Tehnik-ast.ru

Электро Техник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему возникает межвитковое замыкание обмоток двигателя и как его определить

Почему возникает межвитковое замыкание обмоток двигателя и как его определить

Факторов, влияющих на появление межвиткового замыкания электродвигателя может быть несколько. Рассмотрим основные причины, почему оно возникает:

  1. Самая распространенная неисправность, при которой происходит пробой обмоток, это перегрузка двигателя. Она может возникнуть при выходе из строя механических деталей. Например, заклинил подшипник ротора, возникла неисправность в транспортере, редукторе или другом механизме. В результате по обмоткам протекает повышенный ток, что приводит к перегреву проводов и разрушению изоляции. Происходит короткое замыкание (КЗ) между витками.
  2. При изготовлении на заводе допустили брак. Это случается не часто, но не исключено. В процессе эксплуатации изоляция трескается. Обмотка повреждается, происходит межвитковое замыкание.
  3. Во время ремонта был нарушен технологический процесс. Обмотка получилась очень тугой. В процессе работы электродвигатель нагревается, витки расширяются. Из-за туго намотанной электрообмотки, расширение невозможно. Лак на проводах повреждается, происходит межвитковое замыкание.
  4. В результате неправильного хранения в двигатель попадает вода, что может привести к пробою изоляции.

С такой неисправностью электродвигатель долго работать не сможет. Произойдет дальнейший нагрев обмотки. Последствия такой неисправности приводят к выходу двигателя из строя. Поэтому важно вовремя определить неисправность, и принять меры по ее устранению.

Диагностика неисправности

Основным признаком возникновения межвиткового замыкания является неравномерный нагрев корпуса. Это происходит по причине повышенного потребления тока одной (неисправной) обмотки. Если возник перегрев одной части корпуса, то двигатель необходимо обесточить и выполнить диагностику.

Ее выполняют следующим образом:

  • Проверяют напряжение на всех обмотках. Оно должно быть одинаково, т.е. в сети должен отсутствовать перекос фаз. После этого замеряют токи в каждой обмотке. Замеры производят токовыми клещами. Если ток в одной обмотке отличается от остальных в большую сторону, то это говорит о наличии неисправности в данной обмотке.
  • С помощью высокоточного омметра замеряют сопротивление обмоток. Значения должны быть одинаковыми. Обычным прибором проверить наличие замыкания невозможно. Т.к. при коротком замыкании всего двух витков, сопротивление изменится незначительно.
  • Замыкание на корпус определяют с помощью мегомметра. Для этого один конец соединяют с корпусом, а второй подсоединяют к обмоткам поочередно. Таким образом, проверяют целостность сопротивления изоляции. В идеале оно должно быть одинаково на каждой обмотке или иметь незначительные отклонения. При этом следует учитывать, что оно меняется в зависимости от температуры проводников.

На нижеприведенном рисунке представлена таблица зависимости изменения сопротивления изоляции от температуры:

Изменение сопротивления изоляции от температуры

Как определить неисправную обмотку

Для определения межвиткового замыкания в электродвигателе, его необходимо разобрать. Произвести визуальный осмотр. Дефект можно определить по внешнему виду обмоток. На них видны места кроткого замыкания, как показана неисправность ротора и статора на рисунках снизу:

Неисправен ротор и статор

Замыкание обмоток

Однако зачастую признаки межвиткового замыкания обнаружить визуально невозможно. Поэтому обслуживающий персонал должен знать, что делать в таких ситуациях. При отсутствии видимых неисправностей применяют следующие методы.

Поиск неисправности с помощью металлического шарика

Выявить замыкание изоляции можно при помощи понижающего трехфазного трансформатора. Напряжение вторичной обмотки не должно превышать 40 Вольт.

На разобранный двигатель подается напряжение с трансформатора. Внутрь двигателя по кругу запускают металлический шарик. При исправных обмотках он начинает «бегать» по кругу без остановки.

Если имеется замыкание обмотки, то шарик, сделав два три круга примагничивается в месте неисправности.

Если отсутствует шарик, проверить можно с помощью пластины из трансформаторного железа. Можно использовать железо от неисправного трансформатора. Пластину прикладывают по кругу поочередно. В неисправном месте пластина начнет вибрировать. В остальных местах она примагничивается.

Проверяя исправность электродвигателя, не стоит забывать о технике безопасности. Корпус двигателя должен быть заземлен. При этом, категорически запрещено подавать напряжение выше 40 Вольт на обмотки.

На рисунке снизу показана методика проверки с помощью шарика:

Поиск шариком

Проверка специальным прибором

Поиск межвиткового замыкания электродвигателя можно производить с помощью прибора для проверки пробоя изоляции обмоток. Его можно приобрести через интернет или сделать самостоятельно. Многочисленные схемы приведены в интернете. Они не сложные. Повторить может любой специалист, имеющий навыки работы с паяльником и разбирающийся в электросхемах.

Как определить неисправность, подробно расписано в инструкции к прибору. Диагностика выполняется за считанные минуты. Однако, для выполнения диагностики необходим осциллограф.

Это дорогостоящий прибор. Работать на нем умеют не все мастера. Поэтому этот метод проверки не получил массового распространения.

Сейчас промышленность выпускает устройства, которые не требуют применения осциллографа. В нем имеются два светодиода, по которым определяют неисправность.

Читайте так же:
Какой бур нужен для дюбеля

Прибор представляет собой генератор, колебательный контур которого состоит из конденсатора и обмотки двигателя. Подстроечным резистором добиваются возбуждения контура. В этом случае светодиод начинает мигать. Поочередно подсоединяют все обмотки. При подключении неисправной обмотки, светодиод будет гореть постоянно. Т.е. произойдет срыв генерации.

Диагностика якоря с помощью дросселя

Для проверки якоря применяют дроссель. Он представляет собой трансформатор с вырезанным сердечником. Используется прибор заводского изготовления или самодельный.

Сделать его можно при наличии неисправных вибрационных насосов «Малыш» или «Ручеек». Подробная инструкция с описанием имеется в интернете.

Проводились измерения на заводском приборе и самодельном, изготовленном по методике, описанной в интернете. Результат оказался одинаковым.

Как проверять неисправность данным устройством. В вырез помещается якорь. На дроссель подается напряжение. При этом обмотка якоря будет представлять вторичную обмотку трансформатора.

С помощью пластины из трансформаторного железа проверяем исправность обмотки. Постепенно поворачивая якорь, в месте пробоя, пластина примагничивается к якорю и начинает вибрировать. Это показано на нижеприведенном рисунке:

Проверка исправности обмоток

Измерение сопротивления тестером

При отсутствии дросселя можно произвести проверку аналоговым тестером. Стоит отметить, что таким образом можно проверить обрыв обмотки, а замыкание витков проверяют вышеописанным способом.

Для этого производят замеры между ламелями якоря. Сопротивление проводников должно быть одинаковым.

Обязательно производят проверку замыкания проводов на корпус. Для этого необходимо один конец тестера соединить с корпусом и поочередно прозвонить каждую обмотку. Такую проверку выполняют при условии отсутствия обрыва в обмотках.

На фото снизу показано, как измерять сопротивление проводников:

Измерение сопротивления

Проверка статора тестером

Проверить целостность обмотки статора можно с помощью тестера. Для этого достаточно измерить сопротивление каждой в отдельности. Замеры выполняют с помощью высокоточного прибора. Не лишне проверить на отсутствие пробоя изоляции на корпус с помощью мегомметра.

На рисунке вверху показана прозвонка целостности обмоток:

Проверка обмоток

Заключение

Во время эксплуатации определить межвитковое замыкание обмоток электродвигателя достаточно сложно. Да и возникает оно нечасто. Обычно двигатели с таким дефектом работают до последнего момента. Пока из него не пойдет дым.

Поэтому у обслуживающего персонала не возникает вопрос, как устранить неисправность. Двигатель отдают на перемотку. Аналогично поступают при своевременном обнаружении КЗ обмоток, перематывают неисправную часть. При этом нужно учитывать, что замыкание витков между собой устранить без перемотки невозможно.

ПРОБНИК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИМПУЛЬСНЫХ БП

В связи с широким распространением импульсных блоков питания, в различной технике, требуется в случае поломки, уметь самостоятельно выполнять их ремонт. Все это, начиная от маломощных зарядных для смартфона, со стабилизацией напряжения, блоков питания цифровых приставок, ЖК и LED ТВ и мониторов, до тех же самых мощных компьютерных блоков питания, формата ATX, простейшие случаи ремонта которых, мы уже рассматривали ранее, это все будут импульсные блоки питания.

Фото импульсный блок питания

Фото – импульсный блок питания

Также ранее было сказано, что нам для проведения большинства измерений, бывает достаточно обычного цифрового мультиметра. Но здесь есть один важный нюанс: при проверке, например измеряя сопротивление, либо в режиме звуковой прозвонки, мы можем определить только условно не рабочую деталь, по низкому сопротивлению, между ее ножками. Обычно оно составляет где-то от нуля, до 40-50 Ом, либо обрыв, но тогда для этого нужно знать, какое сопротивление должно быть, между ножками у рабочей детали, что не всегда есть возможность проверить. Но в случае проверки работоспособности ШИМ контроллера, этого обычно бывает недостаточно. Нужен либо осциллограф, либо определение его работоспособности, по косвенным признакам.

ПРОБНИК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИМПУЛЬСНЫХ БП

Мультиметр дешёвый DT

Сопротивление между ножками может быть и выше этих пределов, а микросхема на деле, может быть нерабочая. Но недавно столкнулся с таким случаем: разъем шлейфа питания, идущий с блока питания на скалер, сверху имел доступ для измерения только к верхнему, из двух рядов контактов на разъеме, нижний был скрыт корпусом, и доступ к нему имелся только с обратной стороны платы, что сильно затрудняет ремонт. Даже простое измерение напряжения на разъемах, в такой ситуации, бывает затруднено. Требуется второй человек, который согласится держать плату, на разъеме которой, ты будешь проводить измерения напряжения на выводах, с обратной стороны платы, причем часть деталей там, находится под сетевым напряжением, а сама плата находится на весу. Это не всегда возможно, часто люди, которых просишь подержать плату, просто боятся брать ее в руки, особенно если это платы питания, с одной стороны они правильно делают, меры предосторожности с не подготовленным персоналом, всегда должны быть более строгими.

Читайте так же:
Как правильно паять трубы из полипропилена

ПРОБНИК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИМПУЛЬСНЫХ БП

ШИМ контроллер – микросхема

Так как же быть? Как можно быстро и без заморочек, условно проверить работу ШИМ контроллера, а если быть более точным, цепей питания, а одновременно и импульсного трансформатора, повышающего трансформатора, питающего лампы подсветки? А очень просто… Недавно нашел один интересный способ на Ю-тубе, для мастеров, автор очень доступно объяснял все. Начну издалека.

ПРОБНИК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИМПУЛЬСНЫХ БП

Что есть, упрощенно говоря, обычный трансформатор? Это две, или более обмоток, на одном сердечнике. Но здесь есть один нюанс, которым мы и воспользуемся, сердечник, как и сами обмотки, в теории могут быть раздельными, и просто находиться рядом, близко друг от друга. Параметры при этом сильно ухудшатся, но для наших целей, этого будет более чем достаточно. Так вот, вокруг каждого трансформатора, или дросселя, со значительным количеством витков, после включения питания схемы, присутствует магнитное поле, и оно тем больше, чем больше витков у обмотки трансформатора, или дросселя. Что же будет, если мы к обмотке трансформатора или дросселя, включенного в сеть устройства, поднесем другой дроссель, например с индуктивностью 470 мкГн, а нам для нашего пробника нужен именно такой, нагруженный светодиодом? Например такой, как на фото ниже:

Пробник для проверки импульсных бп

ПРОБНИК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИМПУЛЬСНЫХ БП

Пробник для проверки импульсных бп

Другими словами, магнитное поле дросселя или трансформатора, будет пронизывать у нас, витки нашего дросселя, и на выводах его появится напряжение, которое можно будет использовать, в нашем случае, для индикации работоспособности схемы блока питания. Подносить пробник разумеется, нужно как можно ближе к проверяемой детали, и дросселем вниз. Как выглядят детали на плате, к которым нужно подносить наш пробник?

Плата монитора

На плате обведены импульсный трансформатор красным, и трансформатор ламп подсветки зеленым. Если схема работает исправно, при поднесении пробника к ним, должен загореться светодиод. Это означает что питание на нашу, образно говоря проверяемую индуктивность, поступает. Разберем на практике. Если выходной транзистор пробит, не будет работать импульсный трансформатор.

Схема импульсного блока питания

Схема импульсного блока питания

На схеме снова выделено красным. Если пробит диод Шоттки, на выходе, после трансформатора, не будет индикации на дросселе фильтра. Но здесь есть один нюанс, если у дросселя на плате, небольшое количество витков, свечение будет либо еле заметным, либо вообще будет отсутствовать. Аналогично, если пробиты, например транзисторные ключи, или диодные сборки, через которые приходит питание на повышающий трансформатор, для ламп подсветки, LCD монитора или телевизора, не будет индикации при проверке на этом трансформаторе.

Фото дроссель для пробника

Фото дроссель для пробника

Стоимость данного дросселя в радиомагазине всего 30 рублей, также иногда они встречаются в блоках питания ATX, обычного светодиода, в стеклянной колбе 5 рублей. В результате мы имеем, простой, дешевый, и очень полезный при ремонтах прибор, который позволяет провести предварительную диагностику, импульсного блока питания, в течение буквально одной минуты. Условно говоря, данным пробником можно проверить, наличие напряжения на всех деталях, представленных на следующем фото.

Дросселя и трансформаторы

Дросселя и трансформаторы

Я пользуюсь данным пробником пока всего 3-4 дня, но уже считаю, что могу рекомендовать его к использованию, всем начинающим радиолюбителям – ремонтникам, пока еще не имеющим, в своей домашней мастерской, осциллографа. Также этот пробник, может быть полезен тем, кто чинит электронную технику на выездах. Всем удачных ремонтов – AKV.

Как проверить трансформатор мультиметром: особенности прямого и косвенного методов проверки

как использовать мультиметр

Электрический трансформатор — довольно распространенное устройство, используемое в быту для решения целого ряда задач.

И в нем могут случаться поломки, выявить которые поможет прибор для измерения параметров электротока — мультиметр.

Из этой статьи вы узнаете, как проверить трансформатор тока мультиметром (прозвонить), и каких правил следует придерживаться при этом.

Возможные неисправности

Как известно, любой трансформатор состоит из следующих компонентов:

  • первичная и вторичная катушки (вторичных может быть несколько);
  • сердечник или магнитопровод;
  • корпус.

Таким образом, перечень возможных поломок довольно ограничен:

  1. Поврежден сердечник.
  2. Перегорел провод в какой-либо из обмоток.
  3. Пробита изоляция, вследствие чего имеется электрический контакт между витками в катушке (межвитковое замыкание) либо между катушкой и корпусом.
  4. Изношены выводы катушек или контакты.

трансформатор тока

Трансформатор тока Т-0,66 150/5а

Некоторые из дефектов определяются визуально, поэтому трансформатор в первую очередь нужно внимательно осмотреть. Вот на что при этом следует обращать внимание:

  • трещины, сколы изоляции либо ее отсутствие;
  • состояние болтовых соединений и клемм;
  • вздутие заливки или ее вытекание;
  • почернения на видимых поверхностях;
  • обуглившаяся бумага;
  • характерный запах горелого материала.
Читайте так же:
Автомат для изготовления мороженого

Если явных повреждений нет, следует проверить устройство на работоспособность при помощи приборов. Для этого нужно знать, к каким обмоткам относятся все его выводы. На преобразователях больших размеров данная информация может быть представлена в виде графического изображения.

Методы проверок трансформатора мультиметром

Прежде всего, следует проверить состояние изоляции трансформатора. Для этого мультиметр необходимо переключить в режим мегомметра. После этого замеряют сопротивление:

  • между корпусом и каждой из обмоток;
  • между обмотками попарно.

Напряжение, при котором должна осуществляться такая проверка, указывается в технической документации на трансформатор. К примеру, для большинства высоковольтных моделей замер сопротивления изоляции предписано проводить при напряжении 1 кВ.

проверка трансформатора

Проверка прибора мультиметром

Требуемое значение сопротивления можно посмотреть в технической документации или в справочнике. Например, для тех же высоковольтных трансформаторов оно составляет не менее 1 мОм.

Данный тест не способен выявить межвитковые замыкания, а также изменения свойств материалов проводов и сердечника. Поэтому обязательно нужно проверить рабочие характеристики трансформатора, для чего применяют следующие методы:

самодельный преобразователь с 220 на 12 вольтНапряжение в 220 Вольт воспринимают далеко не все приборы. Трансформатор 220 на 12 Вольт понижает напряжение для возможности использования электроприборов.

Как проверить варистор мультиметром и для чего нужен варистор, читайте далее.

С правилами проверки напряжения в розетке мультиметром вы можете ознакомиться по ссылке.

Прямой метод (проверка схемы под нагрузкой)

Именно он первым приходит на ум: нужно замерять токи в первичной и вторичной обмотках работающего устройства, а затем путем деления их друг на друга определить фактический коэффициент трансформации. Если он соответствует паспортному — трансформатор исправен, если нет — нужно искать дефект. Этот коэффициент можно вычислить и самостоятельно, если известно напряжение, которое должен выдавать прибор.

К примеру, если на нем написано 220В/12В, то перед нами понижающий трансформатор, следовательно, ток во вторичной обмотке должен быть в 220/12 = 18,3 раза выше, чем в первичной (термин «понижающий» относится к напряжению).

проверка однофазного трансформатора

Схема поверки однофазного трансформатора методом непосредственного измерения первичного и вторичного напряжений с использованием образцового трансформатора

Нагрузку к вторичной обмотке нужно подключать такую, чтобы в обмотках протекали токи не ниже 20% от номинальных значений. При включении будьте настороже: если раздастся треск, появится запах гари, либо вы увидите дым или искрение, прибор нужно сразу же отключить.

Если у тестируемого трансформатора несколько вторичных обмоток, то те из них, которые не подключены к нагрузке, должны быть закорочены. В разомкнутой вторичной катушке при подключении первичной к источнику переменного тока может появиться высокое напряжение, способное не только вывести из строя оборудование, но и убить человека.

обмотка преобразователя

Последовательное соединение обмоток трансформатора при помощи батарейки и мультиметра

Если речь идет о высоковольтном трансформаторе, то перед включением нужно проверить, не нуждается ли его сердечник в заземлении. Об этом говорит наличие специальной клеммы, помеченной литерой «З» или специальным значком.

Прямой метод проверки трансформатора позволяет со всей полнотой оценить состояние последнего. Однако, далеко не всегда имеется возможность включить трансформатор с нагрузкой и произвести все необходимые замеры.

Косвенный метод

В состав данного метода входят несколько тестов, каждый из которых отображает состояние прибора в каком-то одном аспекте. Следовательно, все эти тесты желательно проводить в совокупности.

Определение достоверности маркировки выводов обмоток

Для проведения этой проверки мультиметр нужно переключить в режим омметра. Далее нужно попарно «прозвонить» все имеющиеся выводы. Между теми из них, которые относятся к разным катушкам, сопротивление будет равным бесконечности. Если же мультиметр показывает какое-то конкретное значение, значит выводы принадлежат одной катушке.

Тут же можно сравнить замеренное сопротивление с приведенным в справочнике. Если имеет место расхождение более, чем на 50%, значит случилось межвитковое замыкание либо частичное разрушение провода.

замер тока

Подключение трансформатора к мультиметру

Учтите, что на катушках с большой индуктивностью, то есть состоящих из значительного числа витков, цифровой мультиметр может ошибочно показывать завышенное сопротивление. Желательно в таких случаях пользоваться аналоговым прибором.

Проверять обмотки следует постоянным током, который трансформатор преобразовывать не может. При использовании переменного в других катушках будет наводиться ЭДС и вполне возможно, что она окажется достаточно высокой. Так, если на вторичную катушку понижающего трансформатора 220/12 В подать переменное напряжение всего в 20 В, то на выводах первичной появится напряжение в 367 В и при случайном касании их пользователь получит сильный удар током.

Читайте так же:
Как поднять баню на домкратах видео

Далее нужно определить, какие выводы следует подключать к источнику тока, а какие — к нагрузке. Если известно, что трансформатор понижающий, то к источнику тока нужно подключать катушку с наибольшим числом витков и наибольшим сопротивлением. С повышающим трансформатором все обстоит наоборот.

проверка мультиметром - варианты

Все способы измерения силы электрического тока

Но бывают модели, у которых среди вторичных катушек имеются как понижающие, так и повышающие. Тогда первичную катушку можно с определенной долей вероятности распознать по следующим признакам: выводы ее крепятся обычно в стороне от остальных, так же и катушка может находиться на каркасе в отдельной секции.

Возможно, кто-то из его участников имел дело с такими устройствами и может подробно рассказать, как его нужно подключать.

Если во вторичной катушке имеются промежуточные отводы, необходимо распознать ее начало и конец. Для этого нужно определить полярность выводов.

Определение полярности выводов обмоток

В роли измерителя следует использовать магнитоэлектрический амперметр или вольтметр, у которого полярность выводов известна. Прибор нужно подключить к вторичной катушке. Удобнее всего пользоваться теми моделями, у которых «ноль» расположен посредине шкалы, но за неимением такового подойдет и классический — с местоположением «нуля» слева.

Если вторичных катушек несколько, прочие нужно зашунтировать.

проверка полярности

Проверка полярности фазных обмоток электрических машин переменного тока

Через первичную катушку нужно пропустить постоянный ток небольшой силы. На роль источника подойдет обычная батарейка, при этом в цепь между ней и катушкой нужно включить резистор — чтобы не получилось короткого замыкания. Таким резистором может послужить лампа накаливания.

Выключатель в цепь первичной катушки устанавливать не нужно: достаточно следя за стрелкой мультиметра замкнуть цепь, коснувшись проводом от лампы вывода катушки, и тут же разомкнуть ее.

При разнополярном подключении — влево.

В момент отключения питания будет наблюдаться противоположная картина: при однополярном подключении стрелка сдвинется влево, при разнополярном — вправо.

На приборе с «нулем» в начале шкалы движение стрелки влево сложнее заметить, так как она почти сразу отскакивает от ограничителя. Поэтому следить нужно внимательно.

По той же схеме проверяются полярности всех остальных катушек.

измерительный прибор Мультиметр — очень нужный прибор для замера силы тока, который применяется для выявления неисправностей тех или иных приборов. Какой мультиметр лучше выбрать для домашнего использования — читайте полезные советы по выбору.

Инструкция по проверке диодов мультиметром представлена по ссылке.

Снятие характеристики намагничивания

Чтобы иметь возможность воспользоваться данным методом, нужно подготовиться загодя: пока трансформатор новый и заведомо исправный, снимают его так называемую вольт-амперную характеристику (ВАХ). Это график, отображающий зависимость напряжения на выводах вторичных катушек от величины протекающего в них тока намагничивания.

снятие намагничивания

Схемы снятия характеристик намагничивания

Разомкнув цепь первичной катушки (чтобы результаты не искажались помехами от находящегося поблизости силового оборудования), через вторичную пропускают переменный ток различной силы, измеряя каждый раз напряжение на ее входе.

Мощности используемого для этого блока питания должно быть достаточно для насыщения магнитопровода, которое сопровождается уменьшением угла наклона кривой насыщения до нуля (горизонтальное положение).

Измерительные приборы должны относиться к электродинамической или электромагнитной системе.

По мере использования устройства нужно с определенной периодичностью снимать ВАХ и сравнивать ее с первоначальной. Снижение ее крутизны будет свидетельствовать о появлении межвиткового замыкания.

Видео на тему

Как проверить трансформатор мультиметром

трансформатор

Трансформаторы

Основное назначение трансформатора – это преобразование тока и напряжения. И хотя это устройство выполняет достаточно сложные преобразования, само по себе оно имеет простую конструкцию. Это сердечник, вокруг которого намотано несколько катушек проволоки. Одна из них является вводной (носит название первичная обмотка), другие выходными (вторичные). Электрический ток подается на первичную катушку, где напряжение индуцирует магнитное поле. Последнее во вторичных обмотках образует переменный ток точно такого же напряжения и частоты, как и в обмотке входной. Если количество витков в двух катушках будет разным, то и ток на входе и выходе будет разным. Все достаточно просто. Правда, это устройство нередко выходит из строя, и его дефекты не всегда видны, поэтому у многих потребителей возникает вопрос, как проверить трансформатор мультиметром или другим прибором?

Как измерить ток и напряжение мультиметром

Необходимо отметить, что мультиметр пригодиться и в том случае, если перед вами лежит трансформатор с неизвестными параметрами. Так вот их с помощью этого прибора также можно определить. Поэтому, начиная работать с ним, надо в первую очередь разобраться с обмотками. Для этого придется все концы катушек вытянуть по отдельности и прозвонить их, выискивая тем самым парные соединения. При этом рекомендуется концы пронумеровать, определив, к какой обмотке они относятся.

Читайте так же:
Гибочный станок для оцинковки

Самый простой вариант – это четыре конца, по две на каждую катушку. Чаще встречаются устройства, у которых более четырех концов. Может оказаться и так, что некоторые из них «не прозваниваются», но это не значит, что в них произошел обрыв. Это могут оказаться так называемые экранирующие обмотки, которые располагаются между первичными и вторичными, они обычно соединяются с «землей».

Вот почему так важно при прозвонке обращать внимание на сопротивление. У сетевой первичной обмотки оно определяется десятками или сотнями Ом. Обратите внимание, что маленькие трансформаторы обладают большим сопротивлением первичных обмоток. Все дело в большем количестве витков и малом диаметре медной проволоки. Сопротивление вторичных обмоток обычно приближенно к нулю.

Итак, с помощью мультиметра определены обмотки. Теперь можно переходить непосредственно к вопросу, как проверить трансформатор, используя все тот же прибор. Разговор идет о дефектах. Их обычно два:

  • обрыв;
  • износ изоляции, что приводит к замыканию на другую обмотку или на корпус устройства.

Обрыв определить проще простого, то есть, проверяется каждая катушка на сопротивление. Мультиметр выставляется в режим омметра, щупами подключаются к прибору два конца. И если на дисплее показывается отсутствие сопротивления (показаний), то это гарантированно обрыв. Проверка цифровым мультиметром может быть недостоверной в том случае, если тестируется обмотка с большим количеством витков. Все дело в том, что чем больше витков, тем выше индуктивность.

Проверка напряжения аккумулятора

Замыкание проверяется так:

  1. Один щуп мультиметра замыкается на выводной конец обмотки.
  2. Второй щуп попеременно подсоединяется к другим концам.
  3. В случае с замыканием на корпус второй щуп соединяется с корпусом трансформатора.

Есть еще один часто встречаемый дефект – это так называемое межвитковое замыкание. Оно происходит в том случае, если изоляция двух соседних витков изнашивается. Сопротивление в этом случае у проволоки остается, поэтому в месте отсутствия изоляционного лака происходит перегрев. Обычно при этом выделяется запах гари, появляются почернения обмотки, бумаги, вздувается заливка. Мультиметром этот дефект также можно обнаружить. При этом придется узнать из справочника, какое сопротивление должно быть у обмоток данного трансформатора (будем считать, что его марка известна). Сравнивая фактический показатель со справочным, можно точно сказать, есть ли изъян или нет. Если фактический параметр отличается от справочного вполовину или больше, то это прямое подтверждение межвиткового замыкания.

Внимание! Проверяя обмотки трансформатора на сопротивление, не имеет значение, какой щуп к какому концу подсоединять. В данном случае полярность не играет никакой роли.

Измерение тока холостого хода

Если трансформатор после тестирования мультиметром оказался исправным, то специалисты рекомендуют проверить его и на такой параметр, как ток холостого хода. Обычно у исправного устройства он равен 10-15% от номинала. В данном случае под номиналом имеется в виду ток под нагрузкой.

Для примера, трансформатор марки ТПП-281. Входное его напряжение – 220 вольт, и ток холостого хода равен 0,07-0,1 А, то есть не должен превышать сто миллиампер. Перед тем как проверить трансформатор на параметр тока холостого хода, необходимо измерительный прибор перевести в режим амперметра. Обратите внимание, что при подаче электроэнергии на обмотки сила пускового тока может превосходить номинальный в несколько сот раз, поэтому измерительный прибор подключают к тестируемому устройству замкнутым накоротко.

Измерение токов холостого хода

После чего необходимо разомкнуть выводы измерительного прибора, при этом на его дисплее отразятся числа. Это и есть ток без нагрузки, то есть, холостого хода. Далее, замеряется напряжение без нагрузки на вторичных обмотках, затем под нагрузкой. Снижение напряжения на 10-15% должно привести к показателям тока, которые не превышают один ампер.

Чтобы изменить напряжение, к трансформатору необходимо подключить реостат, если такового нет, можно подключить несколько лампочек или спираль из вольфрамовой проволоки. Чтобы увеличить нагрузку, надо или увеличивать количество лампочек, или укорачивать спираль.

Заключение по теме

Перед тем как проверить трансформатор (понижающий или повышающий) мультиметром, необходимо понимать, как устроено это устройство, как оно работает, и какие нюансы необходимо учитывать, проводя проверку. В принципе, ничего сложного в данном процессе нет. Главное знать, как переключить сам измерительный прибор в режим омметра.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector