Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить ротор на межвитковое замыкание мультиметром

Как проверить ротор на межвитковое замыкание мультиметром

Электрические двигатели используются в огромном количестве бытовых и промышленных устройств, а также механизмов. Есть они в стиральных и швейным машинах, в болгарках и электродрелях, в столярных и токарных станках. Электрические силовые установки приводят в движение трамваи и троллейбусы. Независимо от размера и предназначения, практически все электродвигатели включают в свою конструкцию статор и ротор. Первый является неподвижной частью двигателя и представляет из себя проволочную обмотку, уложенную в корпус.

Устройство электродвигателя

Ротор, который еще называют якорем, это подвижная, вращающаяся внутри статора часть. Существует несколько разновидностей роторов. Они бывают:

  • короткозамкнутыми;
  • фазными.

Конструкцию короткозамкнутого ротора составляют стальные листы, нанизанные на сердечник и образующие пазы-стержни. Свободное пространство пазов заполняется расплавленным алюминием или медью. С обеих сторон стержни замыкаются кольцами, которые называются короткозамыкающими. От этого и произошло название двигателя. Еще его называют «беличьей клеткой», сравнивая с колесом, куда помещают этих пушистых зверьков. Обычно такие роторы применяются в двигателях большой мощности.

Фазные роторы имеют обмотку, которая похожа на обмотку статора. Провода на концах такого якоря собирают в виде звезды, а концы соединяют с контактными кольцами. К кольцам подключают и токосъемные щетки. В статье речь пойдет о поиске межвиткового замыкания именно у фазного ротора.

Конструкция роторов

Как правило, сам ротор не может сломаться или износиться. С течением времени лишь возникает необходимость замены токосъемных щеток. Но другая роторная неисправность, касающаяся работоспособности электродвигателя, действительно происходит довольно часто. Это межвитковое замыкание обмотки якоря, которое является причиной поломки почти половины электродвигателей.

Причины межвиткового замыкания у ротора

Есть несколько причин того, что проводка на витках ротора может замкнуть. Среди них:

  • перегрев из-за высоких нагрузок;
  • механическое повреждение обмотки;
  • попадание влаги.

Превышение нагрузки на электродвигатель и последующий перегрев с замыканием может произойти, вследствие неправильной эксплуатации оборудования оператором. Нельзя превышать нагрузку на механизм, которая указана в технической документации. Поэтому всегда нужно внимательно читать инструкцию электробытовых устройств. На промышленных предприятиях такое тоже случается, но там работники проходят обучение, перед тем как их допустят к работе со станками и другими механизмами на электрической тяге.

Другой причиной превышения нагрузки может стать повреждение подшипников якоря. Они могут заклинить из-за заводского брака, износа или отсутствия смазки. Это значительно затруднит вращение и приведет к критическим перегрузкам. Кроме этого, помешать вращению ротора может попавшая в корпус грязь или твердый мусор, например, металлическая стружка. А также осколки сломавшейся детали внутри двигателя. Они могут не только затормозить ротор, но и повредить изоляцию обмотки, что также приведет к межвитковому замыканию.

Попадание воды внутрь двигателя само по себе опасно, так как это отличный проводник, который может привести к замыканию. Но, даже если этого не произойдет, высокая влажность вызовет коррозию, которая будет препятствовать вращению ротора. А это, как разобрались выше, приводит к перегреву из-за повышенных нагрузок и замыканию проводов.

Попадание влаги в двигатель приводит к коррозии

Понять, что произошло замыкание витков катушки ротора можно по неустойчивой работе двигателя, искрению щеток и неравномерному нагреву корпуса. Также наблюдается снижение мощности и резкие скачки напряжения при включении устройства с замкнутым ротором в сеть. Это можно понять по миганию света в лампочке. Возможно, что появится запах горелой изоляции.

Даже при малейших сомнениях необходимо проверить ротор на замыкание. Иначе, это может привести к более серьезной поломке и двигателя, и всего механизма или машины. Один замкнувший участок приведет к перегреву, нарушению изоляции соседних витков и к более обширному замыканию. Поэтому двигатель с межвитковым замыканием на роторе долго не проработает.

Аннотация по пропитке (с учётом регулятора числа оборотов)

  • Убедившись без заморочек, отправьте якорь в электродуховку на прогрев для наилучшего протекания эпоксидки.
  • После прогрева поставьте якорь на стол под наклоном для наилучшего растекания по проводам. Капните смолой на лобовую часть и медлительно крутите якорь. Капайте в преддверии клея на обратной лобовой части.

В завершение процесса немного проточите коллектор. Балансируйте якорь при использовании динамической балансировки и болгарки. Сейчас проточите совсем на подшипнике. Нужно прочистить пазы меж ламелями и отполируйте коллектор. Сделайте окончательную проверку на обрывы и замыкания.

Особенность обмотки для болгарок с регулируемым числом оборотов в таком вопросе, что ротор намотан с припасом мощности. Плотность тока оказывает влияние на число оборотов. Сечение провода завышено, а количество витков занижено.

Выявление межвиткового замыкания

Понять, что, возможно, произошло замыкание витков ротора, можно не только по звуку и запаху работающего двигателя, искрению на щетках и его неравномерному нагреву. Есть и другие способы определения этой неисправности. Правда, делается это на отключенном от сети электромоторе. Вот эти способы.

  • визуальный осмотр якоря;
  • замер нагрузки на каждой фазе ротора с использованием токоизмерительных клещей;
  • использование специального тестера;
  • применение самодельного дросселя;
  • проверка с помощью мультиметра.

О проверке ротора на межвитковое замыкание мультиметром и пойдет речь дальше. Но перед этим, коротко разберем устройство и принцип работы мультиметра.

Мультиметр

Мультиметр — это устройство, предназначенное для измерения силы тока, потребляемого электроприбором, сопротивления проводника и напряжения электричества в сети. То есть в нем соединены омметр, амперметр и вольтметр. Прибор включает в себя два провода со штекерами на одном конце и с щупами или зажимами, на другом. Эти провода окрашены в красный и черный цвет. Штекер черного провода всегда вставляется в минусовое гнездо, обозначенное на корпусе мультиметра буквами «COM» или значком минус «–». Провод красного цвета подсоединяется к одному из двух оставшихся гнезд, в зависимости от того, что необходимо измерить.

Цифровой мультиметр

На корпусе с электронной начинкой расположен вращающийся переключатель. С его помощью выставляется режим работы прибора и измеряемый предел. Информация о результатах замеров выводится на дисплей или цифровую шкалу со стрелкой. В зависимости от этого, мультиметры делят на два вида: цифровые и аналоговые. Цифровые устройства более современные и точно фиксируют показания, которые удобно считывать. Аналоговые мультиметры, хотя сейчас менее распространены, все же имеют некоторые положительные качества, среди которых профессионалы выделяют большую чувствительность к изменениям характеристик электромагнитного поля.

Читайте так же:
Лазер станок по дереву

Прежде, чем приступать к проверке на межвитковое замыкание, необходимо разобрать двигатель и подготовить якорь к проверке.

Устройство

Статор УШМ представляет собой неподвижную конструкцию в виде сердечника, изготовленного из листовой электротехнической стали. В нем имеются пазы, в которых размещается обмотка, свитая определенным образом, провода ее располагаются параллельно друг относительно друга, для уменьшения вихревых токов.

Обмотка в обязательном порядке покрывается электроизоляционным лаком в целях предохранения от возможного замыкания проводов между собой. В пазах сердечников между катушками укладывается изоляция из электрокартона, стеклоленты и других подобных материалов. В абсолютном большинстве моделей болгарок статор плотно посажен внутрь корпуса из высокопрочного пластика, который является защитой всей электрической части УШМ.

Особенности разборки электродвигателя

Еще перед тем, как начинать пытаться извлечь ротор из электромотора, можно попробовать заменить щетки. Конечно это стоит делать, только если их состояние дает понять, что элементы отслужили свой срок. Ведь чрезмерное искренние, потеря мощности и запах жженой проводки могут быть следствием износа токосъемных щеток. И только после того, как их замена не принесла результатов, нужно браться за ротор со статором.

Разбирать двигатель нужно очень аккуратно, чтоб не повредить узлы и исправную обмотку. Рекомендуется обратить внимание на подбор отвертки, так как инструмент неподходящего размера может повредить головки болтов и придется приложить немало усилий, чтобы их выкрутить. Начинающим электрикам советуют фотографировать все этапы разбирания электронного устройства, чтобы потом не было проблем со сборкой двигателя. Тем более, что электрические двигатели часто устанавливаются в технически сложных изделиях со множеством различных крепежных элементов.

Подготовка ротора к проверке мультиметром

Закончив с извлечением ротора из электродвигателя, нужно его тщательно очистить. Для это используют ветошь, слегка смоченную в спирте, которой протирают ламели. Даже если нет посторонней грязи и влаги, то все равно будет присутствовать графитная пыль от щеток.

Коллектор с ламелями

Если не провести тщательную очистку, как от влаги, так и от графитового налета, — это может сказаться на точности результатов, показав замыкание там, где его нет. Иногда, при сильном нагаре, советуют воспользоваться наждачной бумагой. Этого делать не стоит. Грубый абразив поцарапает ламели и может изменить геометрию коллектора. Щетки к такой поверхности будут очень долго притираться и усиленно изнашиваться. Лучше воспользоваться школьным ластиком. Он ведь специально сделан, чтобы стирать след карандаша, который оставляет стержень из графита.

Перед проверкой ротор нужно очистить

После очистки якоря необходимо внимательно его осмотреть. Сначала обращают внимание, чтобы не было сильного нагара на ламелях. Затем ищут видимые следы короткого замыкания или порывы в витках катушки. Анализ прочности контактов — следующий этап осмотра. Проверяются все соединения проводов обмотки к ламелям на коллекторе. Если будут обнаружены следы горения или слишком большой износ коллектора – якорь можно сдать в металлолом. Серьезные повреждения отремонтировать сложно и проще купить новую деталь. Если же якорь кажется исправным, то нужно переходить к непосредственной проверке на межвитковое замыкание с помощью мультиметра.

Как проверить якорь болгарки на исправность

Виды неисправностей якоря:

  • Пробой изоляции на массу — это замыкание обмотки на металлический корпус ротора. Происходит из-за разрушения изоляции.
  • Распайка коллекторных выводов.
  • Неравномерный износ коллектора.

Если якорь неисправен, происходит перегрев двигателя, оплавляется изоляция обмотки, витки коротко замыкаются. Отпаиваются контакты, соединяющие обмотку якоря с пластинами коллектора. Прекращается подача тока и двигатель перестаёт работать.

Виды диагностики якоря:

Проверка ротора мультиметром

Процедура проверки ротора на межвитковое замыкание включает две стадии:

  • определение наличия замыкания;
  • обнаружение конкретного места замыкания.

Для установления самого факта наличия межвиткового замыкания, нужно установить мультиметр в режим прозвона. Для этого рукоятку переключателя устанавливают на символ динамика. Один щуп прикладывают к ламелям, а второй к корпусу обмотки якоря. Если раздастся звуковой сигнал, значит есть межвитковое замыкание. И нужно приступать к его поиску.

Проверка якоря мультиметром

Чтобы найти конкретный участок обмотки, в котором произошло замыкание, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления и выставляется предел в 200 Ом. Далее щупами измеряется сопротивление между обмотками, находящимися по соседству. Затем тестируются ламели. На исправном якоре все показания сопротивления должны быть одинаковыми. В замкнутой части обмотки сопротивление будет стремиться к нулю.

Измерение сопротивления изоляции обмоток

Для проверки двигателя на сопротивление изоляции, электрики используют мегомметр с испытательным напряжением 500 В или 1000 В. Этим прибором измеряют сопротивление изоляции обмоток двигателей рассчитанных на рабочее напряжение 220 В или 380 В.

Для электродвигателей с номинальным напряжением 12В, 24в используют тестер, так как изоляция этих обмоток не рассчитана на испытание под высоким напряжением 500 В мегомметра. Обычно в паспорте на электродвигатель указывается испытательное напряжение при измерении сопротивлений изоляции катушек.

Сопротивление изоляции обычно проверяется мегомметром

Перед измерением сопротивления изоляции нужно ознакомиться со схемой подключения электродвигателя, так как некоторые соединения звездой обмоток бывают подключены средней точкой к корпусу двигателя. Если обмотки имеет одну или несколько точек соединений, “треугольник”, “звезда”, однофазный двигатель с пусковой и рабочей обмоткой, тогда изоляция проверяется между любой точкой соединения обмоток и корпусом.

Если сопротивление изоляции значительно меньше 20 Мом, обмотки разъединяют и проверяют каждую отдельно. Для целого двигателя сопротивление изоляции между катушками и металлическим корпусом должно быть не ниже 20 Мом. Если электродвигатель работал или хранился в сырых условиях, тогда сопротивление изоляции может быть ниже 20 Мом.

Тогда электродвигатель разбирают и просушивают несколько часов накальной лампой 60 Вт, помещенной в корпус статора. При измерении сопротивления изоляции мультиметром, выставляют предел измерений на максимальное сопротивление, на мегомы.

Как определить межвитковое замыкание электродвигателя

До 40 процентов случаев проблем с электродвигателем связано с межвитковым замыканием. Как правило, оно возникает в катушке обмотки возбуждения. Основные причины:

  • Перегрузка двигателя из-за неправильной его эксплуатации либо механических повреждений. Вследствие этого происходит перегрев обмоток статора и повреждение или разрушение их изоляционного слоя. В результате уменьшается сопротивление цепи, и контакт витков катушки ведет к замыканию и выходу двигателя из строя.
  • «Сухие» или заклинившие подшипники.
  • Заводской брак обмоток (либо их неудачная перемотка).
  • Попадание влаги внутрь агрегата из-за несоблюдения условий его хранения (например, во влажном месте).

Итак, причины более или менее понятны, теперь мы попытаемся разобраться: как определить межвитковое замыкание электродвигателя?

Способы определения межвиткового замыкания двигателя

Если какая-либо часть статора сильно нагревается, стоит прекратить работу и провести диагностику агрегата. Мы предлагаем следующие варианты:

  • Токовые клещи. Измеряется нагрузка на каждую фазу, и, если на какой-либо из них она значительно увеличена, то это признак межвиткового замыкания. Однако чтобы избежать ошибки из-за, например, перекоса фаз на подстанции, стоит также измерить приходящее напряжение вольтметром.
  • Прозвон обмоток тестером. Прозванивается каждая обмотка в отдельности, затем полученные результаты сопротивления сверяются. Но следует учесть, что этот способ может оказаться неэффективным при замыкании 2-3 витков, т.к. в этом случае расхождение будет небольшим.
  • Измерения мегомметром. Чтобы обнаружить замыкание на корпус, один щуп прикладывается к корпусу двигателя, второй – к выходу обмоток в борно.
  • Проверить межвитковое замыкание электродвигателя также можно визуально. Агрегат разбирается и тщательно осматривается на предмет наличия сгоревшей части обмотки.
  • Проверка с помощью понижающего трехфазного трансформатора и шарика от подшипника или пластинки от трансформаторного железа. Этот способ считается самым надежным. Предупреждение: ни в коем случае не используйте данный алгоритм при напряжении в 380 вольт, это опасно для жизни! Последовательность действий такова: три фазы с понижающего трансформатора подаются на статор предварительно разобранного двигателя. Туда кидается шарик. Если он движется внутри статора по кругу – аппарат в рабочем состоянии. Если через несколько оборотов он «залипает» на одном месте – именно там и находится замыкание. Пластинка прикладывается к железу внутри статора. Если она «примагничивается», причин для беспокойства нет, а ее дребезжание указывает на межвитковое замыкание.

Следует также отметить, что все перечисленные выше способы проверки производятся исключительно с заземленным двигателем.

Таким образом, зная, как проверить обмотку электродвигателя на межвитковое замыкание, вы сможете самостоятельно выявить причину неисправности и принять решение о ее своевременном устранении.

Проверка якоря генератора мультиметром

Проверка якоря генератора мультиметром

Полезные Советы

Неисправный генератор на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 (37.3701) в первую очередь приводит к пропаданию зарядного тока и разрядке аккумулятора. Индикатор разряда аккумулятора будет постоянно светиться на панели приборов после запуска двигателя, указывая на отсутствие тока зарядки. Стрелка вольтметра находится в красной области или рядом с ней. Если использовать вольтметр (мультиметр, тестер и т.д.) Для проверки напряжения на выводах АКБ при работающем двигателе, то оно будет ниже необходимых 13,6В.

Инструменты, необходимые для проверки ротора

Мультиметр, тестер, вольтметр и др.

Если их нет, то контрольная лампа — лампа накаливания 1-5 Вт, 12 В с припаянными к ней проводами.

Проверка ротора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Проверка на наличие короткого замыкания и обрыва цепи может выполняться без снятия генератора с двигателя и без снятия ротора. Снимите регулятор напряжения и через открытое окно действуйте следующим образом.

Проверка короткого замыкания обмотки возбуждения на массу

— Положительный полюс мультиметра в режиме омметра вдавите последовательно в зажимные кольца, отрицательный полюс — в корпус генератора (масса).

Если ротор исправен (не замыкается на массу), сопротивление должно приближаться к бесконечности.

При использовании контрольной лампы плюсовой аккумулятор следует подключать последовательно к каждому из контактных колец обмотки возбуждения ротора. Обратной стороной будет корпус генератора, поскольку он установлен на автомобиле и подключен к минусовой батарее. Если ротор в порядке, то контрольная лампа не должна загореться — плюс и минус нигде не встречаются. В противном случае он должен быть выделен.

проверка обмотки возбуждения генератора 37.3701 на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 на короткое замыкание

Затем проверьте, не «сломана» ли обмотка возбуждения.

Подключите плюс мультиметра (в режиме омметра) к одному зажимному кольцу, а минус — к другому.

Если обмотка возбуждения в порядке, сопротивление в пределах 5-10 Ом.

Если используется контрольная лампа, то положительный полюс от аккумулятора проходит через нее на одно контактное кольцо, а отрицательный через второй провод — на другое контактное кольцо. Лампа должна загореться. Если да, то обмотка возбуждения не повреждена.

проверьте, есть ли «обрыв» обмотки возбуждения ротора генератора 37.3701 в автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Отсоединенные от контактных колец провода обмотки ротора можно увидеть только после снятия и разборки генератора. В некоторых случаях их можно спаять. Чаще возникает необходимость замены поврежденного ротора генератора 37.3701 на ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Автомобиль ВАЗ 2108, 2109, 21099 генератора 37.3701 обмотки проводов и контактных колец.

Примечания и дополнения

— Обычно неисправный ротор при поиске проблем в работе генератора является последней неисправностью. Подобные симптомы (горение газоразрядной лампы, падение стрелки вольтметра, низкое напряжение) могут быть вызваны повреждением регулятора напряжения или диодного моста. Рекомендуется сначала проверить их, а затем приступить к проверке ротора.

Еще пять статей по электрооборудованию автомобилей ВАЗ

В этом посте я расскажу, из чего состоит генератор, как проверить его основные узлы, ну и, соответственно, как прикрепить отечественный генератор к 102-му двигателю.

Итак, основные компоненты: 1. Ротор 2. Статор 3. Диодный мост 4. Регулятор напряжения 5. Конденсатор.Еще нам понадобится мультиметр с режимом обнаружения короткого замыкания (проверка целостности).

См. Ниже более подробную информацию по каждому пункту.

Ротор1) Для проверки обмотки ротора (обмотки возбуждения) измерьте сопротивление между двумя контактирующими кольцами, в идеале оно должно составлять 4,3 Ом при температуре +20 ° C, но может варьироваться от 2 до 5 Ом.

2) Затем убедитесь, что обмотка не замкнута на «массу». «Ввинтите» каждое контактное кольцо в корпус ротора. Зуммер мультиметра должен молчать. (Это также можно проверить с помощью лампочки 12 В и аккумулятора).

Статор 1) Используйте тот же мультиметр, чтобы проверить отсутствие отверстий в обмотке статора, «прощупывая» одну за другой клеммы обмотки статора (должен звучать зуммер).

2) Затем проверьте на короткое замыкание Обмотки статора заземлены. Проверяем каждый вывод обмотки на корпусе генератора, если зуммер молчит, все в порядке 🙂 Диодный мост — на мой взгляд самый сложный 🙂 Для проверки всех диодов (клапанов) выпрямительного блока подключите плюсовую сторону источник питания.

Диодный мост Самый сложный на мой взгляд 🙂 Для проверки всех диодов (клапанов) выпрямительного комплекта подключите плюс блока питания (АКБ) через лампочку (12В, 1-5Вт) к выводу B + генератора, а минус на «землю». Если лампочка загорелась, значит, произошло короткое замыкание в блоке положительных и отрицательных диодов.

1) Чтобы проверить короткое замыкание в положительных диодах, подключите положительную часть блока питания (аккумулятор) через лампочку (12В, 1-5Вт) к выводу B + генератора, а отрицательную часть — к выводу вывод одной из обмоток статора. Лампочка не должна загореться, если загорелась, то есть диод сломан, может даже больше одного …

2) Для проверки замыкания отрицательных диодов подключите плюс блока питания (АКБ) через лампочку (12В, 1-5Вт) к выводу одной из обмоток статора, а минус к «массе». Результат такой же, как на шаге 1 (лампочка не должна гореть, если она горит, значит неисправен диод).

Регулятор напряжения с щеткодержателем подключается к щеточному регулятору обычной лампочкой на 12В, плюс источник постоянного тока к клеммам D +, а минус — к регулятору «массы». Сначала подаем напряжение 12В, должна загореться лампочка, потом подаем напряжение 15-16В, лампочка должна погаснуть, иначе в регуляторе — неисправность.

Конденсатор Здесь все просто, мегаомметром измеряется сопротивление (0-10 МОм). Подключаем щупы к контактам конденсатора, перед подключением сопротивление бесконечно, в момент подключения сопротивление уменьшается и возвращается в бесконечность. Емкость конденсатора 2,2 мкФ ± 20%

Финал 🙂 Как подключить российский генератор к двигателю 102. На самом деле у меня есть система на оригинальный генератор, 2 толстых белых и один тонкий белый тоже)))

Переделиваем мерседесовскую фишку под российский генератор, ну как переделиваем, тупо ее отрезать.

2 толстых белых провода идут к генератору B +, тонкий белый провод идет к обмотке возбуждения, контакту генератора D.

Генератор крепится только одним винтом (вверху), и для него нужно просверлить отверстие. Надежно прикручен, без деформации! Ах да, чуть не забыл, для оптимальной работы я рекомендую установить шкив диаметром 50 мм.

В машине два источника питания — аккумулятор и генератор. Первый питает электрическую цепь, когда двигатель не работает. Второй источник — это когда двигатель уже работает. В этом случае аккумулятор переключается на потребителя электрического тока и восполняет энергию, используемую для запуска двигателя.

На практике выход из строя того или иного источника питания довольно распространен. Часто они проявляются одинаково. Стартер не вращает двигатель, в результате двигатель не запускается. При работающем двигателе на панели приборов горит контрольная лампа со значком аккумуляторной батареи. Это значит, чтоесть неисправность, и аккумулятор не заряжается.

Первое, что нужно проверить, это целостность ремня генератора. Если он не порван, проверьте натяжение ремня. Затем наступает черед аккум. С помощью тестера (мультиметра) измерить напряжение на выводах. Оно должно быть около 12-12,7 В. Если в норме, запустите двигатель. Если аккумулятор разряжен, зарядите его и перезапустите двигатель.

Проверка генератора на машине

Измерьте напряжение на выводах АКБ (АКБ). Оно должно быть в пределах указанного диапазона, обычно от 13,2 до 14,5 В. Однако эти пределы могут отличаться на современных транспортных средствах. Если имеется инструкция по эксплуатации, с ней можно ознакомиться. Любое отклонение от установленных значений в любом направлении указывает на неисправность. Эти отклонения могут быть трех типов:

Нет зарядного тока — генератор не работает.

  • Зарядный ток присутствует, но ниже минимального значения — аккумулятор не заряжается должным образом.
  • Напряжение выше максимального значения — аккумулятор перезаряжен.
  • Все три случая указывают на неисправность электрической системы автомобиля.

Но перед этим произведите визуальный осмотр всех проводов и кабелей, идущих от генератора к аккумулятору. На электропроводах не должно быть видимых повреждений, обрывов и окисления. Обязательно проверьте клеммы аккумулятора, стартера и генератора. Они должны быть чистыми и сухими. Следует удалить любые окисления, ржавчину и грязь. Это часто помогает восстановить потерянный контакт, и автомобиль начинает работать должным образом. Если это не помогает, приступайте к детальному осмотру.

Генератор лучше снять с автомобиля для дальнейшего осмотра. Сначала снимите регулятор напряжения с генератора и проверьте его. Для проверки регулятора напряжения понадобится мультиметр и выпрямитель с регулятором напряжения. Лучше вместо зарядного устройства использовать адаптер питания. Регулировка напряжения от 0 до 16 В вполне достаточно.

Использование мультиметра

Подключите положительный конец источника питания к регулятору — обычно это штекерный разъем. Подключите отрицательный провод к отрицательной клемме, которая обычно заканчивается монтажной проушиной реле. Подключите красный измерительный провод к положительному проводу источника питания, а черный провод к отрицательному. Подсоедините к щеткам два оголенных провода, по одному на каждую щетку. Подключите лампу к другому очищенному концу (ее можно снять с задних фонарей автомобиля на время проверки). Тестовый стенд готов.

Подключите адаптер питания к сети и осторожно поверните ручку, чтобы увеличить напряжение. При этом наблюдайте за показаниями мультиметра. Сначала лампочка должна быть выключена, но по мере увеличения напряжения она должна светиться сначала на полвольта, а затем постепенно ярче по мере увеличения напряжения.

Прозвонка реле-регулятора

При достижении 14,5 В регулятор должен сработать, отключив напряжение. После этого лампочка должна погаснуть. Обычно предполагается, что регулятор работает, если он отключает ток при значениях от 14,2 до 14,8 В. Если это происходит при более низком или более высоком значении, регулятор напряжения неисправен. Также реле неисправно, если нет отключения электроэнергии.

Если реле повреждено, его необходимо заменить новым. Если все в порядке, продолжайте проверять.

Диодный мост генератора можно проверить с помощью мультиметра, но вы также можете использовать подставку, которая использовалась для проверки регулятора.

Как проверить генератор мультиметром

Однако прежде всего, не снимая выпрямительный мост с генератора переменного тока, подсоедините красный измерительный провод к клемме 30 генератора, а черный провод — к корпусу. Установите режим работы тестера на диод (значок диода). Если его нет, установите на 1-2 кОм. Мультиметр должен показывать бесконечность. Если показания разные, диодный мост неисправен.

Затем убедитесь, что выпрямители тока не повреждены. Оставьте положительный датчик (красный) на клемме 30, а отрицательный датчик поочередно соприкасается с винтами крепления перемычки. Индикация мультиметра должнауказывают на бесконечность во всех случаях, друг друга — на сбой.

Затем подсоедините положительный датчик к болтам крепления моста, а отрицательный датчик — к корпусу генератора. В этом случае тестер тоже должен дать бесконечность.

Однако на практике такой проверки обычно недостаточно. В большинстве случаев необходимо выполнить более детальную проверку генератора.

Для этого открутите винты крепления блока выпрямителя, отсоедините медные провода обмотки статора и снимите диодный мост с генератора. Теперь вы можете проверить каждый полупроводник отдельно. Перед проверкой рекомендуется промыть стабилизатор под проточной водой, используя щетку средней жесткости, а затем тщательно просушить. Фен хорош для быстрой сушки.

Тщательная прозвонка

Присоедините один из щупов тестера к плате диода, а другой щуп подсоедините к центральному контакту каждого диода, прикрепленного к плате. Затем поменяйте местами датчики. В одном случае мультиметр должен показывать бесконечность, в другом — номинальное сопротивление порядка 570-590 Ом. Выпрямители считаются неисправными, если:

При первом и втором измерениях (с обратной полярностью) показания мультиметра совпадают;

  • Сопротивление диода больше или меньше номинальных значений.
  • То же самое проделать со второй пластиной диодного моста. В случае выхода из строя одного или нескольких диодов будет легче заменить весь выпрямительный узел. Правда, есть умельцы, заменяющие поврежденные диоды отдельно, но такая работа требует определенной сноровки и сноровки.

Генератор необходимо полностью разобрать для дальнейших испытаний. В первую очередь следует визуально проверить фурнитуру. Кольца щеток не должны иметь потемнений, брызг и износа дорожек качения. Черные пятна и небольшие следы износа можно удалить тканью. Кольца с глубокими канавками необходимо заменить или — если позволяет толщина кольца — повернуть на токарном станке.

Проверка обмоток якоря и статора

Обмотка якоря не должна иметь отчетливого запаха гари. Цвет обмотки должен быть однородным, без повреждений и разрывов. Мультиметр нужен для проверки обмотки якоря на предмет зазоров. Установите его для проверки или измерения сопротивления и подсоедините щупы к щеточным кольцам. Сопротивление обмотки должно быть в пределах 3-5 Ом. Затем оставьте один зонд на кольце, а другой подсоедините к корпусу. Дисплей мультиметра должен показывать бесконечность.

Статор генератора диагностируется вне корпуса. Сначала проведите визуальный осмотр. На кабеле и его изоляции не должно быть видимых повреждений. Затем подсоедините щуп к корпусу статора. Коснитесь клемм одну за другой другим проводом. Всего их три. Тестер должен находиться в тестовом режиме. Если на дисплее отображается бесконечность, статор в порядке.

Дальнейшая проверка — это диагностика обмоток. Сопротивление всех трех обмоток должно быть одинаковым.

Перед повторной установкой генератора проверьте подшипники и при необходимости замените. Они не должны заклинивать или издавать скрип при повороте. Это означает, что они сильно изношены и скоро выйдут из строя. Поэтому лучше сразу заменить их.

Межвитковое замыкание: причины, способы проверки и методы ремонта

Во время эксплуатации любого оборудования периодически возникают поломки разного характера, которые требуют качественного ремонта. Распространенные сегодня электродвигатели не являются тому исключением. Такие агрегаты могут выходить из строя в результате межвиткового замыкания. В такой ситуации может сгореть исправный, на первый взгляд, двигатель. Именно поэтому специалисты стараются своевременно определить замыкание межвиткового типа, чтобы качественно устранить причину неисправности.

Классическое межвитковое замыкание

Описание

Сложное межвитковое замыкание может возникнуть по причине нарушения изоляционного слоя ответственных элементов в многофункциональных электротехнических агрегатах. В классическом двигателе, кроме распространенного замыкания на корпус, часто присутствуют и другие проблемы. Чаще всего это может быть спровоцировано выходом из строя обмотки ротора или же статора. Специалистам удалось установить, что классическое межвитковое замыкание возникает в результате перегрева мотора. Когда на устройство воздействует повышенная температура, то сложно избежать разрушения нанесенного производителем лака, который выполняет роль надежной оболочки. Из-за этого витки оголяются и начинают постепенно взаимодействовать друг с другом, вызывая тем самым короткое замыкание. Даже если это точечная проблема, двигатель все равно не будет функционировать как раньше. Ликвидировать поломку можно только при помощи качественной перемотки.

Межвитковое замыкание

Элементарная проверка

Первым делом необходимо аккуратно установить индуктор на платформе тормозного изделия и включить его в сеть. Переключатель следует перевести в положение 4. Якорь аккуратно укладывают на полюса индуктора, после чего закрепляют на валу приспособление для проворачивания якоря. Можно включить стенд. Мастеру предстоит аккуратно прижать щупы контактного агрегата к двум соседним коллекторам якоря. Немного проворачивая механизм, нужно отыскать положение, при котором показания механизма будут находиться на максимальной отметке. При помощи резистора устанавливают стрелку устройства на максимально удобную отметку шкалы. Необходимо постепенно проворачивать якорь, не меняя при этом пространственного положения щупов. Мастеру остается только считать показания прибора.

Мощный индикатор

Важные нюансы

Экспертами был разработан универсальный прибор для проверки межвиткового замыкания. Но первым делом нужно точно установить факт отсутствия дополнительной нагрузки на мотор. Проблема может возникнуть по причине засорения воздушной системы или заедания механического отдела. Чтобы безошибочно определить межвитковое замыкание, необходимо некоторое время понаблюдать за работающим двигателем. В такой ситуации мастер заметит интенсивное круговое искрение. Может ощущаться неприятный запах горелой изоляции. Чтобы ликвидировать проблему, нужно ее своевременно определить. При стандартном визуальном осмотре, обмотки якоря не должны быть вспученными или почерневшими. Указывать на проблему может запах горелого. Мастер должен убедиться в том, что между пластинами коллектора нет замыкания.

Борьба с межвитковым замыканием

Универсальный агрегат

При помощи многофункционального прибора для проверки межвиткового замыкания можно безошибочно измерить сопротивление между обмоткой и корпусом. В рабочем состоянии разница полученных данных остается незначительной. Если полученный показатель превышает отметку 11 процентов, то качественного ремонта не избежать. Мастеру придется заменить всю обмотку, которая будет иметь меньшее сопротивление. Основные ремонтные работы должны быть направлены на перематывание неисправных деталей. Такие манипуляции доступны только в специальных условиях. Работу можно доверить исключительно специалистам.

Помощь мультиметра

Универсальность этого устройства позволяет выполнить проверку межвиткового замыкания, чтобы своевременно устранить имеющуюся поломку. Любые ремонтные работы должны начинаться с разборки якоря электродвигателя. Причины могут возникнуть по следующим причинам:

  1. Износ и поломка щеток.
  2. Замыкание между пластинами.
  3. Отсутствие контакта на клеммах.
  4. Плохая изоляция.
  5. Слишком высокая температура для пластин коллектора.

Многолетний опыт экспертов свидетельствует о том, что сломанный стартер издает характерный звук гула, появляются искры, меняется интенсивность вращения якоря, образуются вибрации во время работы.

Самостоятельный ремонт

Чтобы проверить межвитковое замыкание на якоре, нужно аккуратно приложить к пластине коллектора стартер лампы. Нужно посмотреть, загорится лампочка либо нет. Если лампочка сработала, тогда мастеру нужно подумать о замене обмотки или всего ротора. Но если реакции нет, проверку нужно выполнить омметром. Сопротивление должно быть максимально низким, не более 9 кОм. Если замыкание межвитковое, тогда пригодится определенный прибор для проверки якоря стартера. Устранить эту проблему можно в том случае, если выровнять все провода и очистить их от лишнего мусора. Если все перечисленные рекомендации не подействовали, остается только выполнить перемотку якоря. При распайке коллекторных выводов необходимо демонтировать ротор и тщательно зачистить поверхность при помощи бормашины. Определить сгоревший аккумулятор можно только с помощью аккумулятора.

Самостоятельный ремонт

Вариант для профессионалов

Специалисты привыкли использовать качественный прибор для межвиткового замыкания. Такой агрегат предназначен исключительно для профессионального ремонта электрооборудования. Для работы понадобится катушка со скобой. Классическим мультиметром можно определить только обрыв на якоре. Для более качественной диагностики лучше использовать аналоговый тестер. Между всеми ламелями обязательно замеряют сопротивление. Во всех случаях показатели должны быть идентичными. В некоторых случаях обмотки могут не сгореть, да и коллектор остается невредимым. Определить замыкание межвиткового типа можно с помощью прибора с прочной скобой от трансформатора. Мультиметр устанавливают на отметку 180 кОм. Щуп аккуратно замыкают на массу, а второй поочередно прикладывают к каждой ламели коллектора. Если якорь по-прежнему не прозванивается на массу, то он абсолютно исправен.

Профессиональный ремонт

Замыкание классического статора

Даже такое изделие подвержено межвитковому замыканию. Первым делом специалист обязательно проверяет обмотку статора на факт сопротивления. Но это не самый надежный метод. Многие факторы влияют на мультиметр, из-за чего он может отображать ошибочные данные. Итоговый результат во многом зависит от перемотки двигателя, а также от старости самого железа. Обычными клещами можно измерить ток и сопротивление. Если у мастера есть необходимый опыт, то он может определить поломку даже по звуку работающего двигателя. Но в этом случае обязательно должны быть рабочие подшипники, которые качественно смазаны. При желании мастер может задействовать осциллограф, но такой агрегат отличается большой стоимостью. Из-за этого приобрести агрегат могут далеко не все. На двигателе не должно быть следов масла, подтеков. Недопустимо наличие посторонних запахов. Качественным тестером проверяют обмотки на факт сопротивления. Если результаты отличаются друг от друга более чем на 11%, то причина поломки может крыться в замыкании.

Самодельное приспособление

Устранить межвитковое замыкание электродвигателя можно при помощи агрегата, сооруженного в домашних условиях. Для сборки нужно подготовить транзисторы КТ209 и КТ315, переменные резисторы на 47 кОм и 1 кОм. Питание изделия можно обеспечить при помощи батареи, а также высококачественного стабилизатора. Дополнительно нужно установить зеленый светодиод, который будет сигнализировать о включении агрегата, а оранжевый – контрольный. Последовательно с этими элементами включают резистор на 30 Ом. Стоит отметить, что рабочая плата имеет компактные размеры, за счет чего легко поместится в небольшой корпус.

Компьютерная диагностика замыкания

Причины неисправностей

Межвитковое замыкание электродвигателя не является редкой проблемой. Такая неисправность встречается в 50% всех случаев поломок. Ситуация может возникнуть из-за повышенной нагрузки на электроустановку. Неправильная эксплуатация агрегата часто влечет за собой преждевременные поломки. Номинальную нагрузку можно определить по паспорту установки. Перегрузка может быть спровоцирована механическим повреждением самого мотора. Сухие либо заклинившие подшипники часто вызывают замыкание. Не исключен факт заводского брака. Если электродвигатель хранится в ненадлежащих условиях, то это всегда чревато тем, что обмотка просто отсыреет.

Изменение сопротивления

Определение межвитковое замыкание позволяет существенно упростить ремонтные работы. Чтобы качественно проверить мотор на факт сопротивления изоляции, опытные электрики активно используют мегометр с напряжением 500 В. Таким приспособлением можно безошибочно измерить сопротивление изоляции обмоток двигателя. Если электродвигатели обладают напряжением 12 В или 24 В, то без помощи тестера просто не обойтись. Изоляция таких обмоток не рассчитана на испытание под максимальным напряжением. Производитель всегда в паспорте к агрегату указывает оптимальное значение. Если тестирование показало, что сопротивление изоляции гораздо меньше оптимальных 20 Мом, то обмотки обязательно разъединяют и тщательно проверяют каждую по отдельности. Для собранного мотора показатель не должен быть ниже положенных 21 Мом. Если изделие долгое время пролежало в сыром месте, то перед эксплуатацией его обязательно просушивают в течение нескольких часов накальной лампой.

Неисправности трансформатора

Опытные специалисты привыкли в работе использовать универсальный индикатор межвиткового замыкания, который существенно упрощает поиск возникших поломок. Но даже профессионалы должны помнить о том, что выбор наиболее подходящего источника питания и его местоположения напрямую зависит от количества питаемых изделий и типа подключения. У трансформатора есть довольно распространенная неисправность – непредвиденное замыкание витков между собой.

Эту проблему не всегда можно определить при помощи классического мультиметра. Агрегат нужно тщательно осмотреть на предмет наличия визуальных дефектов. Провод обмоток обладает лаковой изоляцией. В случае ее пробоя между витками возникает сопротивление, которые выше 0. В такой ситуации может возникнуть перегрев оснащения. При визуальном осмотре на трансформаторе не должно быть следов копоти, обуглившихся частиц, вздутия заводской заливки, почернений. Мастер может узнать номинальное напряжение из прилагаемой к агрегату документации. Если отличие показателей составляет 45% и больше, то обмотка вышла из строя. Чтобы не усугубить ситуацию, ремонт столь ответственного элемента лучше доверить специалистам, которые обладают всеми необходимыми навыками.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector