Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить термистор на исправность мультиметром

Как проверить термистор на исправность мультиметром

Это были основные параметры серии, теперь рассмотрим спецификацию для С831 (см. рис. 5).


Спецификация модельного ряда серии B598*1

Краткая расшифровка:

  1. Величина тока для штатного режима работы, для нашей детали это почти половина ампера, а именно 470 мА (0,47 А).
  2. Этот параметр указывает ток, при котором величина сопротивления начинает существенно меняться в большую сторону. То есть, когда через С831 протекает ток с силой 970 мА, срабатывает «защита» устройства. Следует заметить, что этот параметр связан с точкой температурного перехода, поскольку проходящий ток приводит к разогреву элемента.
  3. Максимально допустимая величина тока для перехода в «защитный» режим, для С831 это 7 А. Обратите внимание, что в графе указано максимальное напряжение, следовательно, можно рассчитать допустимую величину мощности рассеивания, превышение которой с большой вероятностью приведет к разрушению детали.
  4. Время срабатывания, для С831 при напряжении 265 вольт и токе 7 ампер оно составит менее 8 секунд.
  5. Величина остаточного тока, необходимого для поддерживания защитного режима рассматриваемой радиодетали, она 0,02 А. Из этого следует, что на удержание сработавшего состояния требуется мощность 5,3 Вт (Ir x Vmax).
  6. Сопротивление устройства при температуре 25°С (3,7 Ом для нашей модели). Отметим, с измерения мультиметром этого параметра начинается проверка позистора на исправность.
  7. Величина минимального сопротивления, у модели С831 это 2,6 Ом. Для полноты картины, еще раз приведем график температурной зависимости, где будут отмечены номинальное и минимальное значение R (см. рис. 6).


Рисунок 6. График температурной корреляции для B59831, значения RN и Rmin отмечены красным

Читать также: Как проверить кулер на работоспособность без компьютера

Обратите внимание, что на начальном этапе нагрева радиодетали ее параметр R незначительно уменьшается, то есть в определенном диапазоне температур у нашей модели начинают проявляться NTS свойства. Эта особенность, в той или иной мере, характерна для всех позисторов.

  1. Полное наименование модели (у нас B59831-C135-A70), данная информация может быть полезной для поиска аналогов.

Теперь, зная спецификацию, можно переходить к проверке на работоспособность.

Проверка SMD-элементов

Почти все современные электронные печатные платы, изготавливаются при помощи технологии монтажа на поверхность. Для такого монтажа изготавливают специальные элементы типа SMD (от английского Surface Mounted Device — прибор для монтажа на поверхность).

Эти элементы имеют миниатюрные размеры. Вместо выводов, они имеют контактные площадки, которыми радиодетали этого типа припаиваются к поверхности платы.

Если вам нужно будет проверить СМД-резисторы, то сделать это можно по методикам, описанным выше. При выпаивании этих элементов будьте предельно осторожны, чтобы не повредить и не перегреть радиодеталь, а в остальном эти элементы не отличаются от своих аналогов классического типа.

Терморезисторы делятся на два вида: позисторы и термисторы. Все они изменяют свое сопротивление в зависимости от их температуры. У позисторов сопротивление увеличивается в зависимости от температуры, а у термисторов, наоборот – уменьшается. Терморезисторы находят свое применение во многих узлах различной техники и аппаратуры, начиная от датчиков температуры, заканчивая ограничителями пусковых токов в энергосберегающих лампах, блоках питания или двигателях.

Типы терморезисторов и их тестирование

Отдельно нужно поговорить о том, что такое позистор и термистор, и как их проверить мультиметром.

Терморезистор — это радиодеталь, изготовленная на основе полупроводниковых материалов. Сопротивление этих элементов непостоянное и зависит от температуры. Терморезисторы разделяют на две группы:

  1. Термистор — элемент с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Это значит, что при нагреве его сопротивление уменьшается.
  2. Позистор — имеет положительный температурный коэффициент сопротивления, то есть при нагреве его сопротивление увеличивается.

Читать также: Уаз таблетка тюнинг фото

Как и в случае с обычными резисторами, перед началом проверки необходимо выяснить номинальное значение проверяемого образца. Сделать это можно при помощи справочных данных на основании маркировки терморезистора.

Но есть одна особенность, так как сопротивление зависит от температуры, то в справочниках может быть дана целая таблица температур и соответствующие им сопротивления. В этом случае нужно ориентироваться на величину сопротивления при температуре близкой к температуре окружающей среды.

Если в данных указана только одна величина сопротивления, то, как правило, она соответствует температуре в 25 градусов.

На практике сложно точно поддерживать определённую температуру, поэтому сопротивление исправного терморезистора будет несколько отличаться от номинальных данных, и это нужно учитывать при измерении.

Давайте пошагово разберём, как проверить позистор мультиметром, тогда и проверка термистора не вызовет у вас затруднений. Кроме тестера, потребуется источник тепла, например, паяльник или фен. Исправный позистор должен пройти все три поверки:

  1. Измеряем величину сопротивления позистора в ненагретом состоянии. Если сопротивление соответствует номинальному, то можно продолжать проверку. В противном случае элемент неисправен.
  2. На этом шаге проверки нам потребуется нагревать элемент, поэтому заранее предусмотрите, как вы будете производить измерения, например, установите зажимы на щупы. После того как вы подключили тестер к позистору, поднесите к нему нагретый паяльник. По мере нагрева величина сопротивления должна увеличиваться, если показания прибора не изменяются, радиодеталь испорчена.
  3. Прекратите нагревать позистор и дождитесь, когда он остынет до комнатной температуры. Измерьте его сопротивление, оно должно вернуться к исходной величине, измеренной в первом пункте.
Читайте так же:
Лучшие электромоторы для лодок пвх рейтинг

Проверка термистора выполняется так же, как и проверка позистора, с тем лишь отличием, что во втором пункте при нагреве величина сопротивления должна уменьшаться.

Проверка электронным мультиметром

Следует отметить, что резисторы довольно надёжны, поэтому их проверку следует проводить после того, как вы убедились в исправности остальных элементов. В первую очередь обратите внимание на сопротивления в цепях, где ранее были обнаружены неисправные элементы.

Сама по себе процедура проверки довольно проста, но требует выполнения определённых действий.

Для проверки будем использовать электронный мультиметр. Щупы прибора должны быть подключены к разъёмам COM и VΩmA. Полярность подключения щупов к выводам проверяемого элемента не имеет значения. Переключатель тестера необходимо установить в положение омметра (сектор помечен знаком Ω). Цифры обозначают максимальный предел измеряемой величины.

Перед началом проверки соедините щупы вместе, при этом показания прибора должны быть равны нулю, что говорит об исправности прибора и проводов щупов. Если переключатель установлен на самом малом пределе измерения, то прибор может показывать величину равную единицам ома. Эту неточность нужно будет учесть при измерении малых величин. Кроме того, у резисторов есть допустимое отклонение от номинала, если точных данных найти не удалось, то погрешность в 10 процентов можно считать нормальной.

Для начала необходимо определить номинальное сопротивление у элемента, который вы собираетесь проверять. Сделать это можно несколькими способами:

  1. На элементах старого образца величина номинального сопротивления указана на корпусе резистора.
  2. На современных элементах применяется цветовая маркировка. Это набор цветных колец, нанесённых на корпус. С их помощью зашифровано сопротивление. Нужно взять таблицу цветовой маркировки и определить искомую величину.
  3. Если вы проверяете элемент с электронной платы, то возле элемента стоит его обозначение в виде буквы R и порядкового номера. Можно взять схему электронного устройства и по обозначению определить номинал. Иногда эта величина указана прямо на печатной плате.

Читать также: Проверка дорожного налога на машину

Постоянный резистор

Проверку выполняем в такой последовательности:

  • зачищаем выводы резистора от окислов и загрязнений;
  • выставляем на мультиметре предел измерения, который несколько больше номинальной величины;
  • кладём элемент на диэлектрическую поверхность;
  • прижимаем щупы прибора к выводам резистора, при этом нельзя прикасаться к щупам пальцами.

На экране мы можем увидеть три варианта показаний:

  1. Единица на экране прибора говорит о том, что сопротивление резистора больше установленного предела измерения. Проверьте правильно ли выбран предел измерения, если ошибки нет, то присутствует обрыв между выводами элемента. Такой элемент неисправен и подлежит замене.
  2. Ноль обозначает, что выводы соединены накоротко. Элемент неисправен.
  3. Если на экране другое число, сравните его с величиной номинального сопротивления резистора. Измеренная величина не должна отличаться от номинальной больше чем на 10%. Чтобы было понятно, при проверке резистора в 1 тыс. Ом прибор может показать величину от 900 Ом до 1100 Ом, в обоих случаях элемент можно считать исправным. Когда вы измеряете величины менее ста Ом, не забудьте от полученного значения отнять сопротивление щупов.

Тестирование подстроечного резистора

У переменного резистора на корпусе три вывода. Для проверки необходимо определить, к какому выводу подключён подвижный (средний) контакт. Для этих целей можно воспользоваться справочными данными, если это невозможно, то определим его в процессе измерений:

  1. Перемещаем ручку резистора в среднее положение.
  2. Выполняем все действия, указанные для постоянных резисторов, но измерения проводим попарно между первым и вторым, вторым и третьим, третьим и первым выводами. Пара между которыми сопротивление будет максимальным — это крайние выводы. Сравниваем это значение с номинальной величиной по аналогии с постоянными резисторами. Если всё в норме, продолжаем проверку.
  3. Перемещаем ползунок в одно из крайних положений. Производим измерение между центральным и крайними выводами, должны получить ноль и номинальное значение. Если данные другие (допускается небольшая погрешность), то элемент неисправен.
  4. Повторяем измерение во втором крайнем положении ползунка, теперь показания должны поменяться местами (там, где был ноль, будет номинальное значение, и наоборот).
  5. Подключаем щупы к центральному выводу и к любому крайнему. Плавно перемещаем ручку и следим за показаниями прибора. Сопротивление должно изменяться без скачков, если прибор показывает единицу, это говорит о том, что в этом положении ползунка контакт плохой или пропадает вовсе, а следовательно, нормально работать такой резистор не будет, и его нужно менять.

Проверка элемента на плате

Иногда демонтаж элементов с платы сопряжён с рядом трудностей, поэтому будет полезно знать, как проверить резистор мультиметром, не выпаивая его. Это уже более сложная задача. Чтобы правильно выполнить проверку, необходимо изучить схему, в которой он установлен.

Дело в том, что различные компоненты и способы их подключения, относительно проверяемого резистора, влияют на показания тестера по-разному. Например, параллельно подключённый диод покажет нулевое сопротивление резистора, а параллельно подключённые сопротивления или катушки индуктивности сильно исказят показание прибора. Так как в мультиметре для измерений используется постоянное напряжение, то конденсатор на схеме можно приравнять к разрыву цепи.

В сложной схеме учесть все эти влияния трудно, поэтому измерить точную величину сопротивления не получится, но если вы подробно изучите схему, то сможете проверить резистор на наличие обрыва или короткого замыкания. Если у вас возникли сомнения в исправности элемента, для полной проверки придётся выпаять хотя бы один вывод.

У многих мультиметров есть режим прозвонки. В этом режиме прибор позволяет проверять электрические цепи с сопротивлением не больше сотни ом, при превышении этой величины цепь прозваниваться не будет и звукового сигнала не последует. Применение этого режима для проверки резисторов нецелесообразно, так как прозвонка показывает только наличие или отсутствие контакта между щупами, но никак не характеризует состояние радиодетали.

Читайте так же:
Какой кабель использовать для духового шкафа

Как проверить позистор мультиметром?

Неприхотливость и относительная физическая устойчивость позисторов позволяет их использовать в роли датчика для автостабилизирующихся систем, а также реализовать защиту от перегрузки. Принцип работы этих элементов заключается в том, что их сопротивление увеличивается при нагреве (в отличие от термисторов, где оно уменьшается). Соответственно, при проверке тестером или мультиметром позисторов на работоспособность, необходимо учитывать температурную корреляцию.

Различные виды позисторов и их графическое изображение в принципиальных схемах

Различные виды позисторов и их графическое изображение в принципиальных схемах

Определяем характеристики по маркировке

Широкая сфера применения РТС-термисторов подразумевает их обширный ассортимент, поскольку характеристики этих устройств должны соответствовать различным условиям эксплуатации. В связи с этим для тестирования очень важно определить серию элемента, в этом нам поможет маркировка.

Для примера возьмем радиокомпонент С831, его фотография показана ниже. Посмотрим, что можно определить по надписям на корпусе детали.

Позистор С831

Позистор С831

Учитывая надпись «РТС», можно констатировать, что данный элемент является позистором «С831». Сформировав запрос в поисковике (например, «РТС С831 datasheet»), находим спецификацию (даташит). Из нее мы узнаем наименование (B59831-C135-A70) и серию (B598*1) детали, а также основные параметры (см. рис. 3) и назначение. Последнее указывает, что элемент может играть роль самовосстанавливающегося предохранителя, защищающего схему от КЗ (short-circuit protection) и перегрузки (overcurrent).

Расшифровка основных характеристик

Кратко рассмотрим, данные приведенные в таблице на рисунке 3 (для удобства строки пронумерованы).

Таблица с основными характеристиками серии B598*1

Рисунок 3. Таблица с основными характеристиками серии B598*1

Краткое описание:

  1. значение, характеризующее максимальный уровень рабочего напряжения при нагреве устройства до 60°С, в данном случае он соответствует 265 В. Учитывая, что нет определения DC/AC, можно констатировать, что элемент работает как с переменным, так и постоянным напряжением.
  2. Номинальный уровень, то есть напряжение в штатном режиме работы – 230 вольт.
  3. Расчетное число гарантированных производителем циклов срабатывания элемента, в нашем случае их 100.
  4. Значение, описывающее величину опорной температуры, после достижения которой происходит существенное увеличение уровня сопротивления. Для наглядности приведем график (см. рис. 4) температурной корреляции.

Как видно на графике, R резко возрастает в диапазоне от 130°С до 170°С, соответственно, опорной температурой будет 130°C.

  1. Соответствие номинальному значению R (то есть допуск), указывается в процентном соотношении, а именно 25%.
  2. Диапазон рабочей температуры для минимального (от -40°С до 125°С) и максимального (0-60°С) напряжения.

Расшифровка спецификации конкретной модели

Это были основные параметры серии, теперь рассмотрим спецификацию для С831 (см. рис. 5).

Спецификация модельного ряда серии B598*1

Спецификация модельного ряда серии B598*1

Краткая расшифровка:

  1. Величина тока для штатного режима работы, для нашей детали это почти половина ампера, а именно 470 мА (0,47 А).
  2. Этот параметр указывает ток, при котором величина сопротивления начинает существенно меняться в большую сторону. То есть, когда через С831 протекает ток с силой 970 мА, срабатывает «защита» устройства. Следует заметить, что этот параметр связан с точкой температурного перехода, поскольку проходящий ток приводит к разогреву элемента.
  3. Максимально допустимая величина тока для перехода в «защитный» режим, для С831 это 7 А. Обратите внимание, что в графе указано максимальное напряжение, следовательно, можно рассчитать допустимую величину мощности рассеивания, превышение которой с большой вероятностью приведет к разрушению детали.
  4. Время срабатывания, для С831 при напряжении 265 вольт и токе 7 ампер оно составит менее 8 секунд.
  5. Величина остаточного тока, необходимого для поддерживания защитного режима рассматриваемой радиодетали, она 0,02 А. Из этого следует, что на удержание сработавшего состояния требуется мощность 5,3 Вт (Ir x Vmax).
  6. Сопротивление устройства при температуре 25°С (3,7 Ом для нашей модели). Отметим, с измерения мультиметром этого параметра начинается проверка позистора на исправность.
  7. Величина минимального сопротивления, у модели С831 это 2,6 Ом. Для полноты картины, еще раз приведем график температурной зависимости, где будут отмечены номинальное и минимальное значение R (см. рис. 6).

Обратите внимание, что на начальном этапе нагрева радиодетали ее параметр R незначительно уменьшается, то есть в определенном диапазоне температур у нашей модели начинают проявляться NTS свойства. Эта особенность, в той или иной мере, характерна для всех позисторов.

  1. Полное наименование модели (у нас B59831-C135-A70), данная информация может быть полезной для поиска аналогов.

Теперь, зная спецификацию, можно переходить к проверке на работоспособность.

Читайте так же:
Как прозвонить диодную сборку

Определение исправности по внешнему виду

В отличие от других радиодеталей (например, таких как транзистор или диод), вышедший из строя РТС-резистор часто можно определить по внешнему виду. Это связано с тем, что вследствие превышения допустимой мощности рассеивания нарушается целостность корпуса. Обнаружив на плате позистор с таким отклонением от нормы, можно смело выпаивать его и начинать поиск замены, не утруждая себя процедурой проверки мультиметром.

Если внешний осмотр не дал результата, приступаем к тестированию.

Пошаговая инструкция проверки позистора мультиметром

Для процесса тестирования, помимо измерительного прибора, потребуется паяльник. Подготовив все необходимое, начинаем действовать в следующем порядке:

Как проверить адаптер питания мультиметром?

В народе адаптеры часто называют «блоком питания» (БП). С выходом из строя блока питания пользоваться техникой невозможно. Поэтому приходится приобретать новый адаптер, что не всегда можно сделать легко и быстро. Но перед тем как выбросить старый БП, стоит проверить его на работоспособность. Как это сделать правильно? Сегодня расскажем, как проверить адаптер питания мультиметром.

Как проверить адаптер мультиметром?

Блок питания является довольно сложным техническим устройством, выполняющим две задачи:

  • преобразование переменного тока в постоянный;
  • изменение величины выходного напряжения относительного напряжения сети.

Когда какая-либо техника перестает работать, в первую очередь обращают внимание именно на БП. Встает вопрос: как узнать, работоспособен ли адаптер? Если да, то придется искать другую причину отказа технического устройства, получающего питание через этот адаптер.

Есть два способа проверки БП:

  • заменить его исправным аналогичным (если он есть) и проверить, будет ли работать электроприбор;
  • проверить исправность адаптера мультиметром.

В первом случае, когда после замены прибор заработал, появилась зарядка, загорелись индикаторы – ясно, что виноват именно БП.

Во втором случае действовать следует так:

  1. Сначала нужно внимательно осмотреть разъемы БП, провода, сам корпус.

На них не должно быть таких дефектов как: трещины, замятия, оплавления, повреждения изоляции.

  • На корпусе блока питания нужно найти информацию о параметрах выходного тока и напряжения, а также обозначение, указывающее полярность контактов разъема.
  • Далее мультиметр нужно выставить на режим измерения постоянного напряжения. Диапазон измерений выставляют больший, чем указанное на блоке выходное напряжение (если выходное напряжение 12 В, то нужно ставить на 20 В).
  • БП включают в сеть.
  • Черный щуп прикладывают к минусовому контакту разъема БП, а красный – к плюсовому.
  • На дисплее отобразится величина выходного напряжения.

Если она равна указанному на корпусе или чуть выше, БП работает нормально. Если же напряжение ниже или на экране отображается «ноль», то адаптер, скорее всего, неисправен.

Как проверить блок питания ноутбука мультиметром?

Узнать, исправен ли БП лэптопа тоже несложно. Если компьютер не заряжается, сначала следует проверить:

  • исправность розетки, в которую он включен;
  • работоспособность аккумулятора.

Для этого выньте его из ноутбука и включите устройство в сеть через БП. Если ноутбук загрузился и нормально работает от сети, то нужно озаботиться исправностью аккумулятора.

Если компьютер не заряжается при исправной розетке и АКБ, то проблема в зарядном устройстве, состоящем из трех элементов:

  • кабеля;
  • блока питания;
  • провода с коннектором.

Внешний осмотр здесь также необходим:

  • внимательно обследуйте вилку – она не должна пахнуть горелым пластиком, иметь расшатанные зубцы;
  • кабель должен плотно соединяться с корпусом БП через двух- или трехконтактный разъем (часто именно здесь нарушается контакт кабеля и адаптера);
  • провод не должен иметь трещин, повреждений, участков с нарушенной изоляцией;
  • сам блок питания может пострадать от перепадов напряжения, поэтому его нужно проверить на запах гари, оплавившиеся участки, сколы;
  • шнур, ведущий к ноутбуку, и гнездо в корпусе компьютера могут пострадать вследствие грубого обращения, тогда там просто будет нарушен контакт.

Если при визуальной проверке дефектов не обнаружено, то зарядное устройство проверяют мультиметром в том же порядке, что и обычный адаптер.

Отдельно можно проверить кабель, отключив его от адаптера. Для этого щупы мультиметра прикладывают к его разным концам. Если при этом слышен зуммер – провод в порядке, если нет – кабель придется менять.

Теперь вы знаете, как проверить адаптер питания мультиметром.

Вопрос — ответ

Вопрос: Подскажите, выходное напряжение на адаптере при проверке мультиметром всегда должно быть 12 В?

Имя: Илья

Ответ: Нет, не всегда. У разных электроприборов может быть разное рабочее напряжение. Выходное напряжение указано на корпусе адаптера. Если вам нужно его заменить, ищите БП с такими же характеристиками. Обратите также внимание на величину выходного тока.

Вопрос: Пытался проверить адаптер мультиметром, красный щуп не вошел в отверстие коннектора?

Имя: Камиль

Ответ: Да. щуп довольно толстый. Чтобы решить задачу, можно в отверстие вставить толстую иглу. Но будьте осторожны – вставляйте ее до того как включить адаптер в сеть! После включения руками иглы не касайтесь – только щупом.

Вопрос: Если нет мультиметра, то как проверить БП ноутбука?

Имя: Дмитрий

Ответ: Проверяйте сначала по внешним признакам – есть ли на нем дефекты. Если нет, подключите ноутбук к сети и посмотрите, горит ли индикатор на БП. Если горит, значит адаптер в рабочем состоянии, а зарядка не происходит по каким-то другим причинам.

Читайте так же:
Как соединить транспортерную ленту своими руками

Вопрос: При покупке адаптера нужно обращать внимание только на выходное напряжение и ток?

Имя: Радик

Ответ: Нет, не только. Обязательно обратите внимание на тип и размер штекера (коннектора), они могут быть разными. В идеале – идите в магазин с старым БП, тогда ошибки точно не будет.

Как проверить термостат

Как проверить термостат

Проведение регулярных проверок правильной работы термостата позволяет предотвратить перегрев двигателя, а также снизить время его прогрева. Также это позволит сделать работу печки максимально эффективной. Важную роль термостат отыгрывает и в контроле температурного режима системы охлаждения, что влияет на рабочий ресурс двигателя. Именно поэтому каждому автовладельцу нужно знать способы, как проверить термостат.

Термостат - как проверить

Термостат

Соответственно, необходимо четко понимать назначение термостата, его конструктивные особенности, а также возможные причины и признаки поломки. Важно запомнить несколько способов как проверить термостат на работоспособность в домашних условиях. Это позволит своевременно обнаружить неисправность и провести проверку и замену термостата при необходимости, предотвратив более серьезные проблемы.

Термостат – функции и назначение

Термостат – это своеобразный клапан, который предназначен для разделения большого и малого контуров в системе охлаждения. При достижении температуры охлаждающей жидкости в малом круге (рубашка двигателя и радиатор печки) в 80-95 градусов (в зависимости от показателей термостата) происходит плавное открывание термостата. При этом часть жидкости начинает поступать в большой контур, включающий радиатор охлаждения с вентилятором, а также расширительный бачок. Когда остывшая в радиаторе жидкость вновь попадает к термостату, он начинает реагировать на изменение температуры и плавно закрываться.

Термостат в корпусе

Термостат в корпусе

Основные функции термостата автомобиля можно разделить на такие виды:

  • Ограничение поступления охлаждающей жидкости до прогрева двигателя. Термостат перекрывает доступ ОЖ к большому кругу пока температура жидкости не достигнет определенных параметров. Это способствует максимально быстрому прогреву двигателя, поскольку в малом контуре циркулирует относительно небольшое количество жидкости. При этом она дополнительно не остывает в радиаторе.
  • Термостат способствует и максимально быстро прогреванию печки, радиатор которой включен в малый контур системы охлаждения.
  • Препятствует перегреву двигателя. Когда температура достигает определенной отметки, термостат начинает открываться и пропускать часть жидкости в большой контур. В него включен радиатор охлаждения и вентилятор, что способствует охлаждению нагретой жидкости. Таким образом поддерживается оптимальная температура.
  • При сильном снижении температуры в большом контуре термостат постепенно закрывается. Больший объем жидкости снова идет по малому кругу и нагревается. Это позволяет сохранять стабильные температурные показатели.

Именно так и выглядят основные функции термостата автомобиля. Хотя ускоренное прогревание двигателя и печки можно отнести к второстепенным.

Устройство термостата и принцип работы

Конструкция термостата в его самом простом классическом исполнении состоит из таких деталей:

  • Корпус.
  • Клапан тарельчатого типа.
  • Возвратная пружина.
  • Шток клапанов.
  • Капсула с термочувствительным элементом.

Полное устройство термостата

Полное устройство термостата

Расположен термостат в системе охлаждения таким образом, чтобы предотвратить попадание охлаждающей жидкости в большой круг циркуляции до момента ее нагревания. Установка термостатов с двумя клапанами проводится таким образом, чтобы при попадании жидкости в большой круг она также попадала и в малый.

Принцип работы термостата заключается в постепенном открывании при нагреве охлаждающей жидкости до заданной температуры. Если температура находится ниже заданных параметров, то возвратная пружина прижимает тарельчатый клапан, перекрывая большой круг.

При повышении температуры выше установленных параметров происходит изменение объема термочувствительного элемента. Он начинает воздействовать на шток клапана, что позволяет сжимать пружина. Соответственно, происходит постепенное открытие тарельчатого клапана. Это приводит к попаданию определенного объема охлаждающей жидкости в большой контур циркуляции. Там расположен радиатор охлаждения и вентилятор, что позволяет эффективно охлаждать жидкость.

Когда температура ОЖ достигает предельного значения термостат открывается максимально. Это обеспечивает прохождение максимального объема жидкости в радиатор и ее активное охлаждение.

При охлаждении жидкости происходит уменьшение объема термочувствительного элемента. Пропорционально снижается и воздействие на шток, пружина начинает постепенно прижимать тарельчатый клапан. Происходит постепенное закрытие термостата.

Типичные поломки термостата и их признаки

Несмотря на то, что конструкция термостата имеет довольно простую конструкцию, он не защищен от поломок полностью. Любая неисправность термостата может привести е нарушению температурного режима двигателя, что сократит срок его эксплуатации или приведет к критической поломке.

Целый (слева) и изношенный (справа) термостаты

Целый (слева) и изношенный (справа) термостаты

Среди основных неисправностей термостата и их признаков можно выделить такие:

  • Термостат заклинило в открытом положении. Долго прогревается двигатель, в зимнее время прогреть его не удается совсем. Ухудшается работа печки.
  • Заклинивание термостата в закрытом положении. Можно определить по постоянному перегреву двигателя. Стрелка (или цифровой показатель с температурой) зашкаливает, но радиатор остается прохладным, вентилятор охлаждения не запускается.
  • Преждевременное открытие термостата. Двигатель не набирает необходимую температуру, ухудшается работа печки.
  • Термостат открывается поздно. Двигатель работает на максимальных температурах, и только при достижении критического значения происходит открытие термостата и включение вентилятора.
Читайте так же:
Измеритель толщины защитного слоя бетона

Среди основных причин проблем в работе термостата можно выделить три основные поломки детали:

  • Повреждение или износ возвратной пружины.
  • Нарушение герметичности термочувствительного элемента.
  • Образование коррозии на штоке или других элементах.

Стоит заметить, что термостат практически не поддается ремонту, и при наличии поломок подлежит замене.

Как проверить термостат

Существует несколько способов как проверить работоспособность термостата. При этом, сделать это можно не снимая деталь с автомобиля, поскольку далеко не на всех моделях автомобиля сделать это легко. В большинстве случаев для проверки термостата автомобиля можно выполнить даже без дополнительных инструментов или устройств. В то же время максимально точной будет проверка с использованием градусника или мультиметра.

Как проверить термостат не снимая с машины

Среди основных способов, которые позволяют проверить термостат на автомобиле без его снятия можно выделить:

  • Одним из способов, как проверить термостат без снятия является измерение времени прогревания двигателя. Каждый опытный автовладелец знает приблизительное время прогревания силового агрегата своего автомобиля, хотя бы приблизительно. Соответственно, когда двигатель начинает прогреваться заметно дольше, то следует обратить внимание на термостат. Вероятнее всего его заклинило в открытом положении, из-за чего и появилась такая проблема.

Ждем прогревания двигателя

Ждем прогревания двигателя

  • Еще один способ как проверить термостат на автомобиле является мониторинг положения стрелки температуры в движении авто или при кратковременных остановках. Если термостат исправен, то при достижении определенной отметки стрелка должна удерживаться на одной точке без резких колебаний. Единственное исключение – резкое увеличение нагрузки на двигатель.

Отслеживаем температуру двигателя

Отслеживаем температуру двигателя

  • Еще одним вариантом как проверить термостат, не снимая с машины является проверка фактической температуры охлаждающей жидкости. Для этого необходимо найти два патрубка – один из малого контура, второй из большого, например, идущий к радиатору. Проверка выполняется на холодном двигателе. Заводим автомобиль и руками периодически проверяем температуру соответствующих патрубков. Если патрубок малого контура уже теплый, а большого холодный, то можно говорить о том, что термостат не заклинило в приоткрытом или полностью открытом положении. Однако проверить своевременность открытия термостата таким образом не получится, как и то, не заклинило ли его в закрытом положении. При таком способе проверки не следует трогать металлические части.

Проверяем температуру патрубков возле термостата

Проверяем температуру патрубков возле термостата

Это три основные способа проверки термостата без проведения его демонтажа и использования вспомогательных устройств. Достаточно всего лишь имеющегося функционала автомобиля и рук.

Как проверить термостат мультиметром

Есть одни способ как проверить термостат мультиметром. При этом подойдет не любой мультиметр, а также не потребуется снятие термостата. Использоваться будет мультиметр с функцией измерения температуры, который имеет дополнительную пару проводов для подключения. Отличие заключается в том, что на конце дополнительных проводов имеются датчики, реагирующие на изменение температуры.

Мультиметр с температурным датчиком

Мультиметр с температурным датчиком

Провод с датчиком от мультиметра прикрепляется к патрубку малого контура. После этого заводим двигатель и ждем прогревания. Когда на мультиметре температура достигнет определенного значения (от 80 градусов в зависимости от термостата и модели авто), что будет заметно по изменению показателей сопротивления, должен открыться большой круг циркуляции. При этом значения температуры должны колебаться в пределах значения открытия, что можно отслеживать по колебаниям сопротивления. Также происходит включение вентилятора.

Крепим термодатчик к патрубку

Крепим термодатчик к патрубку

Таким образом с помощью мультиметра можно проверить температуру открытия термостата, своевременность его срабатывания. Исключаются проблемы с преждевременным открыванием или заклиниванием в открытом положении.

Также можно проверить термостат пирометром – специальным устройством, позволяющим кроме прочего измерять температуру патрубков в любой точке с небольшого расстояния. Принцип проверки термостата схож с использованием мультиметра.

Как проверить термостат пирометром

Измерение температуры датчика пирометром

Как проверить термостат после его снятия

Самый простой способ как проверить термостат на работоспособность после его снятия заключается в использовании горячей и холодной воды. Потребуется емкость и градусник, можно даже инфракрасный, с возможностью измерения температуры до 100 градусов и выше.

Проверка термостата в кастрюле

Проверка термостата в кастрюле

Перед тем, как проверить термостат в кастрюле, следует также обзавестись кипятильником или газовой горелкой. Размещаем термостат в воду и начинаем ее подогревать, при этом отслеживаем температуру воды. При достижение рабочей температуры (обычно указана на самом термостате), тарельчатый клапан должен начать открываться, что будет заметно невооруженным глазом. Если термостат начал открываться раньше или позже достижения указанной температуры следует его заменить. Особенно если разница составила более 2-3 градусов, которые можно списать на точность измерительных устройств.

После этого термостат помещается в холодную воду. Он должен начать равномерно постепенно закрываться до полностью закрытого положения.

Термостат является важным элементом системы охлаждения автомобиля. При его неисправности возникают проблемы с перегревом двигателя или невозможностью его достаточного прогрева. Определить неисправность детали можно в процессе эксплуатации автомобиля. Как проверить термостат – есть несколько способов, как для ситуаций без снятия детали, так и для уже снятой. Оставайтесь с Cheko2.ru, впереди еще много интересного.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector