Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подключение генератора КамАЗ: схема, как проверить устройство

Подключение генератора КамАЗ: схема, как проверить устройство

Генератор в автомобиле КАМАЗ служит источником выработки электрического тока (далее – ИТ) в процессе работы силового агрегата. ИТ состоит из двух основных элементов: статор и ротор.

Штатное расположение: фронтальная часть двигателя. Фиксация на трех металлических лапах к корпусу. Генераторная установка (далее — ГУ) приводится в движение клиновидными ремнями (всего — два). Оба должны быть одинакового расчета, иначе устройство будет некорректно работать.

В силу различных обстоятельств, в том числе, систематическая эксплуатация, ГУ и его элементы выходят из строя. Своими руками восстановить работоспособность агрегата крайне сложно, особенно без наличия опыта. Поэтому, на первых порах воспользуйтесь методическими рекомендациями, помощью специалистов СТО.

Какой генератор установлен на КАМАЗ

С внутренней стороны ГУ установлены катушки в количестве 18 штук. Материал медь, способ соединения – звезда. Ротор – это стальной вал, на тыльной поверхности которого напрессованы магнитопроводы, между которыми установлена обмотка из меди.

К кольцам вала припаяны провода обмотки возбуждения, медно-графитовые щетки. После активации зажигания ток от аккумуляторной батареи проходит сквозь щетки, обмотку, образуя магнитное поле.

Таким образом, приводится в движение ротор, а переменный ток через катушки преобразуется в постоянный.

На корпусе щеткодержателя имеется два положения: «Л» и «З», что обозначает переход на лето и зиму. Зимой выдаваемое напряжение на 3.0 В выше летнего. Это связано с температурными режимами, что необходимо для улучшения зарядки аккумуляторных батарей.

С тыльной стороны ГУ имеется два вывода с обозначением «+» и «–». Соответственно, клеммы с указанной полярностью подключаются к аккумулятору.

Для вращения ГУ нужен АКБ. Когда фактическое напряжение при работе агрегата будет выше напряжения батареи, генератор начнет раздавать питание потребителям батареи. Благодаря этому, сила тока бортовой сети поддерживается в заданном диапазоне.

Технические характеристики

Если переменный ток равен 60 А, то 2200 оборотов в минуту.

Фото генератора

Оригиналы и аналоги, цена, артикулы

Название / серийный номерЦена в рублях
Камаз-4310 (1322-3771 Прамо)От 4500
Камаз, Маз (Ржев) 1312-3771 Евро 2 (65116, 65111, 65117)От 4200
ГУ 6562 (90 А) на 4310, Cummins (6520, 6500)От 5500
Г273 В1 (45 А) ЗИТ Г273В1-3701От 4300
Г273 В1 (45 А) КАМАЗ 5320От 4000
Г273 В1 (50 А) (Самара) КЗАТЭ Г273В1От 3700
Г273 В2 (50 А) (Самара) КЗАТЭ Г273В2От 4200
Г288-О (47 А) на 4310 (Самара)От 5200
ГУ 6582 (80 А) Евро 3 (65115)От 6900
ГУ Евро-1 (80 А) 4001-3771-40От 9500
ГУ Евро-2 (80 А) 4001-3771-53От 7500
Ремень 5490 (653974-02) Евро 4 (4308)От 670 — 700
*цены указаны состоянием на июль 2021 года

Назначение устройства

Автомобили КамАЗ укомплектованы электрическим контуром, построенным по классической схеме с одним кабелем. Такая комплектация предусматривает один кабель для потребителей, в качестве кабеля номер два выступает остов машины. Работа эффективного электрического поля в схеме машины КамАЗ – 24 вольта, показатель достигается за счет применения аккумуляторов и устройства, генерирующего электрическое упорядоченное движение частиц.

Генерирующее устройство 4502.3771, Евро (3,4):

Генератор, это механизм, вырабатывающий электрическое упорядоченное движение частиц, и передающий созданный продукт проводке машины. Назначение механизма машины, питать потребителей при функционировании силового агрегата и параллельно передавать заряд аккумуляторам для дальнейшего накопления.

Механизм, генерирующий электрику машины КамАЗ, работает после достижения вращающим моментом показателя 1000 оборотов и выше. Начальный этап запуска мотора сопровождается отбором энергии аккумулятора, генерирующее устройство вступает в действие позже.

Как правило, автомобильные генерирующие устройства КамАЗ укомплектованы выпрямителем и механизмом регулировки напряжения. Выпрямитель преобразует переменный ток на три фазы, вырабатываемый генератором, в постоянный ток сети. Регулятор напряжения сглаживает значения, меняющиеся из-за разницы в оборотах мотора. Так же можете прочитать про Как завести КамАЗ: Инструкция.

Характерные причины выхода из строя ГУ на КАМАЗ

Причинами поломок, являются:

  • недостаточное натяжение ремня приводных механизмов;
  • загрязнение контактов на кольцах;
  • механическое повреждение блока выпрямителей;
  • чрезмерный износ щеток;
  • заклинивание (зависание) щеток;
  • короткое замыкание в обмотке;
  • обрыв цепи питания;
  • неисправен регулятор напряжения;
  • износ роликового подшипника;
  • ослаблена фиксация шкива;
  • повреждены лопасти вентилятора.

Похожие записи

Для недопущения отключения аккумуляторных батарей от корпуса автомобиля Камаз при работающем двигателе с помощью дистанционного выключателя «массы», на атомобилях существует блокировка выключателя массы. Когда водитель отпускает кнопку, то под действием возвратной пружины 7 сердечник и толкатель возвращаются в исходное положение.

Ток нагрузки максимальный, А Газ выделяется на поверхности электролита в виде пузырьков. Стабилитрон не пропускает через себя ток при напряжении ниже напряжения стабилизации и пробивается, т.

На штоке 3 закреплены подпружиненные контактные пластины 1 и 2. Для диагностики вам потребуется мультиметр, который, собственно, используется всегда для обнаружения неисправностей в проводке.

Совет: во время длительной стоянки следует своими руками отключать выключатель массы, поскольку АКБ разряжаются через обмотку возбуждения генератора даже при неработающем двигателе. Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. На корпусе генератора предусмотрены проушины лапы для монтажа этого узла на двигатель, а также для регулировки положения генератора и натяжения приводного ремня.

Читайте дополнительно: Схема подключения двухклавишного выключателя трехжильным проводом

Комментарии и отзывы

Вращая крепежный болт, устанавливают необходимое натяжение. На автомобиле КАМАЗ выключатель приборов и стартера коммутирует только цепь обмотки РВМ и цепь управления регулятора напряжения, где ток составляет доли ампера. Применение контактной пластины 1 значительно уменьшает эрозию основных контактных пластин 2. Прогиб при нажатии на правильно натянутый ремень должен находиться в диапазоне от 0,6 до 1 см.

Читайте так же:
Домкрат гидравлический бутылочный низкий

В крышке размещен блок выпрямителей и щеткодержатель. Подготовка к заряду на зарядной станции проводится в следующей последовательности: Наружным осмотром определяется состояние моноблока, крышки аккумуляторной батареи и полюсных выводов; Измеряется плотность электролита во всех аккумуляторах каждой батареи. С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора может достигнуть опасного для приемников значения, поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения, поддерживающим напряжение в бортовой сети автомобиля в заданных пределах. Напряжение на аккумуляторах медленно возрастает до 2,4 В, при котором начинается разложение воды и заметное на глаз газо-выделение.

ГО цена — от 3 руб. Генераторная установка представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой с протяжной вентиляцией.

Генератор переменного тока Г рис. Натяжение ремней производится перемещением генератора при помощи натяжной планки. Ошибочное подключение к корпусу положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя диодов генератора и регулятора напряжения. При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды. принцип работы генератора

Замена и ремонт генератора на КАМАЗ

  • набор инструментов, ключей, головок, воротков;
  • «краб» для проверки степени натяжения приводных ремней;
  • монтажная лопатка;
  • отвертка с плоским и крестообразным наконечником.

Пошаговая инструкция по замене источника напряжения:

  1. Фиксируем транспортное средство на ровной платформе.
  2. Выжимаем стояночный тормоз.
  3. Выключаем зажигание.
  4. Отключаем клеммы с аккумулятора.
  5. Опрокидываем кабину, стопорим ее фиксаторами.
  6. Отключаем «+» и «-» от генераторной установки.
  7. На 2 – 3 оборота выворачиваем стяжной болт кронштейна опоры.
  8. Опускаем ГУ вниз, выводим ремни приводных механизмов с канавок.
  9. Отворачиваем шпильки, выворачиваем стяжной болт.
  10. Извлекаем ГУ со штатного места.

Далее проводим комплексную профилактику оборудования, очищаем составные элементы от грязи, пыли, продуваем потоком сжатого воздуха, просушиваем.

Заменяем изношенные элементы новыми по мере необходимости и обнаружения дефектных. Генератор подлежит замене в сборе, если в его корпусе выявлены трещины, сколы, надломы.

Запрещено дальнейшее использование оборудования, если в нем имеются неисправности.

Как подключить

Схема подключения генератора КамАЗ Евро-2 и других моделей есть в руководстве пользователя.

Генераторная установка подключается следующим образом:

  1. К положительному выводу необходимо подключить аккумулятор и нагрузку.
  2. К отрицательному выводу генератора нужно подсоединить массу транспортного средства.
  3. Вывод «В» (на некоторых моделях — «Ш») следует подключить к выключателю приборов и стартера.
  4. Вывод «W» нужно подсоединить к тахометру и реле, которое блокирует систему стартера.
  5. Вывод «+D», который идет от дополнительных диодов, необходимо подсоединить к контрольной лампе.

Проверить правильность подключения (распиновку) проводов генератора КамАЗ можно следующим образом: сначала необходимо включить замок зажигания, а затем щупами вольтметра прикоснуться к контакту «В» (или «Ш»). Если все было сделано верно, прибор должен показать наличие напряжения в цепи.

Если привода были соединены неправильно, то может выйти из строя электронная система транспорта или сама генераторная установка.

Схема подключения

Установка ИТ своими руками:

  1. Фиксируем ГУ на опорные кронштейны, надеваем шпильку, пружинную шайбу.
  2. Укладываем ремни в канавки.
  3. Вкручиваем болты крепления, не затягиваем до упора.
  4. Выводим корпус ГУ вверх, затягиваем болты крепления планки.
  5. Стягиваем разрезную опору.
  6. Затягиваем крепежи генератора динамометрическим ключом с усилием 39.0 Нм.
  7. Проверяем величину прогиба ремня. Диапазон не должен превышать 15 – 20 мм.
  8. Подводим силовые кабели, проверяем подключение.
  9. Опускаем кабину.
  10. Надеваем клеммы АКБ.

Характерные особенности электрооборудования

Чтобы понять характерные особенности электрооборудования, свойственных для КамАЗ Евро 4, важно обратить внимание на подсистемы, включенные в общую систему:

  • пусковой механизм силового агрегата;
  • аварийная сигнализация, поворотники фонарей;
  • узел, отвечающий за отопление, система энергоснабжения, устройство, отвечающее за очистку стекла;
  • освещение в ТС;
  • головные осветительные приборы, включающие фары дальнего и ближнего света, противотуманная конструкция;
  • приборные элементы. Считается основополагающим узлом, в который включены устройства, приборы и датчики (тахометр, спидометр, датчик, контролирующий количество топлива). Также на щитке располагаются индикаторы света, начинающие работать при включении осветительных приборов, ручного тормоза и т. д.;
  • при наличии, противоугонка;
  • предохранительные блоки. Способны обеспечить надежную защиту от резких скачков напряжения. В механизм входят предохранители, контролирующие и отслеживающие функционирование основных узлов электрооборудования;
  • элементы управления, отвечающие за контроль и обеспечение нормальной работы автомобиля КамАЗ Евро 4;
  • аудиосистема (при наличии).


Схема звуковой сигнализации, стеклоочистки и отопления (кликабельно)
Чтобы КамАЗ Евро 4 работал в эффективном режиме, важно обеспечить удовлетворительное состояние проводки.

Принцип работы

В большинстве случаев такая проблема обусловлена пробоем в проводке.


Вал стальной, на его рифленой поверхности жестко, посредством прессовки, закреплены стальная втулка, полюсные наконечники и контактные кольца.


Заводят двигатель и проверяют работу новых ремней. Катушки закреплены в сердечнике статора текстолитовыми клиньями. Номинальное напряжение генератора Г составляет 28 В, а мощность — ВТ. И за годы выпуска на его базе в заводской программе были построены: Седельный тягач; Грузовик с удлиненной бортовой платформой; Семейство двухосных аналогов. Если за один прием довести плотность электролита до нормы не удается, корректировку следует повторить. Кроме того, причина может заключаться и в вышедшем из строя генераторе. Водитель шаланды в сердцах рассказывает нам о том, как владельцы этой машины, возящей металл и приносящей неплохой доход, стараются сэкономить на ремонте, раз за разом отсылая машину в рейс.

Ремонт и устройство генератора КАМАЗ, руководство

Закрепление генератора во время разборки КАМАЗ

Генератор Г273А на КАМАЗ, устройство, детали, запчасти: (рис. 10.2)
1, 22, 26 — гайки; 2, 11, 21, 25, 39 — шайбы пружинные; 3 — шкив; 4 — вентилятор в сборе; 5, 19 — втулки; 6 — шпонка сегментная; 7 — крышка со стороны привода; 8, 15 — шариковые подшипники; 9 — держатель сальника наружный; 10 — чашка опорная; 12,23, 24, 27, 28, 30, 31, 40 — винты; 13 — кольцо разрезное; 14 — ротор в сборе; 16 — статор в сборе; 17 — блок выпрямительный ВБ-1; 18 — болт контактный; 20, 38 — шайбы плоские; 29 — скоба; 32 — крышка подшипника; 33 — крышка со стороны контактных колец; 34 — щеткодержатель в оборе; 35, 36 — щетки; 37 — интегральное устройство Я120М; 41 — вал ротора

Читайте так же:
Как правильно разбавить краску для краскопульта

Отвернув гайку 22 контактного болта 18, снимают пружинную 21 и плоскую 20 шайбы и изоляционную втулку 19. Затем откручивают винты 23, 24 крепления выпрямительного блока 17, снимают винты, шайбы 25 и вынимают выпрямительный блок из крышки 33. Отвернув и сняв гайки 26 крепления клемм обмоток статора 16, снимают статор.
Затем генератор переустанавливают в тисках, расположив вал генератора горизонтально и закрепив его за шкив 3. Отвернув гайку 1 с пружинной шайбой 2 крепления шкива, спрессовывают шкив с помощью съемника, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимают вентилятор 4, втулку 5 и сегментную шпонку 6. Затем спрессовывают крышку 7 со стороны привода вместе с шариковым подшипником 8 вала ротора с помощью съемника (рис. 10.3). Используя резьбовые отверстия в крышке, снимают опорную чашку 10 (см. рис. 10.2) и разрезное кольцо 13. Отвернув винты 12, снимают пружинные шайбы 11 и наружный держатель 9 сальника. Затем с помощью съемника спрессовывают с ротора 14 задний подшипник 15 и выпрессовывают подшипник 8 передней крышки 7. Отвернув гайку крепления резистора, снимают винт с пружинной и плоской шайбами и резистор. Отвернув винт регулятора «зима—лето», снимают пружину.
Снятые составные части генератора промывают, обдувают сжатым воздухом и дефектуют.

Съемник крышки со стороны привода КАМАЗ

Съемник крышки со стороны привода (рис. 10.3)

Щеткодержатель в сборе бракуют при наличии сколов в гнездах под щетки и посадочных местах под клеммы, трещинах или обломах корпуса. Пружины заменяют, если усилие их сжатия до высоты 17,5 мм менее 1,8 Н (0,18 кгс). При наличии трещин, обломов щеток или их износе до высоты менее 7 мм щетки заменяют и притирают к контактным кольцам стеклянной шкуркой зернистостью 80. Оборванные провода (канатики) щеток от клемм припаивают. Неисправные интегральное устройство Я120М и резистор заменяют.
Шкив бракуют при наличии трещин, проходящих через отверстие, сколе кромок шкива размером более 2 мм, износе отверстия до диаметра более 17,02 мм, и износе канавки шкива под ремень, если размер, измеренный по контрольным роликам диаметром 14 мм, вложенным в канавку, менее 83,5 мм.
Статор в сборе не должен иметь:
— межвиткового замыкания обмотки (проверяется прибором для определения межвитковых замыканий Э-202 или другим);
— повреждения изоляции обмотки, межкатушечных соединений, не приводящих к замыканию (изоляция не должна иметь следов перегрева);
— обрыва цепи фазы (сопротивление фазы, измеренное омметром при 20 °С, должно быть 0,34. 0,36 Ом); замыкания обмотки статора на массу (проверяется контрольной лампой под напряжением 220. 550 В или омметром с подключением одного вывода омметра или контрольной лампы к сердечнику статора, а другого — к одному из выводов обмотки, отклонение стрелки омметра или загорание контрольной лампы указывает на наличие замыкания);
— обрыва фазного вывода (проверяется омметром, устраняется отматыванием одного-двух витков обмотки и установкой трубки и наконечника);
— обрыва нулевого вывода (проверяется омметром, устраняется заменой вывода); обрыва наконечника (устраняется заменой наконечника).
Ротор в сборе не должен иметь:
— межвиткового замыкания обмотки (проверяется прибором для определения межвитковых замыканий Э-202 или другим;
— сопротивление обмотки при 20 °С должно быть 3,7±0,2 Ом);
— замыкания обмотки на массу (проверяется омметром или прибором Э-202 путем измерения сопротивления между кольцом и массой; отклонение стрелки омметра или загорание контрольной лампы указывает на наличие замыкания);
— отпайки концов обмотки возбуждения от контактных колец или внутреннего обрыва (проверяется омметром, присоединенным к контактным кольцам; при отсутствии обрыва омметр должен показывать сопротивление 3,7±0,2 Ом; устраняется пайкой и пропиткой лаком МЛ-92);
— износа шейки вала под подшипник со стороны контактных колец до диаметра менее 14,94 мм, со стороны привода до диаметра менее 16,9 мм;
— износа шпоночного паза до ширины более 4,02 мм (дефект устраняется фрезерованием паза шириной 4 (-0,100; -0,055) мм в другом месте);
— погнутости вала (биение наружного диаметра, измеренное индикатором, относительно шеек вала, установленных в призмы, не должно превышать 0,1 мм; устраняется правкой);
— срыва или износа более трех ниток резьбы.
Крышку со стороны контактных колец в сборе бракуют при обломе кронштейна генератора, трещинах на перемычках между вентиляционными окнами, износе овального отверстия в кронштейне крепления до диаметра более 10,54 мм и отверстия под подшипник до диаметра более 35,02 мм.
Крышку со стороны привода в сборе бракуют при обломе кронштейна генератора, трещинах на перемычках между вентиляционными окнами и на боковой стороне крышки. Износ отверстия под подшипник до диаметра более 47,035 мм устраняется растачиванием до диаметра 50,0. 50,04 мм, установкой ремонтной втулки и растачиванием внутреннего отверстия втулки до диаметра 47(+0,027) мм.
Погнутость лопастей вентилятора устраняется правкой.
Выпрямительный блок бракуют при изломе плюсовой или минусовой шины и выходе из строя диодов выпрямительного блока.
При сборке генератора на регулировочный болт «зима — лето» надевают пружины и завертывают его. Установив резистор, вставляют в него винт с пружинной и плоской шайбами и затягивают гайку. В корпус щеткодержателя 34 (см. рис. 10.2) устанавливают интегральное устройство Я120М, соединительные клеммы, щеткодержатель в сборе со щетками и соединяют их винтами 40 с пружинными 39 и плоскими 38 шайбами.
С помощью оправки в переднюю крышку 7 запрессовывают подшипник 8, а на вал 41 ротора напрессовывают задний подшипник 15. Установив наружный держатель 9 сальника, вкручивают в переднюю крышку 7 винты 12 его крепления с пружинными шайбами 11. На вал 41 ротора устанавливают разрезное кольцо 13, опорную чашку 10 и запрессовывают ротор в сборе в переднюю крышку. В вал ротора запрессовывают сегментную шпонку 6, устанавливают втулку 5, вентилятор 4, шкив 3, плоскую и пружинную шайбы и закручивают гайку 1.
Установив клеммы обмоток статора на резьбовые выводы выпрямительного блока 17, закручивают гайки 26 с плоскими и пружинными шайбами. Крышку 32 подшипника закрепляют винтами 30 с пружинными шайбами. Установив выпрямительных блок 17 в крышку 33, закрепляют его винтами 24 с пружинными шайбами 25. Затем устанавливают изоляционную втулку 19, плоскую 20 и пружинную 21 шайбы и закручивают гайку 22 контактного болта 18. Установив крышку 33 со статором 16 и выпрямительным блоком 17, щеткодержатель 34 в сборе, закручивают винт фазной обмотки щеткодержателя. Установив клемму плюсового вывода и шайбу, закручивают гайку его крепления и затягивают винты 40 крепления щеткодержателя.
Собранный генератор испытывают на стенде, позволяющем измерять частоту вращения ротора, напряжение и токовую нагрузку, например, Э-240 (рис. 10.4). Перед проверкой генераторной установки Г273А с нее снимают интегральный регулятор напряжения Я120М и заменяют его пластиной из комплекта принадлежностей стенда. Генератор устанавливают на стенд и подключают согласно инструкции.

Читайте так же:
Дип 1000 технические характеристики

 Стенд модели Э-240 КАМАЗ

Стенд модели Э-240, устройство, детали, запчасти: (рис. 10.4)
1 — электродвигатель; 2 — выключатель; 3 — вариатор; 4 — натяжное устройство; 5 — реостат нагрузки; 6 — розетка для контроля изоляции; 7 — индикатор контроля изоляции; 8 — розетка для подключения датчика тахометра; 9 — переключатель напряжения; 10 — индикатор пределов измерения вольтметра; 11, 12 — клеммы для подключения проверяемого электрооборудования; 13 — переключатель вольтметра; 14 — вольтметр; 15 — розетка для измерения напряжения переменного тока; 16 — переключатель омметра-тахометра-силоизмерителя; 17 — ручка регулятора омметра; 18 — измерительный прибор омметр-тахометр-силоизмеритель; 19 — розетка омметра; 20 — переключатель модулей шестерен проверяемых стартеров; 21 — амперметр; 22 — переключатель изменения диапазонов измерения силы тока; 23 — индикатор «Перегрузка»; 24 — кнопка принудительного возбуждения генератора; 25 — кнопка «Пуск»; 26 — кнопка «Стоп»; 27 — индикатор «Сеть»; 28 — предохранитель; 29 — переключатель режимов работы стенда; 30 — переключатель; 31 — зажимное устройство; 32 — тормозное устройство; 33 — рукоятка управления вариатором; 34 — силовой блок питания; 35 — панель приборов; 36 — стойка; 37 — клемма для подключения стартера; 38 — основание

Переключатели стенда устанавливают в следующие положения:
9 —24 В;
30 — положение 5;
26 — положение 1;
22 — 30 А или 100 А;
29 — положение 2;
13 — положение 1;
20 — положение 1.
Для подготовки тахометра к проведению испытаний устанавливают переключатель 16 в положение для измерения частоты вращения. На гайку крепления шкива генератора надевают резиновую втулку из комплекта принадлежностей стенда и наносят на ее торце мелом одну или две риски по радиусу. При одной риске предел измерения тахометра составит 10 000 мин -1 , при двух — 5000 мин -1 . Прижав корпус датчика тахометра к основанию стенда так, чтобы присоски прочно удерживали его при работе стенда, придвигают датчик к резиновой втулке так, чтобы нижний его край находился на одном уровне с кромкой втулки на расстоянии 10. 15 мм от нее. Вилку разъема шнура датчика тахометра вставляют в гнездо 8 стенда и поворачивают рукоятку регулировочного реостата вправо до упора.
Стенд и электродвигатель включают нажатием кнопки 25 «Пуск», затем на 1. 2 с нажимают кнопку 24 принудительного возбуждения и плавно увеличивают частоту вращения генератора до появления в нем номинального напряжения, после чего снимают показания тахометра. При температуре 25±10 °С, номинальном напряжении 28 В и токе нагрузки 10 А частота вращения должна составлять не более 1550 мин -1 .
Затем одновременно увеличивают частоту вращения и ток нагрузки генератора так, чтобы напряжение не превышало 28 В. Ток нагрузки увеличивают переключателем 30 и реостатом 5 до значения 20 А. При этом частота вращения должна быть не более 2100 мин -1 . При значительном расхождении показаний тахометра и данных технической характеристики следует проверить обмотку статора на симметричность фаз. Для этого устанавливают переключатель 13 в положение 5 и подключают два проводника из комплекта принадлежностей к разъему 15, а затем поочередно к выводам А, В, С обмотки статора. Измерения проводят при токе нагрузки 20 А. Если напряжение между фазами одинаково, значит, обмотка статора исправна, а неисправность следует искать в обмотке возбуждения.
При проверке генератора Г273А совместно с интегральным регулятором напряжения Я120М переключатели стенда устанавливают в следующие положения:
16 — положение 3;
9 — 24 В;
22— 100 А;
29 — положение 4;
30 — 25 А;
13 — положение 1;
20 — положение 2 и устанавливают сопротивление R = 12 Ом из комплекта принадлежностей.
Включив стенд нажатием кнопки 25, увеличивают частоту вращения генератора до 2100 мин -1 и ток нагрузки до 20 А. При этом напряжение должно поддерживаться на уровне 28 В. Если при дальнейшем увеличении частоты вращения напряжение не стабилизируется и растет, значит, интегральный регулятор напряжения неисправен.

Читайте так же:
10 Ампер сколько киловатт при 380

Тахометр автомобиля Камаз

Большегрузные автомобили Камаз прошли долгий путь различных модификаций. Статья содержит информацию о тахометре автомобиля Камаз.

Автомобиль Камаз

Тахометр автомобиля Камаз

Также будет дана информация о возможных неисправностях этого прибора, способах его подключения.

Назначение

Тахометр на автомобиле Камаз выполняет все ту же функцию. С помощью него владелец получает информацию о количестве оборотов работающего силового агрегата. На моделях старого и нового образца, устанавливаются счетчики оборотов электронного типа. Такими приборами большегрузные машины стали оснащаться с 1985 года. Работа прибора осуществляется за счет поступающих электрических импульсов от генератора автомобиля.

Тахометр вид сзади Камаз

Такая схема используется по причине невозможности установки дополнительного датчика в коробку передач. Большие нагрузки, частая смена оборотов, торможение при помощи коробки под воздействием большой инерции, не могут обеспечить правильную эксплуатацию подобной схемы подключения, как у легковых автомобилей.

Неисправности

Не работает тахометр Камаза по нескольким причинам. Все они связаны с работой генератора. Симптомы и причины следующие:

  1. Скачет или не функционирует стрелка. Прыгает тахометр по причине плохого контакта импульсного провода, идущего от генератора. Полный отказ тахометра на Камазе происходит из-за обрыва или короткого замыкания проводки.
  2. Устройство выдает неправильные данные. Причиной может стать неправильная работа неисправного генератора, слабое натяжение ремня. Также возможно наличие слабого контакта в цепи подключения или периодический контакт клеммы «+» с «массой».
  3. Также проблема с работой устройства может возникнуть при перегорании диодного моста генератора.
  4. Частой причиной является выход из строя плавкого предохранителя генератора или счетчика оборотов. Особенно на старых машинах, этот предохранитель выходит из строя по причине замыкания проводки. Этот предохранитель находится в предохранительном блоке в ряду «F3», седьмой по счету. Защитное устройство счетчика оборотов находится в ряду «F4» под номером 5.

Предохранительный блок Камаз

Все эти симптомы требуют своевременной проверки.

Проверка

Основной проверкой является тест подачи импульсного напряжения на работающем двигателе. Для этого необходимо:

  1. Тестер перевести в режим замера постоянного напряжения.
  2. К клемме

Работающий генератор должен выдавать импульсные значения напряжения от 12 до 24 вольт.

Также проверку можно провести при помощи светодиодной лампочки. Ее анод (длинная ножка) подключается к клемме

(иногда обозначается как W) генератора, а катод к «массе». Лампочка должна мигать, если генератор выдает частотное напряжение.

Проверка тахометра мультиметром

Эти способом проверяется наличие импульсных сигналов, поступающих с самого электрического генератора. Для проверки работы самого прибора, нужно подать напряжения 12 вольт на клемму

. Напряжение подается прерывистыми касаниями. Стрелка должна отреагировать скачком. Если этого не происходит, прибор признается непригодным к эксплуатации.

Подключение

Подключить счетчик оборотов к генератору автомобиля Камаз достаточно просто. Для этого потребуется:

  1. Сам тахометр.
  2. Медный провод с плотной изоляцией, сечением не менее 4 мм.

Далее подключение проводится по следующей схеме:

  1. Демонтировать защитный кожух генератора.
  2. К клемме

Обозначение клемм на генераторе

На старых генераторах часто нет клеммы

(W). Для подключения придется демонтировать генератор, снять пыльник и найти 3 скрутки, соединяющие обмотку в цельную цепь. К любому из этих соединений можно подключить провод от клеммы

прибора. Важно, чтобы соединение провода было обеспеченно спайкой, а прокладка в самом генераторе не создала обрыва или замыкания по причине контакты с вращающимися элементами механизма.

Обозначение клемм на тахометре

Тахометры также оснащаются лампой подсветки прибора. Ее необходимо подключить к переключателю внешнего освещения.

Важно! На автомобилях старых моделей, клемма «+» от тахометра подается прямо на «+» контакт с наименьшей нагрузкой. В новых моделях это подключение значительно изменено. Контакт «+» соединяется непосредственно с этой же клеммой, только на спидометре. Таким образом осуществляется синхронное включение подсветки обоих приборов, а также питание из электрических приводов.

Схема подключения

Подключить таким образом можно аналоговые и цифровые устройства. Особое внимание стоит уделить «+» контакту. Его обязательно нужно подключать после предохранителя с номиналом не менее 10А. Это поможет защитить прибор при электрических перегрузках и коротком замыкании. Выше приведена схема подключения тахометра в электрическую цепь автомобиля Камаз.

Заключение

Подключить тахометр на Камаз можно самостоятельно. Главное соблюдать полярность и обеспечить хорошее контактное соединение. Если возникают какие-то трудности или непонимание, то лучше обратится к инструкции по эксплуатации оборудования и найти ответ на нужный вам вопрос.

Как проверить генератор мультиметром

Неисправность генератора автомобиля относится к классу критических, при которых дальнейшая эксплуатация автотранспортных средств не допускается. Для выполнения проверки работоспособности генератора можно использовать мультиметр.

генератор

Признаки отказа генератора

Признаками нештатной работы генератора автомобиля могут являться:

  • отсутствие индикации «аккумулятор» на приборной панели во время включения зажигания;
  • свечение лампочки «аккумулятор» после запуска двигателя;
  • периодическое моргание сигнального индикатора «аккумулятор» в процессе движения;
  • запах горелой электропроводки в районе генератора;
  • отказ запуска двигателя после стоянки.

Отсутствие заряда АКБ при неисправном генераторе приводит к проблемам с запуском двигателя. Более опасной является неисправность, связанная с превышением тока и напряжения заряда автомобильного аккумулятора. Многие автолюбители используют запуск двигателя от аккумулятора-донора, после чего отключают клеммы аккумулятора для переключения на зарядку собственного АКБ. В этот момент питание электрооборудования автомобиля осуществляется от генератора.

Если генератор неисправен, напряжение в бортовой сети может быть более 17 вольт, что приводит к пробою защитных стабилитронов в блоке управления двигателем. В таком случае требуется дорогой ремонт блока управления двигателем.

Причины и возможные последствия неисправности

Неработоспособность генератора возможна по следующим причинам:

  • неисправность регулятора напряжения («таблетки», «шоколадки» на сленге автолюбителей);
  • износ (разрушение) щеток;
  • замыкание возбуждающей обмотки (ротора);
  • пробой диодов (расположенных в подкове);
  • износ подшипников и втулок.

Неисправность регулятора напряжения обычно приводит к отсутствию заряда АКБ. В этом случае на приборной панели светится значок-индикатор «аккумулятор». Двигатель продолжает работать до тех пор, пока аккумуляторная батарея не разрядится до напряжения приблизительно 8 — 9 Вольт.

В светлое время дня заряда АКБ может хватить на 30 -50 километров пути при условии, что аккумулятор в момент возникновения неисправности был хорошо заряжен.

При пробое выходных каскадов регулятора напряжения может возникнуть неисправность, связанная с увеличением выходного напряжения генератора до 17 – 20 Вольт. При этом происходит перезаряд аккумуляторной батареи. Следствием перезаряда является процесс закипания электролита. Если под капотом появляются следы коррозии в области АКБ, необходимо выполнить проверку генератора.

Пробой диодного моста может произойти при случайной переполюсовке АКБ (установке клемм в неправильной полярности). Обычно диоды пробиваются попарно в одном плече. Неисправный диод имеет сопротивление близкое к нулю. Обмотка статора генератора в таком случае работает в режиме короткого замыкания, сильно нагревается.

Через несколько минут работы двигателя обмотки перегреваются, под капотом автомобиля появляется запах горелой электропроводки. Во избежание воспламенения двигатель необходимо заглушить, проверить генератор.

Износ щеток приводит к постепенному отказу генератора. Сначала во время движения начинает помаргивать лампочка индикатора заряда на приборной панели, затем она начинает светиться постоянно. Во многих моделях генератора щетки меняются совместно с регулятором напряжения.

Замыкание обмоток генератора может привести к значительному изменению выходных параметров, перегреванию устройства.

Последовательность первоначальной проверки

Первоначальный контроль работоспособности можно произвести без демонтажа генератора. Для этого устанавливаюм переключатель мультиметра на режим «постоянное напряжение 20В». Далее подключить черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный – к плюсовой. После этого необходимо запустить двигатель, дать выйти ему на режим стабильных холостых оборотов. Считаются нормальными показания мультиметра в пределах от 13,5 до 14,5 Вольт.

Первоначальный контроль работоспособности

Если мультиметр показывает значение меньше 12,8 Вольт, процесс заряда, либо не идет вообще, либо ток заряда крайне мал. Генератор работает в нештатном режиме. При напряжении больше 14,8 Вольт идет перезаряд аккумуляторной батареи. Это может привести к закипанию электролита, увеличению концентрации кислоты, разрушению пластин АКБ.

Чтобы проконтролировать напряжение на выходе генератора, необходимо в разрыв цепи от клеммы 30 на генераторе (место контакта с толстым проводом, ведущим к положительной клемме аккумулятора либо стартеру) включить автомобильную лампу.

напряжение на выходе генератора

Далее подключить мультиметр в режиме «=20V» красным щупом к контакту 30 генератора, черным — к зачищенному контакту на двигателе или кузове. Завести двигатель. Показания на мультиметре не должны быть более 15,5 Вольт при любом нажатии на педаль акселератора. В противном случае дальнейшая эксплуатация генератора опасна для электрооборудования автомобиля.

При проверке следует оценить степень натяжения ремня генератора. По упрощенной методике это можно сделать, надавливая на ремень пальцем.

оценить степень натяжения ремня генератора

Величина прогиба должна находиться в пределах 0,5 – 1 сантиметр. Одновременно следует проверить степень износа ремня.
Для определения причин нештатной работы генератора, выполнения ремонтных работ требуется демонтаж генератора.

Проверка узлов генератора

Проверку начинают с контроля работоспособности регулятора напряжения. Для этого регулятор демонтируют из генератора и создают простейшую электрическую схему.

с контроля работоспособности регулятора

В качестве лампы накаливания используют любую лампочку салона автомобиля. При исправном регуляторе напряжения 3 лампа 6 должна светиться не на полную мощность. При подключении параллельно лампе (щеткам) мультиметра, его показания должны быть от 5,0 до 10,0 Вольт. Если показания мультиметра выходят за эти пределы, регулятор необходимо менять. Конструкция некоторых моделей генераторов предусматривает возможность замены регулятора без демонтажа устройства.

Долее проверяют возбуждающую обмотку генератора на пробой. Для этого мультиметр устанавливают в режим измерения сопротивлений на предел 200 килоОм. Щупы подключают: черный – к ламели коллектора, красный – к металлической части якоря. Сопротивление должно быть более 100 килоОм или выше верхнего предела измерений, как показано на фотографии.

проверяют возбуждающую обмотку

Сопротивление между ламелями (обмотки ротора) обычно составляет 0,5 – 2 Ома.

Проверку статора начинают с контроля обмоток на пробой. Для этого красный щуп мультиметра подключают к металлической части статора, черный – последовательно к обмоткам.

Проверку статора

Сопротивление должно находиться выше верхнего предела измерений. Затем выполняют измерение сопротивлений между контактами обмоток. Они должны отличаться не более, чем 5%. Предел измерений мультиметра устанавливают 200 Ом.

 измерение сопротивлений между контактами

Если обмотка имеет электрический пробой, короткое замыкание витков или обрыв, она подлежит замене. Есть мастерские, которые выполняют перемотку статоров и роторов.

Для контроля исправности диодного моста режим измерения мультиметра переводят проверку «диод». Затем последовательно «прозванивают» диоды (их количество на подкове обычно 9) в прямом и обратном включении. В прямом направлении (черный щуп к катоду) сопротивление составляет 550 — 700 Ом, при обратном включении – больше максимального предела измерений.

контроль исправности

контроля исправности

При пробое диодов, сопротивление во всех направлениях будет практически нулевым. Такой диод следует менять. Трудность замены диода заключается в том, что диоды в генераторах не паяются, а привариваются точечной сваркой для обеспечения надежного контакта при разных температурных режимах.

Генератор автомобиля является значимой частью электрооборудования автомобиля. При первом проявлении признаков неработоспособности необходимо произвести его проверку с помощью мультиметра.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector