Шкала калибруется в принятых единицах: Н*м.

Точность такого инструмента невелика: в среднем составляет не более 8 – 10% (хотя некоторые производители декларируют 3%). Кроме того, в стесненных условиях работать им не очень удобно. Зато простота конструкции обуславливает высокую надежность и долговечность инструмента.

Читайте так же:
Какой наклон трубы для канализации

Конструкция динамометрического ключа с механизмом пружинного типа на основе проскальзывающей муфты представлена ниже.

Динамометрический ключ с механизмом пружинного типа на основе проскальзывающей муфты

Внутри головки ключа по фигурному профилю может перемещаться подпружиненный ролик. Пока гайка вращается небольшим усилием, ролик находится в желобке. Когда гайка вместе с профилем останавливается, ролик начинает «объезжать» профиль, сжимая пружину и передавая усилие на измерительный прибор.

Помимо проскальзывающей муфты (её практическое использование, кстати, довольно ограничено из-за малого диапазона усилий) применяются также коленчатые рычаги, кулачковые и другие механизмы, но принцип передачи усилия через пружину на мерительное устройство остаётся неизменным.

Виды динамометрических ключей

По типу мерительного устройства динамометрические ключи бывают трёх типов:

  • Щелчковые – с ограничением предельного усилия механического типа;
  • Аналоговые – с измерителем усилия затяжки механического типа;
  • Цифровые – с измерителем усилия затяжки электронного типа.

В щелчковых ключах используется хорошо известная головка трещоточного типа, а предельное усилие затяжки регулируется предварительным сжатием пружины резьбовым механизмом, расположенным в рукояти ключа. По достижении предельной нагрузки затягивающее усилие на гайку не передаётся, и головка проворачивается с характерным щелчком.

Щелчковый динамометрический ключ

Этот тип ключей наиболее распространён среди автолюбителей, потому что обеспечивает довольно приличную точность (в среднем 4%) при компактных размерах и сравнительно невысоких ценах.

Аналоговое измерение усилия затяжки производится ключами с механическими индикаторами стрелочного типа, расположенными рядом с головкой ключа.

Динамометрический ключ с механическим индикатором стрелочного типа

Достоинство таких ключей в том, что для обеспечения требуемого усилия затяжки нет необходимости их предварительно настраивать. Однако при использовании ключей в стеснённых условиях измерительный индикатор не всегда хорошо видно – это главный недостаток подобного типа ключей.

Широкое распространение получили также динамометрические ключи с электронной цифровой индикацией прилагаемого усилия.

Динамометрический ключ с электронной цифровой индикацией

Ключи с такой индикацией удобны не только тем, что обеспечивают хорошее визуальное считывания показаний, но и тем, что данные измерений могут немедленно (в том числе посредством беспроводной связи) вводиться в компьютер с фиксацией параметров измерений и необходимой статистической обработкой.

Последнее обстоятельство особенно важно на автосервисных предприятиях, где динамометрические ключи используются наряду с другими профессиональными инструментами при сложном ремонте автомобиля.

Высокая (до 1%) точность ключей с цифровой индикацией и своевременная фиксация моментов затяжки помогают в решении спорных вопросов дорогостоящего ремонта. Кстати, именно уровень цены является одним из немногих недостатков этого типа устройств.

Как выбирать динамометрический ключ

Рынок динамометрических ключей предлагает широкий ассортимент инструментов разных конструкций, в разном ценовом диапазоне и самых разных производителей. Заказать и приобрести динамометрический ключ по приемлемым ценам можно в интернет-магазине, важно, чтобы у этого магазина была положительная деловая репутация.

Так какой динамометрический ключ выбрать?

Для ответа на этот вопрос необходимо определить, для каких нагрузок будет использоваться инструмент и хватит ли одного ключа для решения всех задач. Ведь каждая модель динамометрического ключа работает в определенном диапазоне усилий.

Например, инструмент рассчитан на применение усилий от 40 до 200 Н*м. Приобретать такой ключ для затяжки резьбовых соединений от 20 до 60 Н*м не имеет смысла: ключ будет работать в начале своего рабочего диапазона (до 40 Н*м – 20% шкалы) с неконтролируемой погрешностью.

Дело в том, что номинальная погрешность ключей приходится на диапазон от 20 до 100% шкалы. Для сохранения запаса по максимальному значению в описанном случае подойдёт ключ от 20 до 100 Н*м (20% шкалы – 20 Н*м).

Что касается конструкции и типа индикации, то для самостоятельной работы вполне достаточно купить популярный щелчковый тип ключа, произведенный зарекомендовавшими себя брендами.

Из таких марок стоит отметить:

  • Hazet – немецкий производитель инструмента с репутацией мирового уровня. Продукция высоко ценится как профессионалами, так и любителями. Имеет широкий диапазон применения: от легковых автомобилей до тяжёлой техники;
  • Kabo – японский бренд, продукция которого также пользуется высокой репутацией. Отличается использованием высокопрочных хромосодержащих сталей, обеспечивающих надежность и долговечность инструмента. При этом достигается высокая точность измерений;
  • Force – тайваньский производитель, продукция которого популярна в России прежде всего по соотношению цена/качество.

Наконец, немаловажным остается вопрос, как пользоваться динамометрическим ключом. Дело в том, что ключи пружинного типа (а таких большинство) требуют разгрузки пружины после проведения измерений. Иначе пружина «садится»: в ней возникают необратимые деформации, и точность измерений резко падает. Существуют, конечно, конструкции ключей, не требующих проведения таких операций, но они очень дорогие.

В процессе работы механизмы ключей изнашиваются (характерный пример – кулачковый механизм) и точность измерений падает. Именно поэтому требуются периодические поверки этого мерительного инструмента. По ГОСТ метрологическая поверка динамометрических ключей должна проводиться с периодичностью один раз в год в сертифицированных лабораториях. Конечно, это требует дополнительного времени и средств, но в противном случае невозможно подтвердить результаты измерений отвечать за соблюдение требований к затяжке ответственных резьбовых соединений автомобиля.

Видео: как пользоваться динамометрическим ключом правильно

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector