Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности самостоятельной проверки АКБ с помощью мультиметра

Особенности самостоятельной проверки АКБ с помощью мультиметра

Проблемы, связанные с запуском двигателя на автомобиле, — не редкость для автовладельцев. И достаточно часто виновником оказывается именно аккумулятор.

Мультиметр для тестирования АКБ

АКБ может плохо выполнять свои функции из-за низкой температуры окружающей среды, по причине изменения характеристик электролита и прочих факторов.

Задачей водителя является периодический контроль состояния и работоспособности батареи. Сделать это можно своими руками, имея в распоряжении универсальный прибор под названием мультиметр.

Способы диагностики

Есть несколько вариантов и решений, позволяющих проверить свой аккумулятор под капотом автомобиля на работоспособность. И для этого не всегда нужно вооружаться мультиметром.

Всего выделяют 3 основных способа для измерения заряда:

  • с помощью встроенного индикатора;
  • нагрузочной вилкой;
  • мультиметром.

На современных АКБ конструкторы предусмотрели использование встроенного индикатора, по которому можно быстро и в любой момент узнать уровень заряда. Первыми подобные решения начали использовать японцы.

Так называемое зелёное окошко или гидрометр позволяет определить, насколько АКБ заряжена:

  • зелёный цвет указывает на полный заряд;
  • если цвет белый или чёрный, ёмкость упала;
  • если чёрный, то уровень ниже допустимого.

Если в смотровом окошке видно индикатор чёрного цвета, обычно в такой ситуации советуют менять АКБ.

Нагрузочная вилка считается устаревшим решением, но некоторые СТО и простые автолюбители её применяют до сих пор. Вилка считается более точным измерителем, нежели встроенный индикатор.

С помощью вилки нагрузки создаётся имитация запуска стартера. Под нагрузкой батарея выдаёт меньше своего номинального значения, которое составляет около 12,7 В. Если прибор показывает 3-5 В, это говорит о сильном разряде, и такая АКБ запустить ДВС не сможет.

Работы с нагрузочной вилкой рекомендуется проводить не часто, а температура АКБ должна быть в диапазоне от 20 до 25 градусов Цельсия.

Поскольку нагрузочные вилки есть далеко не у всех автовладельцев, самым оптимальным решением остаётся мультиметр.

Такой универсальный прибор можно приобрести буквально за 500-1000 рублей, если хотите сэкономить. Есть и более дорогие, но точные и надёжные устройства.

Теперь следует отдельно рассмотреть, как правильно использовать мультиметр, проверяя различные параметры.

Напряжение

Перед тем как проверить свой аккумулятор мультиметром, желательно подобрать качественную модель от проверенного производителя.

Увы, на рынке продаются и дешёвые устройства, китайские подделки, в случае с которыми рассчитывать на высокую точность измерений или длительный срок службы не приходится.

Измерение параметров на АКБ мультиметром

Если вы не знаете, как проверить текущую зарядку аккумулятора обычным мультиметром, представленная далее инструкция вам в этом отлично поможет.

В замерах напряжения нет ничего сложного. С этой задачей можно справиться своими руками.

Есть буквально несколько шагов, позволяющих понять, как правильно проверить заряд аккумулятора, то есть напряжение в нём, пользуясь мультиметром.

  • Переключите прибор на режим измерения постоянного напряжения.
  • Выставите пороговое значение до 20 В, поскольку больше у обычной батареи для легковых авто быть не может.
  • Чтобы сделать замер напряжения своего аккумулятора, необходимо мультиметром, а точнее его щупами, подключиться к одноимённым выводам на АКБ.
  • Через несколько секунд на дисплее отобразится значение. В норме оно должно составлять около 12,7 В, если нет нагрузки.

Случается и так, что проверить текущий заряд своего аккумулятора универсальным тестером никак не получается, поскольку на дисплее высвечивается знак -.

Это распространённая ошибка среди начинающих. Пользователь попросту неправильно соединил щупы. То есть плюс пошёл на минус, а минус соединили с плюсом. Отсюда и такие данные на дисплее.

Нет ничего страшного в том, если щупы окажутся не на своих местах при замерах напряжения. Но лучше такие ошибки не допускать.

Если удалось измерить вольтаж автомобильного аккумулятора, можно двигаться дальше. Ведь мультиметром удастся получить ещё ряд полезной информации о состоянии АКБ.

Сила тока

Теперь о том, как самостоятельно проверить текущий ампераж аккумулятора мультиметром.

Сделать это вовсе не сложно. Для этого лишь потребуется создать цепь, имеющую нагрузку. Подойдёт любой прибор, который потребляет энергию. Некоторые используют обычную лампочку.

Чтобы проверить амперы на вашем аккумуляторе, сначала поработайте с мультиметром. Его нужно перевести в положение измерения Ампер.

Инструкция о том, как измерить текущую силу тока универсальным мультиметром на автомобильном аккумуляторе, выглядит примерно так:

  • переведите тестер в режим Ампер;
  • переключитель в положение переменного тока (обычно отмечено как AC);
  • снимите плюсовую клемму с АКБ;
  • на место плюс подключите минус мультиметра;
  • прибор для нагрузки соедините с минусом АКБ и плюсом от мультиметра;
  • смотрите на показания прибора.

Если вам удалось правильно проверить силу тока своего автомобильного аккумулятора, пользуясь мультиметром, прибор покажет определённые цифры.

Читайте так же:
Как заменить аккумулятор на шуруповерте своими руками

Из инструкции или непосредственно на корпусе АКБ посмотрите, сколько Ампер являются оптимальными для вашей батареи. И сопоставьте с полученными значениями.

Ёмкость

Ещё мультиметром можно довольно легко проверить текущую ёмкость аккумулятора, установленного в подкапотное пространство вашей машины.

Диагностика аккумулятора мультиметром

Для этого потребуется выполнить несколько процедур:

  • Сначала полностью зарядите АКБ, чтобы получить точные значения.
  • Теперь подключите нагрузку. Можно ту же лампочку. Важно знать, какое у подключаемого прибора потребление тока.
  • Засеките время, в течение которого нагрузка будет нормально функционировать.
  • Параллельно с этим подключите щупы измерителя к АКБ и переведите устройство в режим измерения параметров постоянного напряжения. Предел будет 20 В.
  • Такая процедура нужна, чтобы отслеживать изменения в разности потенциалов, отключая нагрузку при падении показателей до минимальных значений.
  • Далее можно понять, как измерить ёмкость своего аккумулятора, орудуя мультиметром и нагрузкой. Для этого умножьте ток, который потребляет нагрузку, на время, в течение которого на заряженной полностью батарее она работала.

Сопоставьте полученные значения с оптимальными характеристиками, прописанными на корпусе АКБ.

Внутреннее сопротивление

Помимо уже перечисленных значений, мультиметром также можно проверить параметры внутреннего сопротивления АКБ.

Для этого нужно сделать следующее:

  • подключить к АКБ нагрузку в виде лампочки или иного прибора;
  • дать нагрузке поработать около 5-10 секунд;
  • измерить показатели напряжения (U1);
  • отключить нагрузку;
  • ещё раз сделать замеры на полюсах АКБ (U2);
  • найти разницу между двумя значениями;
  • поделить на разность потенциалов, прописанную производителем батареи;
  • перевести значение в проценты.

Если разница составляет не более 0,4%, тогда с внутренним сопротивлением всё хорошо.

График зависимости показателей на АКБ

Если внутреннее сопротивление оказалось больше установленной нормы, эксплуатировать такие АКБ нежелательно и опасно.

Поэтому тут наверняка придётся задуматься о покупке нового аккумулятора.

Утечка тока

Если АКБ подозрительно быстро разряжается, тогда с помощью мультиметра рекомендуется самостоятельно проверить свой аккумулятор на возможную утечку тока.

Для любой АКБ минимальная утечка, находящаяся в пределах 50-80 мА, считается нормой.

Это связано с тем, что заряд батареи постоянно расходуется на некоторых потребителей. Сюда можно отнести:

  • аудиосистему с потреблением 3 мА;
  • систему впрыска, на которую уходит около 5 мА;
  • сигнализацию с потреблением до 30 мА и пр.

В итоге накапливается утечка в районе 60 мА. При таких значениях переживать не стоит. Если же прибор покажет цифры, заметно превосходящие 60-80 мА, тогда придётся действовать.

Утечка определяется по следующему алгоритму:

  • отключите зажигание на автомобиле;
  • отключите всех потребителей, которые работают без активного зажигания (аудиосистема, сигнализация и пр.);
  • отключите минусовую клемму аккумуляторной батареи;
  • переключите прибор на режим проверка тока (до 10 А);
  • зажимами или щупами соедините минус с минусом, и плюс с плюсом;
  • смотрите на показания прибора.

Если утечка вообще отсутствует, тогда устройство будет показывать нулевое значение.

При наличии утечки тока следует провести достаточно простую проверку. Для этого поочерёдно извлекаются реле и предохранители, после чего в строго заданной последовательности ставятся обратно. Извлекая и возвращая на место эти элементы, вы сможете понять, в какой именно из цепей имеется утечка.

Экспресс проверка АКБ

Далеко не у всех автомобилистов есть время, силы и банально желание возиться с аккумулятором, искать разные нагрузки, что-то считать и делить на калькуляторах.

Они хотят просто и быстро мультиметром узнать, всё ли нормально с АКБ, или нет. Для этих случаев существует быстрая проверка. Здесь выполняются такие операции:

  • Открывается подкапотное пространство после того, как двигатель был остановлен. Вытащите ключ из замка зажигания.
  • Минусовой щуп от мультиметра соедините с минусовой клеммой на батарее. По аналогии сделайте с плюсом. Ничего снимать и отключать не нужно.
  • Учитывайте, что небольшая погрешность в такой ситуации вполне допустима. Но обычной нормой для измерения без запуска ДВС считается 12,7 В. Если отклонения незначительные, всё хорошо.
  • После этого запустите двигатель. Когда мотор начнёт работать, прибор измерения должен показать рост напряжения примерно до 14,7 В.
  • Дополнительно проверьте показатели под нагрузкой. Для этого достаточно включить отопитель салона на средние обороты, фары, или подогрев стекла. При этом устройство должно демонстрировать около 14,6 В.

На этом проверка завершена. Если серьёзных отклонений от нормы нет, можно спокойно эксплуатировать аккумулятор.

Мультиметр — вещь полезная, универсальная и многофункциональная.

Не забывайте устанавливать правильные пороговые значения, чтобы прибор не сгорел и вы не получили удар током при соединении с АКБ.

Такой прибор просто обязан быть у каждого автомобилиста, поскольку он может помочь в сложных ситуациях, быстро найти источник проблем. Научитесь им правильно пользоваться, перед началом работ внимательно изучите инструкцию. Плюс отдавайте предпочтение мультиметрам от проверенных производителей.

Читайте так же:
Д220 содержание драгметаллов цена

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Аккумуляторная батарея (АКБ) играет очень важную роль в составе автомобиля, поэтому АКБ необходимо поддерживать в хорошем состоянии. С плохим аккумулятором возникают проблемы с запуском двигателя, становится невозможным включение дополнительной нагрузки (фары, прикуриватель, магнитола и т.д.).

Машину приходится постоянно толкать, брать на буксир, «прикуривать» с помощью проводов и другого автомобиля. Одним словом, не жизнь, а мучение.

Общие сведения об аккумуляторной батарее

По напряжению АКБ делятся на три типа: 6 Вольт, 12 Вольт и 24 Вольта. Шестивольтовые аккумуляторы ставились на автомобилях в довоенное время, сейчас они нашли применение в мототехнике. АКБ с рабочим напряжением 12 Вольта используются в основном на легковых автомобилях, на грузовых авто и в электротранспорте наибольшее распространение получили аккумуляторы на 24 Вольта.

Аккумуляторная батарея для легковых автомобилей состоит из шести аккумуляторных банок, последовательно соединенных в одну цепь. Напряжение одной банки составляет 2,2 Вольта.

Наибольшее распространение получили свинцово-кислотные аккумуляторы. Также АКБ различаются по габаритам, полярности, диаметру клемм, типу обслуживания и типу крепления.

Наиболее габаритные аккумуляторные батареи применяются на грузовых авто. Они обладают большей емкостью и рассчитаны на большие объемы двигателя, дольше держат нагрузку. Недостатком является то, что их нужно дольше заряжать.

Полярность АКБ бывает прямая и обратная. Прямая полярность – это когда минусовая клемма находится слева (если клеммы ближе к смотрящему). Более крупные клеммы применимы на аккумуляторах европейского типа, для азиатских типов предусмотрены маленькие клеммы.

Крепление аккумуляторной батареи может быть верхнее и нижнее. Для нижнего крепления должен быть предусмотрен специальный вид корпуса, верхнее крепление более универсально – с помощью верхней рамки и двух шпилек можно закрепить практически любой аккумулятор.

АКБ могут быть обслуживаемого и необслуживаемого типа. Несмотря на то, что в необслуживаемых аккумуляторах нет возможности проводить профилактику, за ними необходим контроль ¬– нужно проверять уровень электролита по меткам на корпусе и смотреть за состоянием встроенного ареометра. Если индикатор сменил зеленый цвет на красный – батарея требует замены.

Как проверить аккумулятор на работоспособность

Существует несколько способов проверки аккумулятора на работоспособность. В первую очередь, нужно открыть капот автомобиля и осмотреть АКБ. На аккумуляторной батарее не должно быть грязи, грязь способствует утечке тока и потере емкости. Вокруг клемм также не может быть наличия окислов и ржавчины. Необходимо проверить, хорошо ли закреплены провода на клеммах. Клеммы должны быть чистыми и с внешней стороны, и в местах крепления проводов, а снаружи их необходимо обработать литиевой смазкой. В местах соединения смазки быть не должно. Нужно осмотреть корпус на наличие трещин. Если трещины есть, аккумулятор необходимо менять.

Если электролит в банках (или в одной из них) приобрел бурый оттенок, значит, происходит сульфатация (разрушение пластин) в аккумуляторе. АКБ подлежит замене.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность фото

Еще проверяют уровень электролита в батарее. При открученных пробках в банках можно определить, нужно ли доливать электролит. Уровень электролита должен быть выше свинцовых пластин на несколько миллиметров, то есть, пластины должны быть полностью покрыты раствором. Но переливать электролит тоже нельзя – раствор будет вытекать через отверстие в пробке, а банка – кипеть.

С помощью ареометра проверяют плотность электролита в банках АКБ. В зависимости от времени года плотность может быть разной. В зимнее время плотность электролита должна быть выше, а летом ниже. В любом случае, она находится в пределах 1,23-1,31 г/см³.

Можно вольтметром проверить напряжение АКБ без нагрузки. Чтобы показания были точными, замер следует проводить при комнатной температуре (20ºC) при отключенных клеммах. Напряжение хорошего заряженного аккумулятора равно не менее 12,6 вольт. Напряжение 12-12,4 вольт говорит об удовлетворительном состоянии зарядки АКБ, при меньшем значении нужно срочно заряжать аккумуляторную батарею.

Эффективна проверка АКБ с помощью нагрузочной вилки. Но здесь все зависит от срока эксплуатации аккумулятора, от степени его заряженности. В любом случае, напряжение под нагрузкой не должно падать ниже 10,2 Вольт.

Советы по обслуживанию аккумуляторной батареи

Несколько полезных советов, которые помогут уберечь аккумулятор от преждевременного разрушения:

  • нельзя допускать полной разрядки АКБ – это ведет к преждевременному разрушению свинцовых пластин;
  • необходимо следить за уровнем электролита и плотностью обслуживаемых аккумуляторов;
  • АКБ необходимо держать в чистоте, недопустим плохой контакт между клеммами и клеммными проводами;
  • Недопустимо из холода аккумулятор ставить в горячую воду.
Читайте так же:
Мебельный шаблон кондуктор для сверления отверстий

Неисправный аккумулятор доставляет много хлопот владельцу автомобиля, потому его лучше вовремя менять и не забывать обслуживать.

Как проверить работу аккумулятора автомобиля

· проверить работоспособность аккумуляторной батареи по характеру работы стартера и приборов электрооборудования;

· проконтролировать показания вольтметра.

При первом техническом обслуживании:

· очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита;

· прочистить вентиляционные отверстия;

· проверить крепления и надежность контакта наконечников проводов с выводными штырями;

· проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее.

При втором техническом обслуживании:

· проверить состояние батареи по плотности электролита и напряжению элементов под нагрузкой и при необходимости снять батарею для подзаряда;

· проверить состояние и крепление электрических проводов, сое­диняющих аккумуляторную батарею с массой и внешней цепью, действие выключателя аккумуляторной батареи, а также ее крепление в гнезде.

К числу неисправностей аккумуляторных батарей относятся повышенный саморазряд, короткое замыкание, коробление, разрушение и сульфатация пластин, трещины и истирание моноблока.

Повышенный саморазряд . При бездействии аккумуляторной батареи происходит ее естественный саморазряд, который согласно ГОСТ при температуре хранения батареи плюс 20±5°С за 14 суток не должен превышать 10% ее номинальной емкости (С20).

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может происходить по следующим причинам:

· наружная поверхность аккумулятора покрыта грязью, влагой и электролитом, что приводит к разряду батареи по поверхности крышек;

· в электролит попали вредные примеси (особенно железо и медь);

· замыкание пластин шламом, незначительные разрушения сепараторов.

Короткое замыкание пластин происходит вследствие непосредственного соприкосновения пластин при разрушении сепаратора, а также образования игольчатых наростов между кромками положительных и отрицательных пластин. Короткие замыкания могут также происходить при заполнении пространства между опорными ребрами шламом.

Коробление пластин , как правило, объясняется большой силой зарядного или разрядного тока.

Разрушение пластин происходит за счет сползания активной массы, ее выкрашивания, а также коррозии решеток пластин. Разрушение активной массы пластины и ее решетки является естественным процессом, однако его ускоряет неправильный режим эксплуатации батарей — ее перезаряд, особенно при вы­соких температурах. Для предохранения аккумуляторной батареи от перезаряда необходимо правильно выбирать пределы регулировки регулятора напряжения (см. ниже).

Сульфатацией пластин называется образование на их поверхности и в активной массе крупных кристаллов сернокислого свинца ( PbSO 4 ), которые не растворяются при заряде. Активная масса сульфатированных положительных пластин при растирании между пальцами рассыпается, как песок. Активная масса отрицательных пластин также становится более твердой. При заряде у сульфатированного аккумулятора наблюдается повышенное зарядное напряжение (до 3В), а при разряде напряжение ниже, что объясняется повышенным внутренним сопротивлением такого аккумулятора.

Сульфатация пластин наблюдается в случае эксплуатации аккумуляторных батарей с пониженным уровнем и высокой плотностью электролита, длительного хранения батареи без подзаряда (особенно при высоких температурах), присутствия вредных примесей в электролите, а также в случае глубокого разряда батареи.

Применение синтетических сепараторов в аккумуляторах резко снизило возможность сульфатации пластин. Поэтому это явление теперь может наблюдаться только при небрежном обращении с аккумуляторной батареей.

Трещины и истирание моноблока могут произойти из-за небрежного обращения или плохого крепления аккумуляторной батареи на автомобиле. При наличии трещин в перегородках моноблока электролит соседних ячеек сообщается между собой и эти элементы не развивают необходимого напряжения. Напряжение батареи при этом резко снизится (например, при замыкании двух элементов напряжение уменьшается с 12 до 8 В).

Проверка состояния аккумуляторной батареи включает: проверку уровня и измерение плотности электролита и определение напряжения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой.

Проверка уровня электролита производится стеклянной трубкой диаметром 5—6 мм. Чтобы измерить уровень электролита, надо опустить трубку в наливную горловину крышки до упора в предохранительную сетку, закрыть ее сверху большим пальцем, затем вынуть и определить высоту столбика электролита в трубке (рисунок 6, а). Уровень электролита должен быть на 10—15мм выше предохранительной сетки. Повышать уровень следует только доливая дистиллированную воду. Зимой, чтобы избежать замерзания воды, рекомендуется доливать ее непосредственно перед выездом или при работающем двигателе.

Рисунок 6 – Проверка уровня электролита в аккумуляторе

а – проверка уровня стеклянной трубкой в аккумуляторе без внутреннего тубуса;

б – проверка уровня без трубки визуально в аккумуляторе с внутренним тубусом;

1 – пластина; 2 – решетка; 3 – внутренний тубус; 4 – наливное отверстие

В аккумуляторах с внутренним тубусом уровень электролита при доливке дистиллированной воды в аккумуляторе устанавливается автоматически, для чего необходимо действовать следующим образом:

· вывернуть пробку наливного отверстия 4 (рисунок 6, б) и плотно закрыть этой пробкой вентиляционное отверстие;

Читайте так же:
Машина для пилки леса

· долить в аккумулятор дистиллированную воду до верхнего края наливного отверстия;

· снять пробку с вентиляционного отверстия и ввернуть ее в наливное отверстие 4. После снятия пробки требуемый уровень электролита устанавливается автоматически.

Измерение плотности электролита дает возможность определить степень зараженности аккумуляторной батареи. Плотность электролита измеряют специальным прибором (рисунок 7) ареометром. При измерении плотности электролита необходимо также определить температуру электролита батареи. Если темпера электролита выше или ниже плюс 15° С, следует привести плотность электролита к 15° С. При изменении температуры на 15° плотность электролита изменяется приблизительно па 0,01 г/см 3 (таблица 2).

Рисунок 7 – Проверка плотности электролита

1 – стеклянный цилиндр, 2 – ареометр, 3 – наконечник, 4 – резиновая груша, 5 – шкала ареометра

Таблица 2 – Поправка плотности электролита в зависимости от его температуры

Диагностика автомобильного аккумулятора и его обслуживание

Автомобильный аккумулятор служит для накопления электрической энергии и питания ею бортовой сети автомобиля, прежде всего электростартера двигателя при запуске. В статье речь пойдет о том, как правильно производится диагностика аккумулятора автомобиля, контроль его заряда, а также будет рассмотрена проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе.

Система электрооборудования большинства автомобилей 12-вольтовая, с отрицательной массой. Конструкция автомобильных аккумуляторов довольно проста: состоят они из 6 блоков свинцовых пластин с наполнителем, погруженных в емкость, которую заполняет электролит. Электролит является водным раствором серной кислоты. Каждый из блоков обеспечивает напряжение около 2-х вольт и соединяются последовательно, в сумме обеспечивая напряжение на уровне 12-13 В. Подзарядка аккумулятора автомобиля осуществляется генератором при работе двигателя. Отдельно стоят гелевые аккумуляторы, которые отличаются по устройству от кислотных аккумуляторов. Достоинства и недостатки гелевых аккумуляторов можно узнать здесь.

аккумулятор varta

Один из многих — надежный автомобильный аккумулятор VARTA

Перед обслуживанием аккумуляторную батарею необходимо снять с автомобиля. Отсоединение аккумулятора от бортовой сети – процесс ответственный. Сначала обязательно снимается отрицательная клемма, а в процессе установки эту же клемму устанавливают последней.

Выгодно ли проведение диагностики и восстановления аккумулятора?
Определенно. Приведем нехитрый расчет. Номинальный срок службы нового аккумулятора составляет порядка 4-х лет. Его замена будет стоить около 5000 рублей. Однако при грамотной диагностике и зарядке батареи она способна служить вам верой и правдой до 5-6 лет. Но производить диагностику и восстановление аккумулятора советуют не только из соображений экономии. Дело в том, что от работы аккумулятора зависит нормальная работа всех электроприборов и систем автомобиля.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе. Приготовление электролита

Видео: Как определить неисправность аккумулятора (короткое замыкание в банке)

Проверку уровня и плотности электролита следует проводить раз в три месяца, чтобы своевременно контролировать состояние батареи.
Уровень электролита в аккумуляторе проверяется через заливные отверстия при помощи полой стеклянной трубки, имеющей внутренний диаметр 4-5 мм. Один конец трубки опускается через отверстие до упора в предохранительный щиток. Отверстие трубки на другом конце плотно закрывается пальцем, после чего она вынимается. Столбик электролита, оставшегося в трубке должен быть в пределах 12-15 мм. Если в аккумуляторе имеется индикатор (тубус), то уровень электролита должен находиться на одном уровне или быть выше него на 3-5 мм.

Проверка уровня электролита аккумулятора

Приготовление электролита для аккумуляторов производится только из аккумуляторной серной кислоты с добавлением дистиллированной воды. Использовать техническую серную кислоту и обычную воду не допускается, так как электролит обязан иметь высокую степень чистоты. В противном случае будет происходить ускоренная саморазрядка (сульфитация) батареи, уменьшение ее емкости и разрушение пластин. При понижении уровня электролита в результате испарения воды для восстановления требуемого объема необходимо доливать исключительно дистиллированную воду и ни в коем случае готовый электролит! В случае, когда уровень электролита превышает нормальный, его следует отсасывать резиновой грушей со стеклянным или эбонитовым наконечником. Если в аккумуляторе будет повышенный уровень электролита, то он способен выплескиваться, что также нежелательно.

Во время приготовления электролита серная кислота тонкой струйкой доливается в воду, при этом раствор перемешивается стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить воду в кислоту запрещается, так как плотность воды намного ниже кислоты. Вода не сможет погрузиться в кислоту и останется на поверхности, при этом происходящие химические реакции вызовут нагрев и разбрызгивание кислоты. Существует вероятность получить ожоги.

Проверка плотности электролита. Денсиметр

Одним из важнейших параметров электролита является его плотность. Плотность электролита в аккумуляторе проверяется денсиметром при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания денсиметра вносятся поправки в соответствии с приведенной табл

Читайте так же:
Как правильно пилить сабельной пилой

Таблица поправок плотности электролита в зависимости от температуры

В период эксплуатации аккумулятора плотность электролита непрерывно изменяется. Существует обратимое изменение плотности – нормальный интервал заряда и разряда батареи. Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 .

Существуют также необратимые изменения плотности, например, при испарении воды во время кипения электролита. При этом его плотность увеличивается.

Высокая плотность электролита приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи. Низкая плотность электролита в аккумуляторе приводит к снижению напряжения, затрудненному пуску двигателя.

Ниже приведена таблица рекомендуемой плотности электролита для климатической зоны, в которой эксплуатируется АКБ.

Рекомендуемая плотность электролита в зависимости от климатической зоны

Плотность электролита измеряется специальным прибором – денсиметром. Он состоит из ареометра 1, резиновой груши 2, стеклянной трубки 3 и наконечника 4.

прибор для измерения плотности электролита — денсиметр

Наконечник 4 погружается в электролит через заливное отверстие в корпусе аккумулятора и с помощью резиновой груши часть электролита засасывается внутрь стеклянной трубки. При этом ареометр (поплавок) должен всплыть в корпусе трубки, не касаясь ее стенок. После прекращения колебаний ареометра производится отсчет показаний по шкале вдоль линии жидкости. Взгляд наблюдателя должен находиться на уровне поверхности.

Определение уровня плотности электролита по денсиметру

Для средней полосы России (Москва, Казань и т.д.) плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 . Проверка плотности производится в каждом отсеке АКБ отдельно, разница между показаниями не должна превышать 0,01 . Низкая плотность электролита зимой создает опасность его замерзания.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Как замерить плотность электролита

При необходимости производится корректировка плотности. Предварительно из отсека АКБ отсасывается некоторый объем электролита, вместо которого добавляется либо корректирующий электролит, либо дистиллированная вода. Низкая плотность электролита в аккумуляторе устраняется путем добавления корректирующего электролита с плотностью 1,40 . Соответственно при повышенной плотности электролита в аккумуляторе следует добавить дистиллированную воду. После этого производится зарядка батареи номинальным током в течение 30 мин с последующей выдержкой в течение 1-2 часов для лучшего перемешивания электролита и выравнивания его плотности во всех отсеках АКБ.

Видео: Диагностика аккумулятора.Чем и как.

Как проверить заряд аккумулятора

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля? Провести эти измерения можно с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор состоит из двух контактов, вольтметра, рукоятки и переключателя нагрузочного сопротивления. Один из вариантов представлен на рисунке.

нагрузочная вилка

Прибор для проверки заряда аккумулятора

Нагрузочное сопротивление настраивается таким образом, чтобы обеспечить ток разряда, больший значения емкости в 3 раза. К примеру, если емкость аккумулятора составляет 55 Ач, значит, ток разряда должен быть равен 165 А. Нагрузочная вилка своими контактами подключается к клеммам батареи, после чего замеряется время, в течение которого напряжение снизится с 12,6 до 6 В. Для полностью заряженной и исправной АКБ это время должно составлять не менее 3-х минут.

Заряд аккумулятора также можно оценить по величине выходного напряжения. Для его измерения необходимо воспользоваться вольтметром или мультиметром, предварительно сняв провод с минусовой клеммы АКБ. Ниже приведена таблица зависимости заряда от выходного напряжения.

Напряжение на выводах, В

Уровень заряда аккумулятора, %

Современные необслуживаемые батареи имеют индикатор заряда аккумулятора. При полной зарядке индикатор имеет зеленый цвет. При уменьшении заряда его цвет меняется от зеленого до белого или красного.

Для зарядки аккумулятора стоит воспользоваться специальным зарядным устройством. Зарядное устройство представляет собой источник постоянного тока. При подсоединении его к аккумулятору положительный полюс соединяют строго с положительной клеммой батареи, отрицательный – с отрицательной клеммой. Необходимо, чтобы выходное напряжение зарядного устройства было обязательно выше напряжения АКБ для обеспечения прохождения зарядного тока.

Автомобильный аккумулятор заряжается номинальным током, равным 10% от номинальной емкости батареи. Например, при емкости 60 Ач номинальный ток зарядки должен составлять 6 А. При этом зарядка может продолжаться до 13-15 часов. Пробки заливных отверстий должны быть обязательно открыты!

Зарядка аккумулятора авто считается завершенной, если наблюдается постоянство плотности электролита и выходного напряжения в течение 2-х часов. При желании и наличии знаний основ электротехники зарядное устройство для автомобильного аккумулятора можно сделать своими руками.

Своевременная проверка электролита и зарядка аккумулятора должна стать хорошей привычкой для автолюбителя. Это позволит продлить срок службы батареи, обеспечить бесперебойное питание всех электроприборов автомобиля и сэкономить средства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector