Tehnik-ast.ru

Электро Техник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях

Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях

Болгарка — электроинструмент, который часто используется в домашнем хозяйстве. Иногда люди сталкиваются с ситуациями, когда даже качественные модели данных устройств выходят из строя. Чаще всего такое случается из-за поломки якоря в результате неправильной эксплуатации. Чтобы убедиться в том, что он сломан, необходимо знать, как проверить якорь болгарки мультиметром.

Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях

Устройство якоря болгарки

Якорь мотора — конструкция, состоящая из специальной токопроводящей обмотки и магнитного провода, в котором запрессован вращающийся вал. На одной из сторон детали располагается ведущая шестеренка. На противоположной стороне находится коллектор с ламелями.

Также в конструкции есть специальные пазы, в которые укладывается якорная обмотка. Ее концы попарно соединяются в ламелях и в результате образуют единую цепь.

Возможные неисправности якоря УШМ

Якори, установленные в болгарках, электродрелях и перфораторах, периодически выходят из строя. Есть несколько распространенных неисправностей, с которыми люди сталкиваются чаще всего:

  • выход из строя коллектора;
  • замыкание между обмоточными витками узла;
  • пробой изоляции;
  • распаивание контактов коллектора;
  • изнашивание втулочных шипованных элементов.

Дополнительная информация! Чтобы определить, что точно вышло из строя, придется в домашних условиях тестером проверять якорь.

Как проверить якорь болгарки на исправность

Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях

Многих интересует, как правильно проверять якори, установленные в болгарках от Бош или Интерскол. Прежде чем приступить к диагностике, необходимо провести предварительный визуальный осмотр. С его помощью можно увидеть видимые причины поломки.

Например, таким образом можно будет определить, не оплавилась ли проводка. Если внимательно осматривать деталь, можно заметить различные вмятины или погнувшиеся участки.

Также визуальный осмотр проводится, чтобы убедиться в том, что на витках отсутствует припой и другие токопроводящие элементы. Дело в том, что они нередко становятся причиной появления короткого замыкания, которое приводит к выгоранию ламелей.

Как проверить с помощью мультиметра

После осмотра детали необходимо проверить ее работоспособность при помощи мультиметра. Делается это следующим образом:

  1. Установить значение сопротивления на 200 Ом.
  2. Соединить щупы прибора с соседними ламелями и проверить показания.

Если показатели между соседними пластинами одинаковы, значит обмотка полностью исправна и проблемы отсутствуют. Однако иногда во время проверки значение сопротивления опускается ниже, чем 1 Ом. Это говорить о том, что между витками есть короткое замыкание.

Также о неисправности может свидетельствовать и повышенное сопротивление. Чаще всего оно возрастает из-за межвитковых обрывов.

Проверка индикатором короткозамкнутых витков (ИКЗ)

Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях

Иногда встречаются якоря, в которых не видно проводов из-за установленного бандажа. В таких случаях единственным способом проверки является использование устройств ИКЗ.

Сначала необходимо убедиться в наличии обрывов и коротких замыканий. Для этого надо подсоединить тестер к двумя соседним ламелям и проверить их сопротивление. Если оно будет низким, значит есть замыкание.

Дополнительная информация! Перед использованием ИКЗ его необходимо правильно настроить. Нужно отрегулировать чувствительность прибора таким образом, чтобы на его панели загорелась красная лампочка.

Проверка асинхронного электродвигателя

Начинаться проверка электрического двигателя должна с его визуального осмотра. При проведении внешнего осмотра особое внимание уделяется щитку. На нем должна быть указана информация об изготовителе и типе используемого двигателя.

Затем надо осмотреть обмотку на наличие повреждений. Возможно, на ней будут видны вмятины или обрывы. Обмотка ротора должна быть целой, без торчащих наружу проводов.

Если во время осмотра не обнаружено повреждений, придется воспользоваться измерительными приборами. С их помощью удастся определить, есть ли обрывы и короткое замыкание.

Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)

Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях

Дроссель — небольшой трансформатор, который имеет только первичную обмотку. В его сердечнике вырезан специальный магнитный зазор, который используется для определения замыкания.

Во время диагностики ротор необходимо расположить в зазоре и включить прибор. Затем надо положить на якорь железную пластину. Если она начинает вибрировать, значит есть замыкание.

Как проверить якорь, если нет специальных инструментов

Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях

Если нет возможности воспользоваться специальными приборами, можно проверить контакты 12-вольтной лампочкой. Она вставляется в разрыв, после чего подается напряжение от аккумулятора. Если с якорем все в порядке, она загорится и не будет тухнуть.

Читайте так же:
Как поменять леску на бензокосе

В случаях, когда лампочка не светится, придется искать разрыв контура или замыкание в статоре.

Когда не следует проверять якорь самостоятельно

Далеко не всегда стоит самостоятельно пытаться заниматься проверкой якорей. Дело в том, что это довольно непростая работа. Поэтому людям, которые никогда раньше не занимались подобным, лучше позвонить специалистам.

Без теоретических знаний и практических навыков не стоит даже пытаться разбирать болгарку. Если сделать это неправильно, можно серьезно повредить инструмент.

Дополнительная информация! Если есть гарантия на болгарку, необходимо обратиться в точку продажи и показать менеджеру гарантийный талон. Он должен забрать инструмент на ремонт или заменить его на новый.

Что делать при обнаружении неисправности якоря

Если во время диагностики были обнаружены серьезные неисправности, есть два способа решения проблемы. Первый заключается в повторной перемотке элементов. Самостоятельно сделать это довольно сложно, лучше обратиться за помощью в соответствующие центры.

Стоит отметить, что даже после ремонта якорь может довольно быстро сломаться. Поэтому лучше заменить сломанную деталь на новую. Перед выбором якоря для замены необходимо убедиться в том, что он полностью соответствует модели болгарки.

Меры предосторожности

Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях

Перед тем как прозвонить статор болгарки мультиметром, необходимо ознакомиться с мерами предосторожности при использовании болгарок. Среди основных рекомендаций можно выделить следующее:

  • не перегружать двигатель, чтобы он не перегревался во время работы;
  • пользоваться сменными кругами подходящего диаметра;
  • не допускать, чтобы внутрь корпуса попадало большое количество мусора и грязи;
  • следить за смазкой на подшипниках и в редукторе;
  • не подключать инструмент в перегруженную сеть, так как это может негативно сказаться на его работоспособности.

Люди, которые часто пользуются болгаркой, периодически сталкиваются с поломкой якоря. Чтобы установить причину неисправности, необходимо проверить деталь при помощи мультиметра. Однако прежде чем этим заняться, необходимо ознакомиться с тем, как делать это правильно.

Проверка и ремонт коллекторного электродвигателя

В домашнем хозяйстве практически все электродвигатели коллекторные- это синхронные устройства. Как они устроены и работают читайте в нашей предыдущей статье.

устройство и места проверки коллекторного электродвигателя

Коллекторные электродвигатели стоят в стиральных машинах (но не во всех моделях), пылесосах, электроинструменте, детских игрушках и т. д. Главной отличительно их особенностью является наличие неподвижных обмоток статора и обмоток на валу (якорь), на которые подается напряжение при помощи коллектора и графитных щеток.

Если у Вас сломался или барахлит мотор в электроинструменте и других устройствах, то не спешите его выкидывать, потому что в большинстве случаев его можно быстро и недорого отремонтировать своими руками. Как определить и устранить неисправность Вы узнаете далее из этой статьи.

Перед тем как начать искать причину в электродвигателях, сначала проверьте исправность шнура питания, кнопок включения и при наличии пуск-регулировочных устройств.

Как проверить коллекторный электродвигатель- наиболее частые поломки

Для определения и устранения неисправностей придется разбирать сам электроинструмент или электродвигатель других бытовых устройств по этой инструкции. Только перед тем как приступить к разборке, обратите внимание на искрение в контактно-щеточном механизме. пример искрения коллектора Если оно будет повышенным (как на рисунке у нижней щетки), то это может свидетельствовать об износе или плохом контакте щеток, реже о межвитковом замыкании в коллекторе.

В большинстве случаев причиной поломок коллекторных двигателей является износ щеток и почернение коллектора. Изношенные щетки необходимо заменить новыми одинаковыми по форме и размерам, лучше конечно оригинальными. Меняются они очень просто- либо нужно снять или сдвинуть фиксатор или открутить болт. проверка и замена щеток электродвигателя В некоторых моделях меняются не сами щетки, а в сборе с щеткодержателем. Не забываем подключить к контакту медный поводок. Если же щетки целы, тогда растяните прижимающие их пружины.

проверка и ремонт коллектора

Если контактная часть коллектора потемнела, тогда ее необходимо обязательно почистить мелкой наждачной бумагой (нулевкой).

Иногда вместе контакта щеток с коллектором образовывается канавка. Ее необходимо проточить на станке.

На втором месте по количеству неисправностей стоит износ подшипников. О необходимости их замены в электроинструменте свидетельствует биение патрона и повышенная вибрация корпуса при работе. Как проверить и заменить подшипники подробно рассказано в этой статье. В самых запущенных случаях начинают при вращении касаться якорь и статор- придется как минимум менять якорь.

Читайте так же:
Как правильно насадить ручку на топор

Как проверить коллекторный электродвигатель- редкие поломки

Гораздо реже происходит обрыв или выгорание в обмотках или в местах их подключения, оплавление или замыкание графитовой пылью ламелей коллектора.
В большинстве случаев это удается определить внешним осмотром. При этом обращайте внимание на:

  • Целостность обмоток.
  • Почернение обмоток либо всей, либо ее части.
  • Надежность контактов выводов проводов с ламелями коллектора. При необходимости перепаяйте.
  • Забита ли графитовой пылью пространство между ламелями. Если да то почистите.
  • Наличие характерного запаха горения изоляции проводов.

Если обнаружено визуально повреждение обмотки стартера или якоря, то их потребуется заменить на новые или сдать в перемотку.

Но не всегда визуально возможно определить повреждение обмоток, поэтому следует воспользоваться мультиметром для этих целей.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Включите мультиметр в режим прозвонки или омметра с пределом измерения 50-100 Ом. Как это сделать читаем а этой инструкции.

как прозвонить электродвигатель мультиметром

  1. Прозвоните попарные выводы обмоток на ламели коллектора. Все значения сопротивления должны быть равны.
  2. Затем проверьте сопротивление между ламелями и корпусом якоря, как показано на правой картинке. Оно должно быть бесконечным.
  3. Проверить целостность обмотки статора можно при помощи прозвонки ее выводов, как показано на левой картинке.
  4. Проверьте цепь между корпусом статора и выводами обмоток. При пробое на корпус, эксплуатировать электроинструмент или мотор запрещено.

Иногда возникает межвитковое замыкание в обмотке, тогда определить его возможно только при помощи специального устройства- прибора проверки якорей.

Ремонт коллектора электродвигателя

Владельцам бытового электроинструмента, работа которого основана на крутящем моменте электродвигателя, известен тот факт, что самым слабым местом у такого инструмента является коллектор якоря силового узла. При несвоевременной замене изношенных щёток, когда медная основа, находящаяся внутри графита, начинает царапать гладкую поверхность контактных пластин; либо при попадении на пластины мелкой металлической стружки коллектор теряет свою гладкость и приобретает абразивные свойства. В результате появляется сильное искрение под щётками во время работы электродвигателя и быстрый износ щёток. Порой бывает, так что совершенно новые щётки стираются через пару минут работы дрели, или «болгарки». Инструмент вроде и рабочий, а работать на нём – чистое издевательство! Печально… Что же делать? Покупать новый? В перспективе – да. Любой ремонт, как шутят бывалые мастера, – это замена одних неполадок на другие. Новое надёжно, удобно и безопасно. Вот только не всегда есть финансовая возможность приобрести обнову немедленно. А дела стоят. Отдать в сервис? Вариант дешевле, чем покупка. Но можно обойтись ещё дешевле. Починить самостоятельно. Это если инcтрумент в руках мастера, а не случайного человека. Конечно, в сервисе ремонт произведёт опытный человек на специальном оборудовании. Ремонт своими руками почти всегда ниже качеством. Но, как правило, отремонтированная даже в сервисе вещь ресурса новой не приобретает, а чтобы «дотянуть» до получки сойдёт и собственноручная починка, тем более, что это не особенно-то и сложно.

rotor

Итак… Коллектор необходимо почистить и отшлифовать. Разбираем наш прибор. Извлекаем вал ротора. Процедура эта на разных видах инструмента разная, но всегда одинаково проста, поэтому останавливаться на данном этапе более подробно не вижу необходимости.

Вот он – виновник «торжества». Бочонок, состоящий из медных пластин. Некогда гладкий и блестящий, сейчас он чумазый от нагара. Промежутки между пластинами едва угадываются. На медной поверхности поперечные борозды. Не порядок!

Ремонт коллектора электродвигателя

Хорошо, если в домашней мастерской хозяина имеется бытовой токарный станок, плюс руки, умеющие пользоваться сим редким и дорогим чудом. В этом случае можно дальше и не продолжать. Проблема решена. Но, поскольку хороший токарь с личным станком встречается не чаще честного прокурора, то продолжим и поищем вариант проще и доступней.

Обычная бытовая электродрель уже давно и многими используется в качестве маленького токарного станка для работ не требующих особой точности выполнения. Говоря по научному – для работ низкого квалитета. Если заменить вспомогательную рукоятку дрели на длинный болт, или шпильку с подходящей резьбой, то инструмент легко зажимается в тиски в любой удобной для работающего плоскости. Вал электродвигателя обычно вынимается вместе с редуктором и опорным подшипником, поэтому можно применить прямую, или обратную схему зажима ротора в дрель. Либо в тиски зажимается корпус редуктора нашего прибора и тогда подшипник снимается с вала. Его посадочная шейка крепится в патроне дрели. Либо, если вал без редуктора, то дрель в тисках, а в её патрон крепится дальний от коллектора конец ротора. Другой конец с подшипником крепится в другие тиски. Второй вариант предпочтительней.

Читайте так же:
Датчик включения освещения при наступлении темноты

Таким образом мы добились вращения вала вне корпуса прибора. Коллектор перед мастером в удобном для работы положении. Выставляем регулировку частоты вращения дрели на минимум и начинаем обработку коллектора. Сначала используем для этого мелкую наждачную бумагу. Полоса наждачки, длиной в 7 – 8 см. и шириной в размер коллектора, натягиваем на ребро деревянной плашки и зажимаем пальцами. Включаем дрель и шлифуем коллектор до исчезновения борозд и крапинок на поверхности контактных пластин. Шлифовать следует поочерёдно в разных направлениях вращения для предотвращения образования острого выступа на одном из концов пластинок. Кроме того важно следить за тем, чтобы барабан коллектора в результате обработки приобретал правильную цилиндрическую форму без завалов и канав. После выполнения данной операции поверхность коллектора стала чище, но ещё не достаточно гладкой. Требуется более тонкая шлифовка, но сначала ещё один нюанс. Изначально, на заводе – изготовителе, контактным пластинам коллектора придаётся слегка выпуклая форма, для предотвращения эффекта пилы, при котором острые края пластин, подобно зубьям, будут «съедать» графит щёток. В результате нашей шлифовки наждачкой «горбушка» контактов полностью ликвидирована. Как её восстановить? Вот это уже сложней. Причём сложность не в технологии, а в кропотливости работы.

Отсоединяем вал от дрели и закрепляем его в тиски в любом удобном для работы положении. Кончиком острого строительного ножа проходимся по межпластинным зазорам скребущим движением, аккуратно снимая пологую фаску с острых краёв контактных пластин, вычищая одновременно грязь из зазоров. Острие ножа следует направлять то на одну, то на другую пластину. Следом подчищаем образовавшуюся пологость всё той же наждачной шкуркой. Делается это осторожными продольными движениями. Лучше если наждачка будет натянута на маленький деревянный, или пластиковый шпатель. К этой процедуре нужно подойти без излишнего фанатизма. Пологость должна быть чуть заметной.

Ремонт коллектора электродвигателя

Когда закругление краёв будет завершено – наступит время следующего и завершающего этапа. Полировка. Работа выполняется так же как и шлифовка, с помощью дрели, но в качестве абразива теперь используем не наждачку, а войлок. Чистый лоскут от старых валенок, или пальто укладывается в руке в виде ровной без складок подушечки и приставляет с небольшим усилием к вращающемуся на больших оборотах барабану коллектора. Полировка, так же, как и шлифовка, производится в реверсивном направлении вращения поочерёдно. Добиваемся максимальной гладкости поверхности контактных пластин. Коллектор должен состоять из множества маленьких, слегка выпуклых медных зеркал.

Обдуваем деталь, удаляя металлическую пыль, протираем коллектор ватой, смоченной водкой, или одеколоном. Работа завершена.

Этот инструмент ещё какое-то, может быть даже долгое, время послужит своему хозяину. Техника любит заботливые руки. А руки должны любить технику. Взаимная любовь всегда продуктивна.

Статор — понятие и принцип действия

Электрический двигатель – это машина, превращающая электрическую энергию в механическую. Работа любого электрического двигателя или генератора основана на условии взаимодействия магнитных полей статора и ротора.

Коллекторный синхронный двигатель

Cтатор в разных типах электродвигателей

Статор – это неотъемлемый узел электрической машины, сохраняющий неподвижное состояние во время работы двигателя. Ротор – вращающаяся часть электрического мотора, передающая механическую энергию на выходной вал. Другое название ротора – якорь.

Синхронный или коллекторный двигатель

Электрический ток на ламели коллектора передается графитовыми щетками. Такой электродвигатель будет работать, как в сети постоянного, так и переменного тока. Пульсирующее магнитное поле, создаваемое обмотками статора, будет взаимодействовать с пульсирующим магнитным полем, генерируемым обмотками якоря. Ротор станет вращаться. Подобные электродвигатели широко применяются в различных бытовых и промышленных приборах: электродрелях, пылесосах, силовых приводах станков, электротранспорте.

Читайте так же:
Домофон своими руками в частном доме

Интересно. Двигатели такого типа имеют еще одно название – синхронные. Это означает, что скорость вращения ротора равна скорости вращения электромагнитного поля, возникающего в двигателе.

Асинхронные двигатели

Подавляющее количество электромоторов, применяющихся и в промышленности, и в быту, – это асинхронные электродвигатели с короткозамкнутыми роторами. Такие двигатели применяются в трехфазных и однофазных сетях переменного тока.

 Асинхронный двигатель

Статорная конструкция собирается из большого количества стальных пластин и расположена в корпусе основания, отлитом из немагнитных металлов: чугуна или алюминия.

Наборный статор двигателя

Материал пластин – электротехническая сталь. Пластины изолированы друг от друга специальным диэлектрическим лаком. В статоре имеются продольные пазы, где размещаются три обмотки, сдвинутые относительно оси вращения электромотора на 120 градусов друг от друга. Ротор также набирается из изолированных пластин электротехнической стали. В пазы ротора уложены стержни из алюминия, реже меди, соединенные по торцам контактными кольцами. Отсюда и название – короткозамкнутый ротор. Такая конструкция, называемая «беличьим колесом», играет роль обмотки ротора.

Ниже представлен вид асинхронного электродвигателя в разрезе. Хорошо видно, что такое наборный статор.

Разрез асинхронного двигателя

Обмотки двигателя могут подключаться к трехфазной электрической сети по схеме «треугольник» или «звезда».

 Варианты подключения трехфазного двигателя

Коммутация схемы производится в клеммной коробке двигателя, называемой борн или брно.

При подаче трехфазного напряжения в обмотках статора возникают пульсирующие токи, которые вызывают появление в статоре вращающегося магнитного поля. Это поле пересекает токопроводящие стержни ротора, в которых индуцируются вторичные пульсирующие токи. Результатом становится появление магнитного поля в роторе. Магнитные поля статора и ротора взаимодействуют и заставляют вращаться стержни «беличьего колеса», вместе с тем и сам ротор. Якорь вращается со скоростью несколько меньшей, чем магнитное поле статора.

Величина этой разности называется скольжением и может составлять от 2 до 8 %. Из-за наличия скольжения двигатели подобной конструкции получили название асинхронные. Эффект скольжения физически необходим для работы асинхронного двигателя не будет отставания вращения ротора от магнитного поля статора, не будет индуцироваться ток в стержнях ротора, исчезнет магнитное поле в якоре, приводящее во вращение ротор.

Материал для статоров

Статорные и роторные узлы набираются из изолированных пластин электротехнической стали толщиной от 0,2 до 0,5 мм. В такой стали присутствует повышенное количество кремния (3-4,5 %). В результате сплав получает повышенное электрическое сопротивление и улучшенные магнитные характеристики. Малая толщина пластин и высокое удельное сопротивление существенно снижают паразитные вихревые токи Фуко в статоре и роторе. Это позволяет уменьшить нагрев узлов и деталей электродвигателя, повысить его электрический КПД.

Технология перемотки статора

Индикаторами нештатной работы электромотора являются:

  • Снижение мощности;
  • Повышенный нагрев корпуса;
  • «Пробивание» напряжения на массу.

В таком случае следует провести диагностику неисправности статора. Необходимо определить, как проверить статор на межвитковое замыкание мультиметром. Величина сопротивления обмоток указана в справочной литературе на конкретный двигатель. Проверив мультиметром сопротивление каждой из обмоток, можно определить дефектную. После чего необходимо перемотать одну или все обмотки статора.

Основные операции:

  • Удаление из пазов статора старых обмоток;
  • Очищение пазов от остатков старой электро,- и термоизоляции;
  • Установка новой изоляции в пазах статора;
  • Укладка новых обмоток;
  • Пропитка обмоток диэлектрическим лаком и его сушка;
  • Проверка электрических параметров новых обмоток статора.

При правильно проведенном ремонте электромотор восстановит свои первоначальные характеристики.

Проверка якоря коллекторного двигателя

У якоря коллекторного электродвигателя надо проверять два основных типа неисправностей:

  1. Механические;
  2. Электрические.

На заметку. К механическим неисправностям, как правило, относится выработка ресурса подшипников. Появляются сильный шум при работе двигателя, нагрев подшипников, продольный и радиальный люфт якоря.

Электрические неисправности включают в себя:

  • Обрыв провода в обмотке;
  • Межвитковое замыкание;
  • Пробой обмотки на корпус якоря и самого мотора;
  • Износ контактных ламелей коллектора.

Следует рассмотреть, как проверить якорь на межвитковое замыкание. Сделать это удобно с помощью цифрового мультиметра либо, при его отсутствии, стрелочным тестером.

Читайте так же:
Из чего состоит гидравлический пресс

Электронный мультиметр

Как прозвонить якорь? Следует поочередно измерять сопротивление обмоток якоря, касаясь щупами мультиметра противоположных ламелей коллектора. Значительное отклонение величины сопротивления позволит узнать неисправную обмотку. Пробой на корпус проверяется мультиметром в диапазоне сопротивления 20 кОм. Один щуп присоединяется к валу ротора, другим поочередно касаются ламелей коллектора. Прибор должен показывать состояние «разрыв». По показанию мультиметра менее 20 кОм можно узнавать о неисправности обмотки, и, следовательно, необходимости ремонта якоря.

Ремонт электродвигателей

Проведение ремонта электродвигателей, такого, как перемотка статора или ротора, операция ответственная и кропотливая. Необходимы определенные знания и навыки работы, опыт. Проще всего производится устранение механических неисправностей, обычно это замена подшипников и восстановление геометрии коллектора либо его полная замена. Также бывает необходимо поменять стесанные графитовые щетки, подающие ток на обмотки якоря.

При ремонте электрической части двигателя потребуются специальные материалы, обмоточный провод нужной марки, специальные инструменты и оснастка. Если речь идет о ремонте ограниченного количества электродвигателей, то лучше обратиться в специализированное ремонтное предприятие. Это целесообразно, как с точки зрения качества ремонта, так и экономики.

Для проведения ремонтных работ в больших количествах необходимо создать профильный участок ремонта, подобрать персонал, содержать определенное количество оборудования, материалов и комплектующих, иметь справочную литературу.

Теплоизоляция статора

Электродвигатель при работе подвержен достаточно сильному нагреву до 100-145 0С. Для сохранения работоспособности, защиты деталей и узлов от перегрева на валу двигателя имеется крыльчатка вентилятора, производящая обдув ротора и статора. Кроме того, для защиты обмоток статора применяются различные термоизолирующие материалы, такие как:

  • Прокладки на базе компонентов из слюды и специальных картонов;
  • Термоизолирующие материалы из стеклоткани;
  • Термостойкие пропиточные лаки.

Правильное технологическое применение таких теплоизоляционных компонентов обеспечивает долгую надежную и бесперебойную работу электродвигателей.

Защита статора тепловым реле

В процессе эксплуатации электродвигатель может потреблять повышенный ток из сети и испытывать сильный нагрев. Причины могут быть разные, например, слишком большая нагрузка на валу, частые включения и выключения мотора, повышенная температура окружающей среды. Такие нештатные режимы работы могут привести к перегреву статорных обмоток и выходу их из строя. Для предотвращения повреждения электродвигателя в статорной системе устанавливается один или два биметаллических тепловых реле это термовыключатели, называемые кликсонами.

Термовыключатель кликсон

При повышении температуры статора выше положенного значения происходит размыкание биметаллического контакта кликсона. Термовыключатель размыкает цепь питания катушки управления силовым контактором, который подает напряжение на электромотор. Контактор отключает электромотор от силовой электросети. Дальнейшее включение контактора и, следовательно, электродвигателя возможно лишь после охлаждения обмоток статора и замыкания биметаллической пары термовыключателя.

Двигатели, применяемые в промышленности

В промышленности успешно применяются оба типа двигателей: и асинхронные с короткозамкнутым ротором, и синхронные коллекторные.

Первый тип устройств имеет важные достоинства:

  • Низкая цена;
  • Надежность и долговечность;
  • Простота эксплуатации.

Имеются и минусы:

  • Невозможность плавного регулирования оборотов якоря;
  • Невысокая скорость вращения – предел 3000 об./мин. в сетях с частотой 50Гц;
  • Большие пусковые токи.

Однако достоинства этих изделий многократно превосходят их недостатки.

К сведению. Асинхронные двигатели применяются в тех устройствах, где требуются постоянные режимы работы промышленного или транспортного оборудования. Например, в приводах всевозможных насосов, ленточных транспортеров, в системах вентиляции, в подъемных механизмах. Ниша асинхронных электрических машин занимает 65-75 % от общего объема применяемых электромоторов.

Синхронные, коллекторные двигатели имеют свои достоинства:

  • Возможность плавного бесступенчатого изменения скорости вращения;
  • Большая мощность;
  • Большая скорость вращения.

Недостатки, присущие коллекторным электромоторам:

  • Относительно высокая стоимость;
  • Скользящие контакты коллектора якоря, снижающие надежность эксплуатации и уменьшающие ресурс машины;
  • Необходимость частого обслуживания.

Они применяются там, где необходимо плавное изменение угловых скоростей: это приводы станков, тяговые моторы электротранспорта, точные системы монтажа.

Оба типа двигателей находят массовое применение в промышленности и быту. Для их длительной и безотказной работы необходимо проведение регламентных работ, при необходимости и восстановительного ремонта, включающего перемотку обмоток статора и ротора.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector