Tehnik-ast.ru

Электро Техник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В помощь домашнему мастеру. Соединение и оконцевание проводов

В помощь домашнему мастеру. Соединение и оконцевание проводов.

соединения проводов

Монтаж электропроводки, подключение выключателей, штепсельных розеток, патронов и т. д. не может производиться без соединения и оконцевания проводов. Правильные и качественные соединения и подключения в большей степени определяют надежность электроснабжения.

Требования к соединениям проводов. Соединение жил между собой и присоединение их к электроустановочным устройствам должны обладать необходимой механической прочностью, малым электрическим сопротивлением и сохранять эти свойства на все время эксплуатации. Контактные соединения подвержены действию тока нагрузки, циклически нагреваются и охлаждаются. Изменения температуры и влажности, вибрация, наличие в воздухе химически активных частиц также оказывают неблагоприятное влияние на контактные соединения.

Физические и химические свойства алюминия, из которого в основном изготавливают жилы проводов, осложняют выполнение надежного соединения. Алюминий обладает (по сравнению с медью) повышенной текучестью и высокой окисляемостью, при этом образуется токонепроводяшая пленка окиси, которая создает на контактных поверхностях большое переходное сопротивление. Эту плёнку перед выполнением соединения нужно тщательно удалить с контактных поверхностей и принять меры против повторного ее возникновения. Все это создает некоторые трудности при соединении алюминиевых проводов.

У медных проводников также образуется окисная пленка, но в отличие от алюминия она легко удаляется и незначительно влияет на качество электрического соединения.

Большая разница коэффициентов теплового линейного расширения алюминия по сравнению с другими металлами также приводит к нарушению контакта. Учитывая это свойство, алюминиевые провода нельзя спрессовывать в медные наконечники.

При длительной эксплуатации под давлением алюминий приобретает свойство текучести, нарушая тем самым электрический контакт, поэтому механические контактные соединения проводов из алюминия нельзя пережимать, а в процессе эксплуатации требуется периодически подтягивать резьбовое соединение контакта. Контакты алюминиевых жил с другими металлами на открытом воздухе подвержены атмосферным воздействиям.

Под влиянием влаги на контактных поверхностях образуется водяная пленка со свойствами электролита, в результате электролиза на металле образуются раковины. Интенсивность образования раковин увеличивается при прохождении через место контакта электрического тока.

Особенно неблагоприятны в этом отношении соединения алюминия с медью и сплавами на основе меди. Поэтому такие контакты необходимо защищать от попадания влаги или покрывать третьим металлом — оловом или припоем.

Соединение и оконцевание медных проводов

Соединение, ответвление медных проводов сечением до 10 мм2 рекомендуется выполнять скруткой с последующей пропайкой, причем медные однопроволочные провода площадью сечения до 6 мм2, а также многопроволочные с небольшими площадями сечений паяют по скрутке (рис. 1). Жилы с площадью сечения 6-10 мм2 соединяют бандажной пайкой (рис. 2 а), а многопроволочные провода — скруткой с предварительной расплеткой проволок (рис. 2 б).

Длина мест соединений скруткой или бандажной пайкой должна составлять не менее 10-15 наружных диаметров соединяемых жил. Паяют свинцово-оловянным припоем с использованием флюса на основе канифоли. Применять при пайке медных проводов кислоту и нашатырь не разрешается, так как эти вещества постепенно разрушают места пайки.

Соединение опрессовыванием. Широко используют соединения медных проводов опрессовыванием. Концы проводов зачищают на 25-30 мм, затем обёртывают медной фольгой и опрессовывают специальными клещами типа ПК.

Соединение и оконцевание алюминиевых проводов

Алюминиевые жилы проводов соединяют сваркой, пайкой и механическим путем (рис. 3).

Сваривают алюминиевые провода о специальной формочке при помощи угольных электродов, получающих питание от сварочного трансформатора.

Для пайки алюминиевые провода скручивают (рис.3 в), а затем место скрутки нагревают в пламени паяльной лампы и пропаивают припоями следующих составов.

Припой А, температура плавления 400 – 425 градусов, состав: цинк — 58-58,5 %; олово – 40 %; медь 1,5 – 2 %.
ЦО-12 Мосэнерго, температура плавления 500 – 550 градусов; состав: цинк – 73 %; олово – 12 %; алюминий – 15 %.

Технология пайки алюминиевых проводов следующая:

— с концов соединяемых проводов снять изоляцию, после чего оголенные жилы зачистить до металлического блеска и соединить внахлестку двойной скруткой с образованием желобка в месте касания жил. Длина желобка для соединения и ответвления при различных сечениях жил указана на рис. 4

— соединенные скруткой провода нагреть пламенем газовой горелки и паяльной лампой до температуры, близкой к температуре плавления припоя. После этого желобок протереть (с нажимом) с одной стороны соединения палочкой припоя, введенной предварительно в пламя лампы. В результате трения оксидная пленка сдирается, желобок начинает облуживаться и заполняться припоем по мере прогрева места соединения. Флюса при этом не требуется. Затем облуживают и опаивают желобок с другой стороны соединения. Одновременно протереть и облудить припоем внешние поверхности и места скрутки жил соединяемого участка;

Читайте так же:
Граверные работы по дереву

— места пайки соединяемых проводов подчистить, протереть тканью, смоченной бензином, покрыть влагонепроницаемым лаком и заизолировать изоляционной лентой.

Оконцевание проводов выполняют после их прокладки. Однопроволочные провода с площадью сечения до 10 мм2 и многопроволочные с площадью сечения до 2,5 мм2 присоединяют к токоприемникам непосредственно. Оголенную жилу при этом вводят под зажимной контактный винт. Концы многопроволочных проводов скручивают и пропаивают. В зависимости от типа контакта концу провода может быть придан вид пестика (рис. 5 а) или колечка (рис. 5 б).

Концы однопроволочных проводов сечением более 10 мм2 или многопроволочных сечением более 2,5 мм2 снабжают наконечниками (рис. 5 в), которые припаивают или приваривают к жиле, а в некоторых случаях опрессовывают.

Во всех случаях соединения, ответвления и оконцевания проводов, места соединения их между собой и наконечником обматывают изоляционной лентой в несколько слоев. В соответствии с правилами электрическая прочность изоляции в месте соединения или ответвления должна быть не ниже, чем прочность изоляции в целом.

В дачных условиях для соединения алюминиевых и медных проводов между собой наиболее приемлем способ соединения винтовыми сжимами, так как не требуется специального инструмента и приспособлений. Конструкция контакта должна обеспечить постоянное давление и ограничить выдавливание проводов. Собирать зажим при присоединении алюминиевых проводов необходимо со всеми заводскими деталями (винт, прижимная шайба, шайба плоская, контактная пластина), так как отсутствие любой детали обязательно приведет к ухудшению контакта.

Для присоединения провода к зажиму с конца провода снимают изоляцию. Нож держат под углом 10-15° к поверхности жилы, этим исключается надрез алюминиевой жилы. Провод зачищают до металлического блеска и смазывают кварцево-вазелиновой пастой, затем загибают конец жилы в виде колечка. Загибать провод следует по часовой стрелке, т. е. по направлению вращения крепящего винта.

Внутренний диаметр кольца должен быть несколько больше, чем диаметр контактного винта.

Соединение проводов методом опрессовки широко применяется при монтаже внутренних, внешних электропроводок и воздушных линий электропередач.

Этот способ обеспечивает надежный контакт, необходимую механическую прочность, прост в исполнении. Опрессовку выполняют ручными клещами, механическими и гидравлическими прессами с помощью сменных матриц и пуансонов.

Для соединения жил служат гильзы ГАО, ГА, для оконцевания — наконечники ТА, ТАМ и др.

Алюминиевые жилы в соединительных гильзах опрессовывают по следующей технологии:
— подбирают тип и размер гильз, а также матрицы и пуансоны в соответствии с размерами гильз;

— проверяют наличие заводской смазки в гильзах и наконечниках, при отсутствии смазки гильзы и наконечники зачищают металлическим ершиком и смазывают защитной
кварцево-вазелиновой или цинково-вазелиновой пастой;

— снимают с концов жил изоляцию: при оконцевании — на длине, равной длине трубчатой части наконечника, а при соединении — на длине, равной половине длины гильзы;

— зачищают концы токоведущих жил наждачной бумагой до металлического блеска, протирают тканью, смоченной в бензине, и покрывают кварцево-вазелиновой пастой;

— надевают на подготовленные жилы наконечник или гильзу;

— при оконцевании жилу вводят в наконечник до упора, а при соединении — так, чтобы торцы соединяемых жил соприкасались между собой в середине гильзы;

— устанавливают трубчатую часть наконечника или гильзу в матрицу и проводят опрессовку;

— изолируют соединение несколькими слоями изоляционной ленты.

Не разрешается на алюминиевую жилу опрессовывать медный наконечник, так как соединение будет непрочным из-за большой разности у меди и алюминия коэффициента линейного теплового расширения.

Опрессовку одно- и многопроволочных медных жил сечением 4 мм2 и более выполняют в медных трубчатых наконечниках типа Т или соединительных медных гильзах типа ГМ. Технология опрессовки медных проводов аналогична технологии опрессовки алюминиевых проводов за исключением наложения кварцево-вазелиновой или цинково-вазелиновой пасты.

Запрещается проводить опрессовку при помощи молотка и зубила

Как соединить два кабеля между собой

Электричество сегодня используется практически везде. Существует огромное количество изделий, которые работаю от сети. Во всех этих сложных системах передача энергии происходит с помощью проводников, где значительное место занимает кабель.

Соединие кабелей

Его изготавливают из различных видов металлов, но цель их одна: обеспечение электричеством источник питания. Существует множество видов данных продуктов, которые можно приобрести на сайте http://elektrovoz.lviv.ua/products/category/1300401.

Читайте так же:
Крепление плазмы на стену

Скрутка проводки

Одним из самых распространенных вариантов соединений кабеля является скрутка. Данный метод предусматривает совмещение двух или больше жил в одну систему методом физического скручивания.

Специалисты выделяют несколько способов получения скрутки, которые можно разделить на определенные группы:

  1. Ответвление.
  2. Параллельное соединение.
  3. Последовательное соединение.

Каждый из этих способов применяется при проведении определенного вида электрических работ. Обязательно при использовании скрутки следует изолировать соединения с помощью изоленты или другим путем, чтобы не получить короткого замыкания или возгорания.

Еще несколько способов

Соединить два провода между собой можно разными способами, среди которых можно выделить несколько основных:

  1. Пайка предоставляет получить более надежное соединение, чем скрутка, но занимает немного больше времени.
  2. Применение клеммных колодок. Такой способ позволяет осуществить контакт двух кабелей даже из разных металлов. Соединение в таком случае происходит с помощью специального затягивающего винта или прижимающими пластинами. Недостатком изделий с зажимным винтом является высокая вероятность повреждения проводника этим самым механизмом фиксации.
  3. Пружинные клеммы являются очень простым и надежным вариантом, тем более, что позволяют сделать такую процедуру очень быстро. Для этого нужно просто снять изоляцию и поместить жилу в специальное отверстие, где с помощью зажимов и произойдет фиксация проводника.

Соединение кабеля пайкой

Проводить соединение кабелей нужно очень аккуратно, придерживаясь основных правил. Если вы не уверенны в надежности конструкции, тогда желательно вызвать электрика и доверить данную процедуру ему. Используйте при таких работах только качественные кабеля и соединительные приборы.

Покупать их стоит только в проверенных специализированных магазинах, где продавцы помогут вам подобрать нужный провод.

Наглядно видео соединения проводов можно увидеть здесь:

соединение проводов в автомобиле

Начнем со сварки. Она в автомобиле применяется (в заводских условиях) для соединения нескольких массовых либо плюсовых проводов. Соединение надежное при условии хорошей изоляции места соединения, но при ремонте ИМХО не применяется, потому что оборудование для сварки дорого, в труднодоступных местах им не поработаешь (а они в машине почти везде), так что на этом мы со сваркой и закончим 😉

Далее идёт скрутка. Сделанная прямыми руками скрутка — соединение довольно надежное, но есть нюансики. Во-первых как ни крути — но от вибрации это соединение со временем ослабнет. Во-вторых оно изначально плохо применимо для высоких токов. Ну и в-третьих — провода нужно тщательнейшим образом зачищать для обеспечения хорошего контакта. Таким образом я считаю применение скруток в автомобиле «условно допустимым», с учетом вышесказанного. Напоследок опишу «свой» способ скрутки, дающий на мой взгляд оптимальные результаты и по прочности и по надежности соединения. Итак, расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.

О том что место соединения нужно защищать я далее упоминать не буду, потому что это понятно и логично для любого соединения. Впрочем, раз уж вспомнил — опять же есть по сути два распространенных и общепринятых способа изоляции/защиты соединения — термоусадка и изолента. Термоусадка в свою очередь бывает с клеем и без (ну и разная по качеству). Естественно, что идеальный вариант — это термоусадка с клеем. Она и ограничивает доступ влаги к соединению и дополнительно фиксирует его.

Далее следует пайка. И это самый сложный вопрос. Потому что именно на нем сломано немеряно копий. То есть на вопрос «можно ли паять провода в автомобиле?» существует ровно два правильных ответа — «да» и «нет». 😉 То есть на самом деле паять МОЖНО (и примером тому — мерседес по w124 включительно, где большинство разъемов именно паяные), но при этом существует столько нюансов, что проще заявить что «НЕЛЬЗЯ», чем читать лекцию.

Я же прочитаю лекцию. Итак, пайка. начнем с того, что даже в идеальных условиях и на столе — при пайке требуется и хороший паяльник и главное прямые руки. То есть паять нужно УМЕТЬ. Смешно? мне — нет. Потому что большинство незаводских паяных соединений в машине называются «срали-мазали». Второй нюанс — применение флюсов. При пайке применяется флюс. Всегда. Флюсы бывают активные и нейтральные. Флюсы нужно смывать. Почти все и почти всегда. То есть тут опять же — проще написать что все и всегда, чем углубляться в еще одни дебри. Особенно важно помнить о необходимости промывки в случае активных флюсов, которые применяются для пайки «несвежих» проводов — а это в 99% наш случай, ведь на новых машинах провода паять нужно только разве что при установке сигнализации. А на старых машинах — провода уже окислены в большей или меньшей степени. Соответственно, для качественной пайки нужно зачистить каждую жилку от окислов и/или применять активный флюс. Который неминуемо засосёт под изоляцию, как ни вымывай. Кроме этого под изоляцию засосёт и припой и многожильный провод станет «одножильным» и потеряет гибкость. И успешно и неминуемо отвалится в этом месте через какое-то время от вибраций (что регулярно наблюдалось на мерседесах, несмотря на специальную конструкцию разъемов). Либо отгниёт из-за несмытого активного флюса.

Читайте так же:
Какой прибор для выжигания по дереву лучше

Не могу не упомянуть соединительные муфты с припоем в термоусадке. Тут те же проблемы — провода должны хорошо паяться, потому что флюса там — минимальное количество и он нейтральный. Ну и требуются навыки пайки, чтобы оценить качество соединения. Потому что то что я видел на mysku как пример соединения — иначе как браком назвать нельзя.

То есть подытоживая — паяное соединение боится вибрации и требует тщательной зачистки перед пайкой и промывки после пайки. Исключения — пайка НОВЫХ проводов гарантированно нейтральным флюсом и фиксация места соединения в жгуте.

Отдельным пунктом тут стоит лямбда-зонд и его провода. Тут всё вообще прикольно, потому что есть несколько нюансов. Во-первых провода лямбда-зонда — не медные, или не совсем медные (слегка магнитятся), короче говоря паяются они не то что с активным флюсом, а вообще только с кислотой. В-вторых — Бош официально заявляет что по проводам внутрь датчика поступает воздух. Может это и не так, но эксперименты показали что воздух МОЖЕТ проходить по проводам. Действительно ли это свойство нужно для работы лямбда-зонда — я на 100% не уверен, но и не доверять бошу тоже как-то глупо. Плюс к этому совершенно точно известно что по проводам может проходить жидкость. Так вот у меня были случаи когда в лямбду по проводам попадала вода и он там внутри начинал коротить, выдавая на сигнальный провод 12В с подогрева. А на батарее просох — и заработал. Второй случай — я смазал контактолом разъем, после чего датчик таки заработал, но хватило его минут на 5 — дальше контактол дошел до датчика и он успешно издох. Как вы думаете, попадет ли кислота под изоляцию, и дойдёт ли она до датчика? А будет ли провод по-прежнему пропускать воздух? Я вот чот не сильно горю желанием проверять. И на этой ноте мы переходим к единственно правильному методу соединения проводов в автомобиле — обжимке.

Итак, обжимка. Повторюсь, я считаю этот метод оптимальным по совокупности достоинств. Это быстро, просто, технологично, надежно. Соединяемые провода не требуют особо тщательной зачистки, потому что окислы при обжимке частично разрушаются, и контакт всё равно обеспечивается. Несомненно, лучше зачищать как можно тщательнее, а еще лучше поменять кусок провода на всем протяжении где он почернел, а луше весь провод, а еще лучше машину на новую. Но, повторюсь — вполне нормально работает и так. Работа не требует каких-то особых навыков — только инструмент и здравый смысл. При чем тут здравый смысл? Ну потому что нужно выбирать соединители под сечение провода. Работать достаточно безопасно — нет вероятности ткнуть куда-то не туда паяльником, а это может быть и глаз и приборка.

Недавно вот встретил мнение что обжимка, дескать, круто, но дорого. Хм. да нет, ребята, прошли те времена когда это было дорого. Сейчас в Китае даже гидравлические кримперы стоят от 50 баксов. Как пример вот один от 4 до 70 квадратов и вот второй — от 8 до 300 квадратов. Оба — в пределах 50 баксов (для белорусов как всегда + доставочка еще, итого уже порядка сотки плюс влёт на растаможку). Да, собственно, и «отечественный» КВТ ПГРс-70 не думаю что будет прям существенно дороже — порядка 70-75 баксов судя по яндексу.

Для меньших сечений применяются обычные ручные кримперы, которые даже в оффлайне стоят 30-40 баксов, а в Китае — около 20. Как пример могу привести КВТ СТВ-05 — это кримпер как раз для обжимки неизолированных муфт и клемм до 10 квадратов.

Читайте так же:
Как подключить домашний кинотеатр к телевизору самсунг

Теперь поговорим о видах расходников для соединения проводов обжимкой. Ну во-первых не могу не упомянуть самые правильные соединители для многожильных проводов.

Они обеспечивают самую правильную обжимку, так как фиксируют не только жилы, но и изоляцию. Обзор можете почитать тут. Это реальный мастхэв каждого автоэлектрика. Для них требуется обычный примпер для автомобильных неизолированных клемм. Я покупал его тут на месте, поэтому не могу дать на него ссылку, но чисто для примера у тех же КВТ это модели СТВ-04 и СТВ-14. По качеству этих кримперов ничего сказать не могу, это чисто пример «что это такое».

Данные соединители — достаточно редкий вариант, в основном же используются неизолированные муфты типа ГМЛ (их несколько разновидностей) и изолированные ГСИ и ГСИ-т — с простым пластиком и с термоусадкой. Здесь и далее ссылки на сайт КВТ приведены чисто для простоты и удобства. Никоим образом не пытаюсь их рекламировать. Производят всё это десятки фирм, купить можно не только на месте, но и в Китае. Ниже картинки ГМЛ, ГСИ, ГСИ-Т

Кстати, обратите внимание, что для ГСИ и ГСИ-Т применяются разные кримперы — СТВ-01 и СТВ-10 соответственно.

Я предпочитаю использовать неизолированные соединители. При этом для их обжимки (особенно для малых сечений) условно можно использовать и кримпер для автомобильных неизолированных клемм, что здорово упрощает жизнь. Я не могу конечно рекомендовать такое неправильное использование инструмента, но не вижу причин почему бы и нет 😉

Изолированные без термоусадки как ни странно обеспечивают очень неплохое качество соединения (при использовании специального кримпера! а не плоскогубцев), но имеют очень уж большие габариты и не обеспечивают никакой защиты от попадания влаги.

Качество соединения муфт в термоусадке по идее не должно отличаться, плюс если термоусадка с клеем — то и герметизация будет отличная. Впрочем, даже если без клея — то всё равно лучше чем у ГСИ. Чтобы исключить варианты — можно применять неизолированные соединители и качественную термоусадку с клеем. Где её покупать — тут уж каждый решает сам.

Надеюсь, что мне удалось максимально прояснить ситуацию с вариантами и нюансами соединения проводов в машине. Если будут появляться новые умные мысли — буду дополнять. Можете пройтись по моим обзорам на mysku — там есть обзоры разного инструмента и прочих полезных штук, не все из них я переношу в ЖЖ — что-то забываю, что-то специально. 😉

Если нужно состыковать одножильный провод с многожильным

Жесткий провод удобен при прокладке стационарных сетей скрытым или открытым способом. Его монолитный стержень хорошо устанавливается под винт, клемму. Но малая механическая стойкость к неоднократному перегибанию ограничивает, когда нужно подключить оборудование, положение которого меняется. Тогда, если вся проводка не проложена мягким кабелем, нужно стыковать проводники разной конструкции.

Как выполнить правильное соединение многожильных проводов из меди с одножильными, расскажет эта статья.

Необходимость выполнения правильного контакта

Надежность работы участка цепи или всей сети питания зависит от качества выполнения, плотности стыка.

Электротехника оперирует понятием переходного сопротивления электрическому току, возникающего по границе неоднородности двух сред. Поверхность металла под воздействием кислорода воздуха покрывается окисной пленкой, увеличивающей величину сопротивления контакта. Большое значение имеет площадь соприкосновения жил проводников, она должна быть больше площади номинального сечения жилы.

При соединении проводов справедливы такие требования:

  1. Тщательная очистка соединяемых жил от окисла;
  2. Получение нормальной площади касания поверхностей проводов:
  3. Гарантия сохранения плотности контакта все время эксплуатации электрической сети.

Для иллюстрации возьмем работу, не разрешенной ПУЭ, простой скрутки проводов. Предварительно очищенные от окисла, скрученные 8-10 раз концы жил выполняют первые два пункта требования. Но, любой металл, даже относительно пластичная медь, имеет остаточную упругость, со временем ослабляющая витки скрутки. Между ними образуется микроскопический зазор, который заполняется воздухом, вызывающим образование окисла. Увеличившееся переходное сопротивление начинает греться при прохождении тока, нагрузка ведь не изменилась. Линейное температурное расширение металла приводит к увеличению зазора, уменьшению площади контакта. Это увеличивает плотность тока, нагрев металла усиливается. Лавинообразно ухудшается контакт, повышается температура стыка.

Сильный разогрев стыка разрушит его, но чаще высокая температура стыка поджигает находящиеся рядом легко воспламеняющиеся материалы до того, как ток прервется. Возникает пожар, тяжесть последствий не возьмется предсказать никто. По сравнению с этим, срабатывание защитной автоматики и отключение участка цепи, замкнувшегося от расплавившейся изоляции, покажется благом, требующим всего-то ремонта проводки.

Читайте так же:
Геометрия сверла по металлу

Различие конструкции

Разберемся, что определяет класс гибкости кабелей.

Одножильный провод имеет монолитную жилу из одной проволоки необходимого номинального сечения. Предел стойкости изгибания до переламывания у разных материалов отличается. Медь выдерживает около 80 циклов перегибов, у алюминия эта цифра редко превышает 10. Это первый класс гибкости.

Стержень многожильного кабеля составлен из большого количества скрученный между собой тонких проволок, сумма сечений которых образует номинал. Поперечный разрез жилы напоминает конструкцию металлического троса. Количество, толщина проволочек определяют степень гибкости. Предельное количество циклов изгиба достигает более 30000 для медных проводников пятого класса.

Мягким кабелем удобно подключать клеммы розеток, патронов светильников, где монолит часто обламывается. Удобно включить варочную поверхность электроплиты, которую приходится сдвигать при уборке. Стационарно подключить к сети вибрирующую при работе стиральную машину.

Подготовка многожильного проводника

В основе любого соединения лежит удаление изоляции на нужной длине проводника.

При зачистке конца медного многожильного проводника выясняется, что тросик из тонких проволок начинает менять форму. До этого повив удерживался слоем изоляции, теперь сдерживание пропало, остаточная упругость заставляет проволочки распрямляться, стержень распушивается на отдельные элементы. Каждая не соединившаяся проволочка:

  • Снижает общее номинальное сечение стыка, допустимая плотность тока через контакт падает, температура повышается;
  • Оказавшись вне изоляции, может привести к электрической травме, вызвать короткое замыкание цепи.

Требуется предварительная обработка зачищенных концов многожильного провода для предупреждения растрепывания, получения однородного, монолитного участка.

Облуживание

Одним из более доступных, популярных способов подготовки до недавнего времени было лужение. Для этого:

  • Зачищается изоляция на нужной длине, проволочки тщательно, туго скручиваются между собой;
  • Разогретым паяльником на поверхность жилы переносится расплавленная канифоль. Металл прогревается, канифоль пропитывает тросик проволок;
  • Кончиком жала паяльника набирается припой, переносится на место лужения. Припой растекается по поверхности горячих проволок, заполняя все зазоры, образуя молекулярную связь с металлом;
  • После остывания бензином или спиртом удаляются остатки канифоли, наждачной бумагой обрабатывается поверхность для удаления возможных «тянучек» припоя в виде тонких длинных игл.
  1. Канифоль, это флюс, который применяется при пайке для удаления окислов поверхности металла, улучшает теплообмен, распределение тепла на месте пайки. Для лужения жил запрещается применять флюсы, содержащие кислоту, другие активные компоненты удаления окиси, которые приведут к разрушению жилы;
  2. Применяется свинцово-оловянный припой. Торговая сеть предлагает огромное количество паяльных паст, состоящих из смеси припоя с флюсом. Они очень удобны. Разрешается применять только те, на торговой этикетке которых есть отметка о не активном флюсе.

Подготовленный луженый конец используется при любом виде соединения – болтовом, клеммном, прижимном, сваренном.

Но, если уж все равно разогрелся паяльник, проще всего залудить так же жесткий проводник и соединить их пайкой. Получится прочный, надежный стык при минимальном переходном сопротивлении контакта.

Метод требует наличия паяльника, расходных материалов, присутствия электроэнергии на месте монтажа, навыков работы, тщательного аккуратного исполнения, занимает много времени.

Опрессовывание

Этот способ подготовки зачищенного конца гибкой жилы требует наличия пресс-клещей, расходного материала — гильз, внутренний диаметр которых соответствует диаметру жилы. Процесс занимает несравненно меньше времени, трудозатрат, чем лужение:

  • Зачищенный конец многожилки туго скручивается, помещается в гильзу;
  • Пресс-клещи обжимают наружную поверхность гильзы, туго зажимая корпусом провод. Получившиеся вмятины более надежно удерживают жилы.

Готовый отпрессованный конец участвует в любом виде стыка. Если нужно соединить его с одножильным, имеет смысл сразу взять гильзу, диаметр которой позволит разместить внутри нее два проводника. Одновременное обжатие даст хороший стык. В этом случае предварительное лужение многожильного не потребуется.

Виды соединения

Стыковку пайкой, прессованием уже рассмотрели. Другие способы:

  • Болтовое, под шайбу:
    • Луженый многожильный и монолитный концы изгибаются петлей, внутренний диаметр которой равен диаметру болта;
    • На болт, поочередно чередуя, надевается: стальная шайба – петля — опять шайба — петля вторая — последняя шайба;
    • Удерживается этот пирог гайкой через шайбу — гровер, не дающей ослабиться скрутке.

    В заключение необходимо сказать, что соединение проводов простой скруткой не разрешено ПУЭ. Использовать ее рекомендуют как можно реже, для временного включения не очень ответственных мест сети.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector