Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как мультиметром проверить генератор

Как мультиметром проверить генератор

Генераторы используются во многих областях, как автономные источники электрической энергии. Особенно широкое распространение генераторы получили в автомобилях. От них же заряжается и аккумуляторная батарея. Поэтому, при возникновении каких-либо проблем в системе электрооборудования, одним из основных вопросов становится, как проверить генератор мультиметром. Наиболее оптимальным вариантом будет обращение на СТО, для проведения полной диагностики. Однако это не всегда возможно, да и автомобиль может оказаться не на ходу. Единственным выходом из создавшейся ситуации будет самостоятельная проверка всех систем автомобиля, в том числе и генератора.

Как проверить диодный мост генератора мультиметром

Как мультиметром проверить генератор

Диодный мост в генераторе является своеобразным выпрямителем, с помощью которого переменный ток, вырабатываемый генератором, преобразуется в постоянный. В него входят полупроводниковые диоды в количестве 6 штук, 3 из них – с положительным значением, а 3 – с отрицательным. Каждая из этих групп пропускает ток только в одном, строго определенном направлении.

Переменный ток используется тогда, когда его нужно передать на дальнее расстояние. Для электроприборов, установленных в автомобиле, требуется постоянный ток, в том числе и для зарядки аккумулятора. Поскольку генератор способен вырабатывать лишь переменный ток, то для преобразования в постоянный ток как раз и нужен диодный мост.

В конструкцию входят две металлические пластины, проводящие электрический ток. На их плоскости в порядке очередности устанавливаются диоды. Переменное напряжение, выдаваемое генератором, изменяет направление, в котором движутся электроны. Для того чтобы получить постоянное напряжение, требуется перенаправить их движение в так называемую неправильную сторону, в результате дальнейшей работы фаз будет создаваться постоянный ток. В данной схеме аккумуляторная батарея служит своеобразным конденсатором, который успешно гасит колебания напряжения. При необходимости следует проверить генератор с помощью мультиметра.

Как мультиметром проверить генератор

Довольно часто происходит выход из строя диодного моста. Подобная ситуация возникает при несоблюдении полярности аккумулятора, или замыкании электрической цепи в самом генераторе. Любые неисправности диодного моста отрицательно влияют на всю бортовую сеть. Если произошел обрыв одного из диодов или диод оказался пробитым, в этом случае в стабильном пульсирующем напряжении на выходе генератора появляются провалы, поскольку неисправный диод прекращает подачу напряжения в бортовую сеть.

Определенную компенсацию провалов берет на себя аккумулятор за счет собственных ресурсов, однако величина общего напряжения сети все равно снижается. Помимо нарушения стабильности, провалы приводят к электромагнитным помехам, отрицательно влияющим на звуковоспроизводящее оборудование. При большом количестве таких нарушений скорее всего потребуется обязательная проверка диодного моста. С этой целью придется проверить генератор на работоспособность мультиметром, предварительно сняв его с двигателя. Диодный мост отсоединяется и прозванивается тестером.

Во время разборки желательно использовать руководство по эксплуатации, поскольку на разных машинах эта операция может отличаться. На одних моделях крепление моста осуществляется болтами, а в других он просто припаивается. На диодный мост и генератор наносятся метки, чтобы избежать путаницы при последующей сборке.

  • Мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления и установить звуковую индикацию.
  • Далее щупы измерительного устройства подключаются к каждому выводу диода. Отрицательный вывод – «минус» соединяется с центральной стальной или алюминиевой пластиной, а положительный вывод соединяется с металлической жилой, выполненной в виде луженого оголенного провода, диаметр которого должен быть не менее 1 мм.
  • Чтобы проверить каждый диод, нужно вначале одним щупом коснуться жилы или центральной пластины, а другим щупом – противоположного вывода диода. После этого щупы необходимо поменять местами.
  • При исправности диода, мультиметр будет выдавать звуковые сигналы только когда щупы находятся в определенном положении. Если же тестер пищит при всех вариантах подключения, это указывает на то, что диод пробит. Если звуковые сигналы вообще отсутствуют, значит имеет место обрыв диода. Звуковые сигналы должны издаваться прибором, когда проверяется только одна сторона моста.

Существует еще один метод проверки генератора мультиметром. В этом случае используется сопротивление – основная физическая величина. Для проведения измерений таким способом, переключатель нужно установить на отметку 1кОм. Касания щупами осуществляются как и в предыдущем варианте. При проверке одного направления прибор должен выдавать результат 500-800 Ом, а при проверке другого – бесконечность. В этом случае все диоды моста находятся в рабочем состоянии.

Как проверить регулятор напряжения генератора мультиметром

Для того чтобы обеспечить нормальную работу лампочек, стеклоподъемников, стеклоочистителей и другого электрооборудования, а также зарядку аккумулятора, нужно поддерживать значение постоянного тока на уровне 13,5-14,5 вольт. Если этот показатель будет меньше, то не зарядится батарея, а если он превысит этот уровень – бортовые электроприборы выйдут из строя. Высокое напряжение наносит определенный вред и аккумулятору, сокращая срок эксплуатации из-за перезарядки.

Как мультиметром проверить генератор

Поэтому для преобразования тока, вырабатываемого генератором, существует специальное устройство – реле-регулятор напряжения. С его помощью бортовая сеть обеспечивается током, у которого поддерживаются требуемые параметры, независимо от оборотов коленчатого вала. Нередко возникают ситуации, когда возникает необходимость проверить напряжение генератора мультиметром.

Современные реле являются электронными, а их конструкция – неразборная. В случае выхода их из строя, они не подлежать регулировкам или ремонту, а требуют полной замены. Это считается единственным недостатком этих устройств, поскольку в остальном реле имеют массу достоинств: компактность, долговечность, высокая точность параметров тока.

Когда же регулятор напряжения можно считать неисправным?

  1. Фары меняют яркость свечения, в зависимости от оборотов двигателя.
  2. Наблюдается недостаточный заряд аккумулятора или, наоборот, его перезарядка, сопровождающаяся выкипанием электролита.
  3. В салоне автомобиля может ощущаться горелый запах. Поломка регулятора может произойти из-за попадания влаги, различных механических повреждений, короткого замыкания и других нестандартных кратковременных электрических воздействий.
  4. Иногда регулятор бывает изначально некачественным, если это сомнительная продукция от неизвестных производителей.

Существуют разные методы, как проверить реле-регулятор генератора мультиметром и установить его работоспособность. Наиболее простым считается проверка мультиметром, без демонтажа устройства. С этой целью выполняется измерение напряжения, поступающего в аккумулятор для его зарядки. Для такой проверки потребуется помощник, регулирующий обороты двигателя педалью акселератора.

Процедура проверки проходит в несколько этапов:

  • Двигатель автомобиля запускается и прогревается в течение 5-ти минут.
  • Открыть капот во время работы двигателя и соединить контакты мультиметра с клеммами батареи. Подключение нужно выполнять с соблюдением полярности, а переключатель выставляется на отметку 20 В.
  • Оценка зарядного напряжения, поступающего от генератора, выполняется при определенных условиях. Необходимо проверить сколько выдает генератор мультиметром. Ближний свет должен быть включен, а все остальные потребители – выключены. Коленчатый вал вращается со скоростью от 1,5 до 2,5 тыс. об/мин. Если напряжение составляет более 14,8 вольт, в этом случае регулятор считается неисправным и подлежит замене. При напряжении ниже 13,5 В причиной неисправности может быть не только реле. Неисправность может заключаться в проводке или самом генераторе.
  • Более точные результаты получаются путем оценки интенсивности тока, поступающего при нагрузке. Для этого потребуется включение дальнего света, вентилятора печки, стеклоочистителя и других потребителей. В такой ситуации величина зарядного тока не должна быть ниже отметки 13,5 вольт. Если показатель все-таки меньше этого значения, то при включении всего электрооборудования, аккумулятор не будет получать нормальную зарядку.
Читайте так же:
Из чего сделать дисковый окучник

Как мультиметром проверить генератор

Более полноценная проверка выполняется на снятом реле-регуляторе. Обычно электронное устройство стоит поверх генератора, закрытое пластиковой крышкой. В некоторых случаях регулятор может образовывать единый блок со щетками. Для проверки кроме мультиметра нужно приготовить контрольную лампу на 12 В, мощностью не выше 3 ватт и регулируемый источник тока. Эти методы подходят и для того, чтобы проверить интегралку генератора мультиметром, то есть интегральный регулятор напряжения.

Провода от источника тока подключаются следующим образом: «минус» соединяется с массой регулятора, а «плюс» – с клеммой, промаркированной символом «В». Контрольная лампа соединяется через проводники с графитовыми щетками без соблюдения полярности. Вначале на реле-регулятор нужно подать напряжение от 13 до 13,5В, при котором лампочка будет гореть. Если этого не произошло, значит регулирующее устройство неисправно.

Далее лампочка остается в горящем состоянии, а входящее напряжение постепенно увеличивается. При исправном реле лампочка погаснет, когда напряжение достигнет 14,2-14,5 В. Если же в случае дальнейшего повышения напряжения контрольная лампочка продолжает гореть, значит в реле имеется пробой и оно неисправно. О неисправности свидетельствует и тот факт, когда при напряжении ниже 4 В лампочка гаснет. Такой ток будет явно недостаточным, чтобы обеспечить питанием все электроприборы и качественно зарядить аккумуляторную батарею.

Как проверить ротор генератора мультиметром

Неисправный ротор автомобильного генератора прежде всего вызывает исчезновение зарядного тока и разрядку аккумулятора. На это указывает лампочка разрядки батареи, расположенная на щитке приборов. Положение стрелки вольтметра находится возле красной зоны или в самой зоне. В связи с этим возникает необходимость проверить якорь генератора мультиметром.

Как мультиметром проверить генератор

При проверке напряжения мультиметром при работающем двигателе, его показатели на выводах батареи будут меньше, чем необходимые 13,6 вольт. С целью получения более точных результатов, рекомендуется заранее проверить зарядку аккумулятора от генератора мультиметром.

Основными неисправностями ротора считаются короткое замыкание обмоток и разрыв выводов между обмоткой возбуждения и контактными кольцами. Для проверки не обязательно снимать генератор с двигателя и вынимать из него ротор. Достаточно снять реле-регулятор напряжения и через образовавшееся окно выполнить все необходимые действия.

Как мультиметром проверить генератор

Для того чтобы проверить наличие замыкания на массу обмоток возбуждения ротора, нужно установить мультиметр в режим омметра и прижать поочередно плюсовой щуп к контактным кольцам. Минусовой щуп прижимается к массе – корпусу генератора. Если показатель сопротивления стремится к бесконечности, значит ротор исправен и замыкание на массу отсутствует. После этого следует проверить обмотку генератора мультиметром на обрыв. Мультиметр также выставляется в режим омметра, плюсовой щуп прикладывается к одному контактному кольцу, а минусовой – к другому. Показатель сопротивления от 5 до 10 Ом свидетельствует об исправности обмотки возбуждения. В большинстве случаев неисправный ротор подлежит замене.

Однако не все элементы могут быть проверены путем тестирования. Например, проверить щетки генератора мультиметром не представляется возможным. Данная процедура предполагает визуальную диагностику, после того как будет произведено снятие щеточного аппарата. При необходимости может быть снят и регулятор напряжения. Как правило у щеток наблюдается равномерный износ. В нормальном состоянии длина щеток – 8-10 мм. Если же этот показатель менее 4,5 мм, то щетки подлежат обязательной замене. Одновременно вычищается угольная пыль, образовавшаяся в результате трения щеток о роторные кольца.

При выполнении диагностики генератора, неисправность ротора допускается в последнюю очередь. Прежде всего проверяются другие элементы, которые с большей вероятностью могут стать причиной нарушений работы устройства. Низкое напряжение, горящая лампочка на панели приборов и другие симптомы могут случиться в случае выхода из строя диодного моста или реле-регулятора. Сначала проверяются они, а уже потом и сам ротор.

Как проверить лампочку тестером, мультиметром: пошаговая инструкция

Как проверить емкость и силу тока аккумулятора мультиметром

Как проверить светодиод мультиметром – все возможные способы в одной статье

Как проверить исправность генератора автомобиля тестером (видео)

Как проверить исправность генератора

Эксплуатация автомобиля порой приносит владельцам различные сюрпризы, в том числе и неприятные. Из строя могут выходить устройства, о работоспособности которых мы даже не задумываемся. И купив дорогую иномарку, мы вовсе не избавляемся от проблем. В зону риска часто попадает генерирующее устройство. Зная, как проверить работу генератора своими силами, можно предотвратить капитальный ремонт.

О генераторе и проблемах

Генератор – один из сложнейших и чувствительных в плане ремонта агрегат на автомобиле. По этой причине надо своевременно уметь определять неисправности устройства, чтобы предотвратить выход его из строя.

В первую очередь генерирующее устройство выполняет функцию рекуперации напряжения. Это позволяет АКБ перебрасывать заботу об электросистеме автомобиля на него, и не садиться за 1-2 часа.

Внимание. Правильная эксплуатация аккумуляторной батареи априори подразумевает тандем с генератором. Если последний четко и беспроблемно функционирует, то и АКБ прослужит 5-6 лет, не меньше. Владельцу надо будет лишь несколько раз подзарядить батарею, и все.

Ген или ГУ может выходить из строя по ряду причин. Имея несложное строение, ведь представляет он собой, по сути, электродвигатель с большей генерацией напряжения, для несведущего в технике человека, агрегат может представлять сложность в наладке.

Одна из самых частых поломок ГУ, безусловно, связана с подшипниками. Они обеспечивают ротору устройства беспроблемное вращение. Когда они выходят из строя, то заклинивают, и перестает вращаться шток. Последствия следующие: рвет ремень или того хуже.

Проверка обмотки

Вторая по распространенности проблема с ГУ, это сгорание обмотки на индукторе или статоре. Происходит это от влаги, которая попадает внутрь и разъедает все. Как известно, внутри используется медная проводка, слишком чувствительная к влаге.

Третья по распространенности причина – выход из строя щеток. Встречается проблема довольно часто у владельцев, активно эксплуатирующих машину (частые разъезды на дальние расстояния и т.п.). Щетки банально изнашиваются от длительного хождения по дорожкам.

Реле таблетки выходит из строя тоже часто. Оно выполняет в генераторе функцию защиты от перезарядки. Если реле выходит из строя, то ГУ начинает автоматически перезаряжать аккумулятор, тратить лишнюю энергию, что в итоге приводит к быстрой порче гена.

Читайте так же:
Инструмент для ремонта бензопил

Простые способы диагностики

Существует целый ряд разнообразных методов, которые помогают определить конкретные неисправности генерирующего устройства. Рассмотрим для начала самые простые.

На иномарках, как правило, установлен бывает бортовой компьютер. Он следит за всей автомобильной системой, позволяет выявить слабые узлы и механизмы. Если такой БК в машине присутствует, то неполадки генератора можно увидеть в сообщениях, которые в течение нескольких секунд появляются на экране.

Код ошибки в БК

Код ошибки отправляется в автосервис или вбивается в специальную строку на сайтах определенных моделей авто, чтобы узнать конкретную причину неисправности. Все просто.

В некоторых случаях БК просто выдает сообщение: посетите диагностический центр. Естественно, тут следует не тянуть и ехать немедленно.

Если нет БК, то его заменит контрольная лампочка на приборной панели. Индикатор со значком АКБ светится только тогда, когда функцию обеспечения током выполняет одна лишь батарея. Как только мы заводим двигатель, лампочка тухнет, что свидетельствует о передаче функции обеспечения питания автоэлектросети генератору. Значок продолжает мигать, значит, с генератором не все в порядке.

Вот еще масса симптомов, указывающих на проблемы с генератором:

  • Шумит ГУ при параллельном задействовании оптики, кондиционера и других электрических потребителей;
  • Аккумулятор постоянно разряжается, хотя проверка его состояния дает положительный результат;
  • При «прогазовке», когда включена передняя оптика, слышен сильный шум;
  • Запах горелого в салоне часто свидетельствует о пробое генератора;
  • После длительной поездки, преимущественно вечером, корпус генерирующего устройства становится очень горячим на ощупь;
  • На ХХ агрегат издает посторонние шумы и гул;
  • В процессе работы из генератора вылетают искры и заметны прочие световые эффекты.

Описанные выше способы проверки гена являются поверхностными. Они не дадут точных показаний, однако их вполне достаточно, чтобы посетить сервис обслуживания и узнать конкретную причину.

Видео о том, как проверить АКБ и генератор

Проверка измерителями

Как и говорилось выше, для проверки генерирующего устройства или ГУ используется либо мультиметр, либо вольтметр.

Таблетка

Для тестирования регулятора (таблетки), нужно будет вооружиться вольтметром, показывающим значения 0-15 В.

Цифровой мультиметр

Вот как это делается:

  • ДВС заранее прогревается на средних оборотах и с включенной оптикой (примерно 20 минут);
  • Замеряется ток между клеммами массы ГУ и вывода «30».

Внимание. Нормальная величина тока должна равняться примерно 14 В (для «восьмерки»). Посмотреть рекомендуемые значения для каждого определенного автомобиля можно в технической документации.

Проверка регулируемого напряжения осуществляется так:

  • Прибор подключается к выводам аккумулятора;
  • Двигатель заводится и функционирует в нормальном режиме;
  • Снимается показатель (он обязан быть таким же, как заводские данные).

Диодный мост

Чтобы проверить ВБ или диодный мост:

  • Вольтметр ставится в режим измерения постоянного тока;
  • Щупы подключаются к корпусу и выводу «30»;
  • Снимается напряжение.

Внимание. Показания измерительного прибора обязаны быть равными половине ватта. Иначе, скорее всего, вышли из строя диоды.

Пробой на массу:

  • Для проверки пробоя АКБ следует в обязательном порядке отключить;
  • Дальше скинуть провод с генерирующего устройства, который идет на вывод «30»;
  • Вольтметр подключается между выводом «30» и снятым проводом ГУ.

Внимание. Смотрим на показания: если напряжение выше 0,5мА, есть пробой в мосту или изоляции ВБ.

Проверка силы вольтажа отдачи:

  • Берется спецзажим (идет как добавка к прибору-измерителю);
  • Оцепить им провод, идущий к выводу «30»;
  • Запустить мотор и оставить его работать на высоких оборотах;
  • Снять напряжение с каждого включенного потребителя электросети автомобиля и записать сумму всех данных;
  • Одновременно включить все потребители, снять напряжение.

Диодный мост генератора

Результат в обоих случаях не должен отличаться. Некоторые расхождения допускаются, но не более чем на 5А в меньшую сторону.

Мультиметр во время тестирования диодного моста можно установить и в режим звукового сигнала. Замер напряжения проводится, как и в вышеописанном случае, для каждого элемента по отдельности. Звук при этом должен идти только в одном направлении. Если звук слышится при обратных замерах или прямом измерении, диод неисправен.

Проверка ВО

  • Запускается мотор;
  • Задаются высокие обороты;
  • Измерительный щуп (зажим) цепляется за провод, который соединен с клеммой «67».

Показания тестомера должны соответствовать 3-7А. Таким образом, можно проверить только напряжение, достаточное для возбуждения.

Что касается тестирования ВО (обмотки):

  • Снимаются щеткодержатель и таблетка;
  • Зачищаются контакты;
  • Визуально проверяется обмотка на обрывы и замыкание;
  • Щупы измерительного прибора подключаются к контактам, снимается напряжение.

Внимание. Ток на выходах не должен быть выше или ниже значений 5-10 Ом.

Тестирование омметром проводится также следующим образом: один щуп на контакт, другой – на статор. В данном случае прибор должен показать бесконечность. Если нет – ВО замыкает на массу.

Статор

Проверяется следующим образом:

  • Щупы прибора соединяются с выводом обмотки и корпусом;
  • Снимаются показания.

Если показания тока не доходят до 50 килоом, то это доказательство статорного пробоя. Определить пробой элемента можно и визуально. Достаточно обратить внимание на прогары и иные заметные дефекты.

Более подробно о том, как проверить ген в видео

Важные рекомендации

Проверяя работающий генератор, надо быть аккуратным и внимательным. Рукава и прочие детали одежды не должны свободно свисать, так как могут легко попасть в шкив и нанести опасную травму.

Проверка диодного моста

Еще несколько важных рекомендаций для владельца авто, решившего научиться, как проверять генератор самостоятельно:

  • Нельзя диагностировать агрегат, используя метод КЗ – другими словами, на искру;
  • Запрещено соединять выход «30» с кузовом автомобиля;
  • Проводить диагностику генератора следует с помощью измерительных приборов – вольтметра или амперметра;
  • Если меняется проводка, обеспечивающая генератор током, то нужно подбирать кабеля штатного (аналогичного) сечения и размера;
  • Перед тестированием генерирующего устройства, рекомендуется убедиться в работоспособности всех соединений, особенно уделяя внимание натяжению ремня.

Внимание. Правильно натянутый ремень прогибается не более чем на 10 мм, если на него оказывается усилие 10 кгс.

Видео о проверке генератора мультиметром

Проверить исправность ГУ можно разными способами. Главное – это делать периодически, чтобы предотвратить полный выход устройства из строя и не дать неисправности перейти на другие, более важные элементы автомобиля.

Генераторы: как они устроены, и как их ремонтируют

Уважительное «геннадий» или панибратское «гена» неспроста написаны с маленькой буквы! Это не имя автослесаря, а шутливо-жаргонное прозвище электрогенератора – одного из важнейших узлов автомобиля, практически не изменившего свою конструкцию за несколько десятилетий. Давайте познакомимся с «геннадием» поближе, изучив его сильные и слабые стороны и поняв, с каких фронтов можно ждать сюрпризов по электрической части автомобиля.

Читайте так же:
Какая плотность у алюминия

«Дитя света»

А втомобильный генератор в современном понимании порожден любовью человечества к электрическому свету. Машины эпохи зари автомобилизма имели лишь простейший узел под названием «магнето» – миниатюрный генератор, совмещенный с прерывателем зажигания, интегрированный в корпус двигателя и выдающий исключительно высоковольтные импульсы для работы свечей. Ни лампу, ни какой-то иной потребитель электроэнергии к магнето подключить было нельзя, поэтому машины XIX века освещали дорогу карбидными лампами, в которых горел ацетилен – от двигателя внутреннего сгорания помощи ждать не приходилось.

Однако достаточно скоро стало очевидно, что двигатель автомобиля должен порождать больше электричества: не только для собственной работы, но и для работы внешних потребителей – фар, клаксона, измерительных приборов передней панели, зарядки батареи и тому подобного. Поэтому рядом с высоковольтной «искровой» обмоткой магнето появилась дополнительная обмотка – низковольтная, дающая бортовое напряжение. МАГнето + ДИНамО-машина = магдино. Так стали называться первые генераторы.

Alternator with flat drive belt at modern truck engine

Но поскольку магнето и магдино традиционно встраиваются непосредственно в двигатель, мощность их ограничена небольшими габаритами. И как только стало ясно, что рост мощности генераторов неизбежен, «гена» стал внешним – он переехал на кронштейн на блоке цилиндров и вращение стал получать от внешней передачи – ременной, а иногда цепной или шестеренчатой.

Первые генераторы вырабатывали постоянный ток, однако после развития в середине ХХ века полупроводниковой промышленности и появления мощных выпрямительных диодов генераторы стали производить переменный ток, который затем выпрямлялся до постоянного диодными мостами. Смена типа тока позволила скачкообразно в несколько раз и понизить габариты и массу генераторов, и поднять их мощность.

Собственно, современный генератор практически идентичен тому, что стоял на машинах, разработанных и 10, и 20, и 30, и более лет тому назад. Двигатели и КПП год за годом усложняются, а едва ли не главный внешний электроагрегат остается практически неизменным. Его конструкция неидеальна, но являет собой золотой баланс свойств и стоимости. Появляются, правда, дополнительные узлы и усовершенствования – например, вместо элементарного шкива для ремня на генератор может устанавливаться обгонная муфта, как в стартерном бендиксе, или в обмотке статора увеличивается количество катушек и усложняется диодный мост, но большинство генераторов все же по-прежнему обходятся классической конструкцией.

Как устроен генератор

Две половинки корпуса, отлитые из алюминия, образуют «бочонок» и стянуты друг с другом болтами. Внутри «бочонка» расположена кольцевая обмотка – катушка статора, с которой мы снимаем переменное напряжение. Снаружи к этой обмотке подключен диодный мост, прикрытый пластиковой защитной полукрышкой и делающий из переменного напряжения постоянное. Через корпус генератора проходит ось – вал, вращающийся на двух подшипниках и приводимый в движение за шкив ремнем от коленвала двигателя.

002

На валу генератора установлен и вращается вместе с ним ротор с катушкой внутри – электромагнит. Через пару скользящих контактов и угольные щетки на него подает управляющий ток регулятор напряжения, следящий за тем, чтобы генератор выдавал на выходе 14 вольт – без регулятора величина напряжения будет зависеть от оборотов и способна достичь нескольких десятков вольт, опасных для 12-вольтового автомобильного электрооборудования.

Неисправности генератора

Генератор на большинстве машин достаточно прост по конструкции, и благодаря этому количество разновидностей его неисправностей невелико, а диагностика несложна. «Плавающих» проблем, которые затруднительно выловить и локализовать, в нем практически никогда не бывает.

Самые слабые узлы генератора – не механические, а электронные: это диодный мост, состоящий из шести мощных диодов, объединенных в три группы на алюминиевой пластине-радиаторе, и регулятор напряжения. Выходят из строя они из-за перегрузки (из-за систематической работы с перегрузкой от нештатных потребителей тока, если прикуривать чужую машину, не заглушив свой двигатель, или из-за короткого замыкания в банках аккумулятора), из-за появления микротрещин от постоянной смены подкапотной температуры в широких пределах и проникновения в трещины влаги, а также иногда и вовсе без видимых причин – с электроникой это случается… В регуляторе напряжения еще вдобавок со временем стачиваются графитовые щетки. При этом и диодный мост, и регулятор напряжения в сборе со щетками могут быть заменены на новые.

На втором месте по выходу из строя – подшипники. Их в генераторе два — более мощный и массивный передний, а также задний – меньших габаритов. Страдает чаще всего передний, поскольку на него приходятся и нагрузка от туго натянутого ремня, и проникновение пыли и влаги извне. Подшипники проявляют себя гулом и визгом, который исчезает, если завести мотор при снятом ремне генератора. Они также могут быть заменены новыми.

На третьем месте – более неприятные неисправности, хотя и, к счастью, более редкие. Могут сточиться до основания два медных колечка на валу – контакты для питания обмотки ротора, по которым скользят графитовые щетки регулятора напряжения. Колечки эти достаточно долговечны, поскольку пружины щеток слабенькие, но, отработав несколько комплектов щеток, кольца с годами могут прийти в негодность. В качестве запчастей встречаются не всегда, и для конкретной модели генератора их можно не найти… Если же купить удалось, то снимаются с вала они единым блоком (залиты в пластик), и одним блоком же ставятся новые.

Car Alternator

Еще от старости может произойти разрушение изоляции проводов обмотки статора и возникнуть короткое замыкание между витками. Как правило, такое ремонтировать невыгодно, хотя в принципе перемотка возможна. Неисправности типа разрушения корпуса рассматривать, наверное, не стоит, хотя и они, безусловно, случаются, и, как ни странно, некоторые отечественные производители генераторов поставляют в розничную продажу половинки «бочонка».

Ремонт генератора

Теперь рассмотрим ремонт генератора на живом примере. Автомобиль ВАЗ-2115 приехал на сервис с проблемой отсутствия зарядки аккумулятора. Электрик, к его чести, не приговорил, не глядя (как это часто делается), диодный мост и регулятор скопом, а сперва проверил проводку к генератору, затем (не снимая генератор с машины) извлек из него регулятор напряжения и проверил его при помощи внешнего источника напряжения 15-16 вольт и нагрузочной лампы, сымитировав штатную работу – регулятор оказался исправен. Целыми оказались и щетки регулятора, контактные кольца на валу и обмотка ротора. После этого мастер посветил фонариком на диодный мост, увидел обугленный диод, сделал вывод о неисправности моста… и предложил полную замену генератора!

Читайте так же:
Какое масло заливать в домкрат гидравлический бутылочный

003

Почему? Все просто: на наш генератор, рожденный Ржевским заводом автотракторного электрооборудования ЭЛТРА, модели 5102.3771, устанавливается 80-амперный диодный мост МП13-80-3-2, который стоит в магазине… 909 рублей, и меняется он не так, как, скажем на старой-доброй «девятке», где это делалось при помощи отвертки и без снятия генератора с машины. В нашем случае мост меняется с использованием мощного паяльника, и генератор для этого, по-хорошему, должен лечь на верстак. Это изрядная возня, требующая к тому же определенной аккуратности. Мастер не захотел связываться с этим менее, чем за 2 000 рублей, и намекнул владельцу, что стоимость запчасти и ремонта почти в 3 000 рублей на генератор 2006 года выпуска выглядят бледно на фоне цены нового генератора в сборе в 4 450 рублей. Иначе говоря, можно за 3 000 починить, а можно за дополнительные 1 500 рублей к цене ремонта получить нового «гену» на гарантии, с новыми подшипниками, обмотками, гарантированно лишенными усталостных трещин лака, и так далее. Владелец согласился с такими доводами, и генератор был заменен на новый.

Вот такой неожиданный исход… Мы хотели понаблюдать за недорогим восстановительным ремонтом, а столкнулись с крупноузловой дорогостоящей заменой. Впрочем, ремонт уже завершен, машина восстановила подвижность и уехала, и у нас появилась возможность в спокойной обстановке внимательно взглянуть на генератор изнутри, изучить конструкцию и разобраться, прав ли был мастер. Более того, нам никто не запрещает починить его самостоятельно.

Генератор изнутри

Разборку генератора начинаем со снятия шкива с вала: 6-ручьевой шкив под поликлиновый ремень аккуратно зажимаем в тисках через алюминиевые прокладки и откручиваем гайку пневмогайковертом. Легкие следы замятия на шкиве не страшны, если они контролируемы и прогнозируемы – ни канавки, ни кромки не деформированы.

На валу виден паз под шпонку, однако шпонки самой нет, как нет и паза для нее в шкиве. На данном генераторе шкив крепится трением – затяжкой гайки с гровером с упором во внутреннее кольцо подшипника, а через него – в ротор.

005

006

Снимаем пластиковую «полукрышку», под которой прячутся диодный мост и регулятор напряжения. Видим, что мост неисправен – пробит как минимум один диод из шести. Это заметно даже без проверки тестером – видно, что диод обуглен.

007

008

Регулятор напряжения снимается легко – откручиванием двух гаек М8. Электрически его уже проверяли, визуально тоже видно, что щетки изношены незначительно. Продуваем, вытираем и откладываем в сторону.

Как проверить статор на межвитковое замыкание мультиметром

Частой причиной выхода из строя автогенератора является короткое замыкание в статорной обмотке из-за обрыва провода. Тем не менее, установить этот дефект не так просто, поскольку придется разобрать генератор, вынуть обмотку и протестировать его мультиметром в варианте тестирования сопротивления. Для того чтобы устранить все возможные причины сбоя в работе генератора, специалисты рекомендуют вначале проверить ротор, после него статор и еще дополнительно диодный мост.

Проверка диодного моста

А вот неисправность щеточного узла можно проверить визуально на плотность прилегания щеток к контактным кольцам. После этого можно будет провести проверку цепи на целостность. Перед тем как прозвонить цепь мультиметром, она должна быть отключена от основного питания. Поиском определения обрывов в цепи, можно заниматься только при условии выполнении исполнителем всех мер безопасности.

Проверка работоспособности генератора без снятия статора

Тестирование статора требует полной разборки генератора. Ее целесообразно проводить после того, как все возможные причины неисправности этого блока будут устранены.

Проверка аккумулятора тестером

Вначале проверяют работоспособность аккумуляторной батареи тестером в режиме U, устанавливая шкалу 20 В. Сначала на неработающем двигателе, значения при этом должны быть в районе 12.6–12.8 В,а потом на работающем с показаниями 13.6–14.4 В.

Следующий вариант проверки электродвигателя — это подача U = 12 В с батареи напрямую на вывод стартера без участия реле. Если электрогенератор функционирует, то в обмотке КЗ нет.

Кроме того без снятия генератора можно протестировать:

  • Подачу тока от аккумуляторной батареи на реле;
  • Исправность линии управляющего контакт реле от системы зажигания;
  • Исправность «массы» движка;
  • Фактические пусковые обороты, в том случае, когда замедленное движение якоря;
  • Уровень нагрева статорного корпуса;
  • Присутствие запаха горелого бакелита статорных обмоток.

Такой анализ может диагностировать поломку статора. В таком случае конструкцию придется разбирать для более детальной проверки.

Проверка на снятом генераторе

До того как определить короткое замыкание мультиметром, внешним осмотром проверяют работоспособность элементов стартера:

  1. Наличие следов истирания поверхности якоря об ламели.
  2. Техсостояние коллекторных пластин на износ и распайку. На рабочем якоре глубина между проточками коллекторных пластин обязана быть не меньше 0.5 мм.
  3. Прокручивание муфты должно быть только в одну сторону, а в другую может быть выполнено вместе с якорным валом.
  4. Осмотр шестерни, она должна быть без сколов и выработки зубьев.
  5. Неповрежденность вилки и отсутствие износа ее краев, которыми она входит в зацепление муфты.
  6. Неповрежденность шестерни стартерного редуктора.

Тестирование ротора

В этом тесте прозванивается роторная обмотка с использованием тестера в режиме «Ω». Для этого к контактным кольцам присоединяются измерительные щупы прибора.

Результаты тестирования обмотки:

  • R= 2.2–5.0 Ом, хорошее состояние.
  • R=0 — обрыв обмоточного провода.
  • При R ниже 2.2 Ом — между витками обмотки замыкание.
  • При R выше 5.1 Ом — неудовлетворительный контакт либо не пропаяны качественно выводы обмотки и контактных колец.

После этого рекомендуется измерить величину «I» возбуждения. На кольца потребуется подать постоянное U = +12 В, а в разрыве цепи подключают амперметр. Нормальное состояние тока возбуждения 3–4.,5 А. Если показатель выше — в роторной обмотке замыкание между витками, если выше 5 А — потребуется замена регулятора напряжения.

Обнаружение КЗ

Важно! Простой способ проверки «Ω» бытовым напряжением можно применить, когда под рукой нет мультиметра. Напряжение подают через обычную лампочку 40 Вт, 1 контакт подключается на кольцо, 2 — на роторный корпус. Если замыканий на корпусе нет — лампочка не светится. Если нить накаливания даже немножко светится — не исключается утечка «I» на массу, а обмотка подлежит замене.

Статор генератора

Перед тем как проверить статор на межвитковое замыкание мультиметром, его отсоединяют от диодного моста, предварительно выполнив отпайку выводов. Далее измерителем в варианте измерения «Ω» проверяют показания, подключив тестовые провода между выводами.

Подключение статора

У нормально функционирующей обмотки показатель мультиметра должен демонстрировать 0.2 Ом. При проверке вывода любой обмотки и «0» — значение R= 0.3 Ом.

Важно! Если возникло КЗ обмоток статора, либо на диодном мосту, электрогенератор автомобиля будет очень сильно шуметь.

Пробой в изоляционном покрытии прозванивают обычной лампой 40 Вт от бытовой сети. Как в предыдущем случае, подключая 1 контакт к выводу обмотки, а 2 на статорный корпус. Если обмотка исправна — лампочка не светится. В противном случае, исполнитель ищет дальше обрыв.

Важно! Водитель при тестировании статора генератора должен предварительно осмотреть техсостояние внутренней части статора и внешней ротора. Недопустимо, чтобы они соприкасались между собой в процессе работы, или на водительском сленге — «башмачили». В таком положении генератор будет издавать высокий шум, поскольку происходит повышенный износ подшипников и втулок.

Диодный мост

Работоспособность диодного моста (ДМ) должна проверяться тестером в режиме «Ω». Конструкция диодного моста имеет 2 пластины — положительную и отрицательную. Для замеров, первый щуп соединяют с «+ » ДМ, а второй поочередно с диодными выводами Ф1/Ф2/Ф3 и 0.

Читайте так же:
Какой автомат нужен на 6 киловатт

После этого меняют место замеров и проделывают аналогичные измерения. В первом варианте мультиметр должен показывать проводимость — то есть сопротивление отличное от «0», а в другом — непроводимость. Так проверяют диоды на «+» пластине.

Для испытания диодов на «−» пластине, первый измерительный щуп подключают с «−» пластиной, а второй по очереди с концами Ф1/Ф2/Ф3. Аналогично далее меняются щупы местами, и повторяется процедура замеров. У нормально работающего ДМ, в первом варианте проводимость есть, во втором — нет.

Важно! Сопротивление не может быть равным «0». Если это произошло, то в диоде существует пробой. Аналогично о пробое диода сообщает отсутствие «Ω» при замерах в обоих направлениях. Неисправность даже одного диода будет создавать недозаряд батареи, поэтому такой ДМ нужно заменить.

Щетки и контактные кольца

Их проверяют визуально, оценивая общее техническое состояние. Обязательно нужно проверить выступающий размер щеток. Он должен быть не менее 4.5 мм,а новых 10 мм. Аналогично проверяют диаметр токосъемных колец, минимальный размер которых установлен 12.8 мм, а новые кольца имеют 14.4 мм.

Важно! Выработанные кольца меняют, предварительно отпаяв выводы обмотки и сняв специальным съемником.

Контактные кольца

После монтажа подходящих колец их протачивают на токарном станке, чтобы устранить биения, и шлифуют нулевой наждачной бумагой для снятия заусенцев.

Как эффективно найти короткое замыкание мультиметром

Короткое замыкание (КЗ) в автомобиле вызывает большие проблемы и очень опасные. Не только для работоспособности важных узлов и целостности машины, они представляют угрозу для здоровья человека.

Проверка КЗ в машине

Таким образом, автолюбитель должен знать технологию определения короткого замыкания в автомобиле и какие принять меры, после того как его найдет, чтобы имущество и пассажиры были в безопасности.

Что такое «короткое замыкание»

В двух словах — это неисправность в проводке автомобиля. Провода переключают подачу электрического тока между различными цепями управления в машине. При разрыве любого из проводов, ток прекращает движение по проводам и течет в другое место, потенциально вызывая повреждение, в связи с чем ответственные узлы авто не смогут работать.

Короткое замыкание в проводке

Короткие замыкания бывают двух типов: на «массу» и на питание. Первое замыкание на землю, когда ток течет от цепи к кузову автомобиля. Это происходит, если провод утрачивает изоляцию либо наэлектризовался, передавая электричество от провода к кузову. Как правило, при этом виде КЗ, можно обнаружить перегоревшие предохранители, неисправные компоненты или индикаторы.

Цепь КЗ на питание образуется обычно в жгуте проводов, где существует много определённых цепей, сгруппированных в непосредственной близости друг к другу. Когда порезанный либо изношенный провод дотрагивается к другому проводу, ток будет перенаправлен к устройству, для которого он не предназначался, например, при включении фар, будет звучать сигнал либо загорятся фары при нажатии на тормоз.

Алгоритм обнаружения короткого замыкания

Обнаружение КЗ в автомобиле — это трудоемкий процесс, независимо от уровня подготовленности исполнителя. Перед тем как найти короткое замыкание, потребуется автомобильная электрическая схема, EWD и мультиметр.

Справка. EWD — это таблица с цветовой кодировкой, помогающая ориентироваться в электрических системах автомобиля, она поставляется продавцом во время продажи автомобиля в комплекте с паспортом и другой технической документацией.

Алгоритм нахождения короткого замыкания в автомобиле:

  1. Выбирают схему проверки проводов.
  2. Уточняют по EWD назначение по окраске провода и цепи, в которых они работают.
  3. Проверяют предохранители на каждую цепь.
  4. Извлекают предохранители поочередно, и прозванивают цепь мультиметром.
  5. Чтобы правильно прозванивать провода, они должен быть отключены на конечных точках датчика или нагрузки.
  6. Для тестирования цепи 5 В, которая используются контроллером ЭСУД для управления трансмиссией и двигателем, нужно по очередности отсоединить аккумулятор и контроллер ЭСУД. Чтобы измерить непрерывность, используют мультиметр и щуп между цепью — кузовом автомобиля, или цепью и двигателем. Это позволит определить место короткого замыкания.

EWD ВАЗ

Важно! Перед прозвонкой проводов на обрыв и КЗ, нужно провести визуальный осмотр. Зачастую, в этот момент находим оплавленные провода. В таком случае области поиска для исполнителя заметно сужаются.

Порядок применения мультиметра для проверки КЗ автомобиля:

  1. Выполняют меры предосторожности при прозвонке провода, он должен быть отключен от напряжения.
  2. Включают мультиметр и устанавливают в режим сопротивления с наименьшей шкалой или на режим прозвонки, если такой установлен на приборе.
  3. Проверяют работу прибора путем присоединения щупов вместе, если мультиметр работает в режиме сопротивления, показание должно стремиться к «0».
  4. Если сопротивление на проверяемом участке больше «0», то выполняют калибровку измерителя, чтобы показание сопротивления равнялось «0».
  5. При настройке в режиме непрерывности должен раздаваться звуковой, а в некоторых моделях, и световой сигнал.
  6. Проверяют целостность провода, он должен быть отключен на конечных точках датчика или нагрузки.
  7. В случае короткого замыкания на экране мультиметра будет отображаться «1» или «OL» (разомкнутый контур) и не звучит звуковой сигнал. Это означает, что в цепи есть КЗ.

Автомобильные предохранители

После обнаружения КЗ в электроцепях машины, потребуется выполнить замену поврежденной проводки. Иногда это возможно сделать самостоятельно, если повреждение небольшое и видимое. В более сложных случаях потребуется обратиться в сервисный центр.

Если часто горит предохранитель, это уже предвестник КЗ. Недопустимо его менять на более мощный. Если ток КЗ не вызовет перегорания предохранителя, изношенные силовые провода способны сжечь машину дотла за минуту. Знание того, как искать короткое замыкание, может избавить собственника авто от многих проблем и будет гарантировать безопасность автомобиля, а также пассажиров.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector