Tehnik-ast.ru

Электро Техник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гелевый или кислотный аккумулятор? Плюсы и минусы

Гелевый или кислотный аккумулятор? Плюсы и минусы

Гелевый или кислотный аккумулятор?

Известность гелевых аккумуляторов пока не широка в нашей стране. Для западных просторов и США этот вид батарей используется наравне с аналогами на жидком электролите. Производители оборудования на гелеобразном электролите гарантируют его срок службы от 12 до 14 лет, причем указывают на многие другие преимущества. Следует разобраться, в чем именно заключаются эти плюсы, есть ли у батареи недостатки, что соответствует действительности. Для этого целесообразно провести сравнительный анализ АКБ на основе жидкого электролита с гелевым аналогом.

Свинцово-кислотный аккумулятор

Строение данного типа аккумуляторов простое. В корпус из пластика помещаются 6 отдельных изолированных банок. В их полость вносятся поочередно расположенные пластины электродов с разделением диэлектрическими слоями, чтобы не происходило короткого замыкания при возможном соприкосновении. Вся полость заполняется жидкостью, а именно раствором 35% серной кислоты в дистилляте.

В процессе зарядки происходит накапливание электролитом заряда, наблюдается характерное кипение жидкости, свидетельствующее о готовности к эксплуатации в автомобиле. При потреблении электричества от такого АКБ с поверхности свинцовых пластин вырываются атомы этого элемента, серная кислота расщепляется на гидроксильную группу и остальное соединение, образующее со свинцом соли. Последние оседают на противоположно заряженных электродах, принося им заряд.

В процессе многократной зарядки-разрядки количество содержащейся воды в растворе уменьшается, приводя к потере электролитом плотности. Это вызывает падение напряжения на клеммах. Самое важное при зарядке – это не допускать перегрузки высокими токами и напряжением. Такие скачки губительно сказываются на устройстве. С течением времени практически никаких новшеств для батарей данного типа придумано и введено не было. Они успешно продолжают эксплуатироваться на сотнях отечественных транспортных средств.

Плюсы

Среди главных преимуществ, которые присущи кислотно-свинцовому типу аккумулятором, многие специалисты выделяют следующие:

  • Допускается зарядка на повышенных показателях напряжения и силы тока;
  • При наличии в процессе зарядки средних перезарядов, отличаются стойкостью;
  • Для необслуживаемых АКБ данного типа на протяжении всего эксплуатационного периода почти не требуется уход;
  • Наличие множества типов, видов, производителей, что обеспечивает высокую конкуренцию и невысокую стоимость оборудования;
  • Срок службы умеренный и в некоторых вариантах, при хорошем уходе, достигает 5 лет;
  • Сравнительно невысокая стоимость. Для большинства батарей цена колеблется в пределах от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб., а брендовые аналоги стоят от 5 тыс. руб. до 6 тыс. руб.

Минусы

Несмотря на невысокую стоимость и хороший срок эксплуатации свинцово-кислотные аккумуляторы обладают следующими недостатками:

  • Хранение или использование оборудования в салоне категорически запрещается. Даже в надежных и дорогих моделях не исключается испарение электролита. Раствор пожароопасный, может пагубно сказаться на здоровье водителя и его пассажиров при контакте с испарениями;
  • Изменение положения из строго вертикального может вывести из строя прибор, существует риск того, что соприкоснуться электроды, случится короткое замыкание, из строя выйдет та банка, в которой это произошло;
  • При начале процесса осыпания пластин в банках происходит короткое замыкание и выход из строя;
  • Может ухудшиться зарядка из-за окисления клемм. Такой процесс возможен за счет выкипания электролита;
  • Если своевременно не отключить и длительное время подавать заряд на готовую к использованию батарею, есть большой риск взрыва;
  • В морозы при наличии глубокого разряда, падения плотности электролита, сильного разбавления дистиллятом жидкости в банках, раствор может замерзнуть;
  • Плотность электролита необходимо регулярно контролировать;
  • В обслуживаемых батареях контролю подвергается уровень электролита;
  • Менее популярные марки и производители гарантируют всего 2-3 года непрерывной работы батареи.

Гелевый аккумулятор

Гелевый аккумулятор

За счет внесения в электролит соединений кремния конструкторы добились гелеобразного состояния. От привычных свинцово-кислотных устройств данное оборудование принципом работы не отличается. В отличие от жидких аналогов, гель удерживает большинство газов и воды внутри, что предотвращает испарение в большей мере и позволяет сделать прибор необслуживаемым.

Если сравнивать нагрузочные характеристики обычных батарей с показателями АКБ с заглушенным электролитом, то у жидких аналогов они несколько лучше. Из-за повышенного внутреннего сопротивления гелеобразной массы становится более сложным снятие высоких токов. Также худшая работа наблюдается при коротких режимах с высокими токами. Отличаются большей чувствительностью к температурному режиму среды, которая окружает гелевый аккумулятор. Поэтому они не способны обеспечить стабильное зарядное напряжение.

Читайте так же:
Гидравлический пресс своими руками из домкрата видео

По всем этим причинам для батареи на гелеобразном электролите требуется особое зарядное устройство, отличающееся от классического, которое должно обеспечивать нестабильность заряда не ниже 1% разноса от подаваемого значения в любую сторону. Это позволит предотвратить большое газоотделение в электролите. В аккумуляторах GEL типа наблюдается более высокая устойчивость к глубоким разрядам. Причем отсутствует потребность в произведении при нормальных условиях эксплуатации обслуживания. При нарушении любого из правил процесс старения батареи запускается невозвратимо и стремительно.

Для использования в качестве автомобильного АКБ гелевых батарей требуется соблюдать в установке электрооборудования высокие требования. Причиной этого считается чувствительность к низкой температуре и резкое снижение из-за нее пускового тока.

В батареях типа AGM используется технология как в свинцово-кислотных, поскольку электролитическая жидкость в таком состоянии и находится. Гелеобразная консистенция достигается за счет введения между электродами специального стекловолокна, удерживающего с помощью капиллярных явлений нужный уровень жидкости. Именно эта особенность существенно отличается такие АКБ от кислотных.

Дозирование электролита производится с возможностью наличия определенного количества свободных пор стекловолокна. Такой подход обеспечивает возможность активной газовой циркуляции и рециркуляции. Это позволяет сделать такие аккумуляторы необслуживаемыми. Не менее важным преимуществом гелесодержащего АКБ считается высокая устойчивость к вибрациям, изменению в пространстве положения. За счет более высокой стойкости к температурным перепадам и связанному состоянию электролита, гелевые батареи считаются более безопасными в процессе эксплуатации.

Плюсы

Главные преимущества данных батарей заключаются в:

  • Увеличение срока службы до 10 лет, а для некоторых брендовых экземпляров этот показатель достигает 14 лет;
  • Если случается повреждение корпуса, то протекания электролита не будет, он полностью удерживается капиллярными явлениями в стекловолокне или из-за гелевой структуры состава;
  • Опрокидывания, вибрации, переворачивания не боится;
  • В обслуживании не нуждается;
  • Процесс зарядки осуществляется более быстро, чем у аналогов на жидком электролите;
  • По сравнению со стандартными кислотными аккумуляторами, может выдавать до 1 кА ток запуска, в редких случаях превышает аналогичные показатели обычной кислотной батареи в 2-2,5 раза;
  • Отличается повышенной устойчивостью к высоким разрядам;
  • Нет необходимости постоянного использования, в режиме «ожидания» без потери вольтамперных характеристик может находиться даже год.

Не стоит забывать, что в силу недостаточной информированности, отсутствия в свободной продаже специальных зарядных устройств и отличии техники нашей страны для отечественного применения имеются некоторые недостатки. В большинстве случаев они просто исправляются или решаются.

Минусы

Самыми распространенными недостатками аккумуляторов на гелевом электролите считаются:

  • Показатели индикаторов должны мониториться постоянно;
  • В автомобиле для корректной и эффективной работы прибора необходимо наличие сложной электроники;
  • Отличается чувствительностью к очень низким температурам, при снижении до – 50 °С структура геля переходит в полузамерзшую ломкую консистенцию;
  • Стоимость гораздо выше, чем свинцово-кислотных аналогов, что порой доходит до 18 тыс. руб. за единицу;
  • Высокая чувствительность к токам с высоким напряжением (более 15 В), что может повредить структуру электролита и привести к быстрому угасанию батареи.

Выводы

Выбор аккумулятора остается за водителем. Только он способен адекватно оценить наличие в своем автомобиле нужной электроники, возможность эксплуатации надлежащим образом, способность обеспечения нужного зарядного устройства и вообще актуальность установки гелевого АКБ. Более предпочтительным остается свинцово-кислотный аккумулятор, который демонстрировал свою надежность отечественным автолюбителям уже не одно десятилетие.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

Плюсы и минусы гелевого аккумулятора

Все автолюбители прекрасно понимают назначение аккумулятора, но далеко не все понимают принцип его работы и какими же они бывают. Итак, рассмотрим принципиальную схему устройства любой аккумуляторной батареи для автомобиля.

Правильная замена АКБ в автомобиле — половина успеха

Аккумулятор, каким мы его привыкли видеть — это пластиковая герметичная коробка, которая обеспечивает целостность устройства. Внутри неё расположены пластины-электроды, изготовленные из свинца или его особых сплавов. Вся эта система залита жидким электролитом — водным раствором сильной кислоты. В результате химической реакции между электродом и электролитом образуется электрический ток, жизненно необходимый для функционирования автомобиля. При подаче внешнего электрического напряжения на клеммы пластин происходит процесс восстановления батареей первоначальных свойств, то есть её зарядка.

Читайте так же:
Как выкрутить сорвавшийся болт

Итак, почему же описываемое устройство называется именно гелевый аккумулятор? Всё очень просто — в отличие от обычной автомобильной АКБ раствор кислоты имеет консистенцию желе, иными словами, геля. Гелевые аккумуляторы — это не требующие обслуживания батареи, изготовленные по двум технологиям:

  • GEL — Gel Electrolite. В раствор кислоты добавлена двуокись кремния, которая вызывает загустение.
  • AGM — Absorptive Glass Mat. В переводе на русский «поглощающее стекловолокно». В качестве электролита используется привычный раствор серной кислоты, чаще всего. Но пространство между электродами заполнено материалом-сепаратором, изготовленным из микроскопического стекловолокна. Это волокно удерживает в себе кислоту и не даёт ей растекаться. В итоге получается гелеподобная единая масса.

Замер заряда гелевого аккумулятора в автомобиле

Итак, почему же такой тип батарей называют также необслуживаемыми? Дело в том, что приезжая на плановый технический осмотр на машине, оснащённой обычной АКБ, её каждый раз проверяют на предмет плотности электролита. Как правило, каждый раз в устройство заливают некоторое количество дистиллированной воды. Гелевый аккумулятор не требует долива для сохранения необходимой плотности электролита. К тому же даже при повреждениях пластикового корпуса он никогда не протекает по причине более плотной консистенции электролита.

Видео о том, какие разновидности аккумуляторов существуют и как их выбрать:

Теперь вы знаете о том, что гелевые аккумуляторы бывают нескольких типов. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Аккумуляторы технологии AGM

Главная их особенность — чуть ли не стопроцентная рекомбинация газов. В отличие от обычного аккумулятора, продукты химических реакций (водород, кислород) между электродами и электролитами не выбрасываются во внешнюю среду, а «прячутся» в порах стекловолокна. Эти газы при подзарядке батареи вновь становятся частью электролита, тем самым позволяя намного дольше сохранять изначальную энергоёмкость батареи. Гарантированный жизненный срок такого аккумулятора составляет 400 циклов полной разрядки — зарядки. Причём это минимальный показатель. К тому же такое устройство очень медленно разряжается в неподключенном виде — за год примерно на 20% энергоёмкости.

Один из аккумуляторов технологии AGM

Аккумуляторы технологии GEL

В отличие от вышеописанного типа этот обладает чуть меньшей степенью рекомбинации газов. И это, пожалуй, единственное, что делает его хуже. Аккумулятор такого типа гарантированно выдерживает в 2 раза больше циклов разрядки — зарядки и не требует подзарядки сразу же после глубокого израсходования накопленной энергии. Для таких моделей типичен гарантированный срок службы 10 лет.

Популярный аккумулятор технологии GEL

Нужен ли такой аккумулятор именно вам?

Итак, стоит заметить существенный минус такого типа устройств. Их можно применять лишь в автомобилях с очень точным механизмом заряда. Идеально работающее реле-регулятор как в отечественных, так и в зарубежных автомобилях поддерживает напряжение в пределах 13–16 вольт, а для подзарядки этого аккумулятора напряжение выше 14,4 вольта губительно. Гель просто тает и обратного процесса не получится добиться. К тому же сильный мороз также недопустим, потому что гель застывает, теряя свои характеристики и сразу же становясь в 2 раза менее мощным.

Устанавливаем новый гелевый аккумулятор в авто

Подведём итоги

Плюсы гелевого аккумулятора:

  • не требует обслуживания;
  • работает в любом положении, хоть на боку, благодаря состоянию электролита;
  • не протекает даже при повреждении корпуса;
  • огромный срок службы при исправной электронике;
  • высокий пусковой ток.

Минусы гелевого аккумулятора:

  • не выдерживают перезаряда, нужно следить за индикатором;
  • не переносит сильных морозов;
  • высокая стоимость;
  • требует «навороченной» электроники в автомобиле.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что это хороший вариант для системы аварийного энергоснабжения, но никак не для автомобиля. Обладая множеством преимуществ, этот тип с трудом сможет выдержать наш климат и наверняка раньше положенного срока придёт в негодность. Но, если вы, к примеру, счастливый обладатель шикарной аудиосистемы, этот аккумулятор как нельзя лучше сможет удовлетворить вашим энергопотребностям.

Автомобильные гелевые аккумуляторы — плюсы и минусы технологии

Автомобильный аккумулятор – это одна из составляющих электронной начинки, в отсутствии которой, авто превращается в бесполезную груду металла. От его работы зависит комфортабельность, безопасность, функционирование электронной системы авто. Если АКБ отсутствует, то машину попросту будет невозможно завести.

Поэтому, автовладельцы должны выбирать качественный аккумулятор, который не подведет в экстренной ситуации и будет исправно работать не один год.

Важным моментом при выборе АКБ, является совместимость его характеристик с потребностями транспортного средства, если не обращать на данный факт внимания, то эксплуатация АКБ, не подходящего по техническим характеристикам, может привести к неполадкам или поломке автомобиля, что чревато дорогостоящим ремонтом.

Читайте так же:
Какие величины определяют потенциальную энергию растянутой пружины

Что представляет собой Gel — батареи?

фото1

На протяжении десятков лет, все автомобили оснащались кислотными аккумуляторами, не по тому, что это лучший вид источника питания, а из-за отсутствия альтернативы. Такая альтернатива была создана ни так давно, с изобретением нового вида автомобильных батарей – гелевых аккумуляторов.

В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой эта техническая новинка, раскроем все «за» и «против», а также сравним гелевый и кислотный аккумулятор по техническим характеристикам.Прежде, чем рассматривать данное устройство, необходимо понять, что оно представляет собой.

Гелевый аккумулятор – это элемент питания, в котором раствор кислоты представлен в виде геля. Такая кислотная консистенция лучше заряжает активные элементы и проводит ток, чем аналогичные АКБ, наполненные кислотным раствором.

Гелевая батарея на порядок лучше принимает на себя заряд от генератора или зарядки, и также эффективно отдает его электронным приборам автомобиля. Такая характеристика в разы повышает срок службы данного устройства.

По номинальному рабочему напряжению выпускаются следующие модели:

  • 24 V – для тяжелых грузовых авто и спецтехники.
  • 12 V – для легковых авто, мотоциклов, квадрациклов, снегоходов, катеров и т.д.
  • 6 V – для мопедов, скутеров, багги и другой легкой техники.

Емкость таких элементов питания варьируется от 12 до 200 Ач (ампер-часов). Стоит отметить, что при полной разрядки такого устройства, восстановление (полная зарядка) проходит без потери емкости АКБ.

Зачастую гелевыми называют две основные технологии:

фото2

  • GEL – в его основе используется технология, в основе которой лежит заполнение межпластинчатого пространства специальным силикагелем, который становится твердым и пористым. Именно в порах такого вещества содержится гелевый электролит, способный выдерживать более 800 зарядок (подзарядок) без потери номинальной емкости батареи. В таких АКБ не существует проблемы осыпания, что значительно увеличивает срок их эксплуатации.
  • AGM – при изготовлении подобных батарей используется технология, которая позволяет заполнить межпластиночное пространство частицами стекловолокна, между которыми находится электролит. Такая технология позволяет удержать электролит, не допуская его растекания, поэтому батарею можно эксплуатировать в любом положении: на боку или вверх дном. AMG аккумулятор способен выдержать до 200 циклов зарядки (подзарядки) при полной разрядке, без потери мощности.

На самом деле называть AGM аккумуляторы гелевыми некорректно, электролит в них не находится в виде геля. поэтому в данной статье мы рассмотрим только GEL технологию.

Устройство и характеристики

Все, выполненные по технологии GEL, батареи имеют одни и те же конструктивные элементы:

  • Свинцовая решетка, изготовленная по технологии высокой очистки.
  • Уникальная внутренняя конструкция свинцовых пластин.
  • Цельнолитые элементы соединительного типа.
  • Защищенные от коррозии клеммы.
  • Герметичные клапаны, с функцией самоуплотнения.
  • Полная герметичность АКБ.
  • Ударопрочный корпус АКБ, изготовленный из полипропилена.

Внимание! Для аккумуляторов гелевого типа не нужна проверка на предмет плотности электролита, а также долив дистиллированной воды, так как их консистенция не теряется со временем, даже если корпус имеет механические повреждения (трещины, сколы и т.д.).

Плюсы и минусы

Гелевые аккумуляторные батареи можно эксплуатировать только в системах, которые имеют высокоточный цикл зарядки (подзарядки). В автомобилях, генератор выдает тактовую частоту подзарядки от 12 до 16 вольт, поэтому прежде, чем приобретать такую батарею, узнайте – какое напряжение исходит от генератора вашего транспорта.

На гелевый аккумулятор нельзя подавать напряжение более 14,4 вольт – это приведет к разрушению геля, и восстановить его будет уже невозможно.

фото3

Сильный мороз – это еще один «враг» желеобразного электролита, который может загустеть, а после оттаивания потеряет свою номинальную мощность. Восстановление, также как и в случае с высоким напряжением заряда, практически невозможно.

Установка такой АКБ на транспортные средства, имеющие дополнительное электронное оборудование (мощные акустические системы, телевизоры, холодильники и т.д.), просто идеальна, так как она способна питать их, не снижая мощности, подаваемой на основную электронику авто.

Важно! внимательно изучите документацию своей машины, если у гелевого аккумулятора показатели (один из показателей) ниже тех, что заявлены в документации – устанавливать такую батарею не рекомендуется. В случае, если показатели больше – эксплуатация разрешается. Не нарушьте данное правило, его несоблюдение может привести к поломке авто.

Преимущества

  1. Длительный срок эксплуатации (в пределах 10-12 лет).
  2. Механическое повреждение корпуса не влияет на его работоспособность.
  3. Гелеобразная консистенция электролита позволяет эксплуатировать батарею в любом положении.
  4. Отсутствует выделение паров электролита.
  5. Не требует технического обслуживания.
  6. Малая потеря емкости при простое батареи (в пределах 20% за 12 месяцев).
  7. Очень большое количество циклов «разряд-заряд».
  8. Нет необходимости заряжать АКБ при глубоком разряде.
Читайте так же:
Как подключить двух клавиши переключатель света

Недостатки

  • Подходит не всем авто, а только тем, которые имеют высокоточное номинальное напряжение генератора, варьирующееся в диапазоне от 12 до 14,4 вольт.
  • Гелевый аккумулятор дороже стоит (по сравнению с обычными кислотными аккумуляторами, цена выше более чем в 4 раза).
  • Невозможно эксплуатировать в суровых климатических условиях при очень низкой температуре.
  • Он очень чувствителен к коротким замыканиям, которые могут сильно повлиять на его работоспособность.

Какой выбор будет лучшим для автомобиля?

фото4

И всё — таки, гелевый или кислотный? Выше мы рассмотрели положительные характеристики гелевых АКБ, а что насчет кислотных, какие у них плюсы?

Преимущества кислотных АКБ в следующем:

  • Очень просты в обслуживании.
  • Не требуют высокоточной зарядки.
  • Устойчивы к перезарядам и неполным зарядам.
  • Срок службы около 5-7 лет, что вполне устраивает большинство автовладельцев.
  • Низкая стоимость (по сравнению с гелевым АКБ).

Исходя из этого, становится понятно, как отличить гелевый аккумулятор от кислотного. Из преимуществ технологии GEL можно отметить – устойчивость к глубоким разрядам, меньшую потерю емкости во время простоя, а также немного больший срок эксплуатации.

Важно! Перед покупкой и установкой такого аккумулятора, обязательно проконсультируйтесь с мастером технического сервиса вашего авто, который определит: подходит данный тип АКБ к вашему авто или нет (учитывая дополнительную электронику).

Если вы имеете автомобиль отечественного производства, тем более старый, то не стоит приобретать гелевый АКБ, так как данное решение будет нецелесообразным. В отечественных авто, производства 90х годов и ранее, генератор выдает напряжение от 12 до 20 вольт, что в короткий срок погубит гелевую батарею, которая стоит немалых денег.

Владельцам иномарок, у которых нет проблем с номинальным напряжением генератора, можно обратить свое внимание на данный тип батарей, но при условии, что в регионе, где будет эксплуатироваться авто, нет экстремально низких температур (ниже -30 градусов Цельсия).

Срок службы

Производители таких устройств обещают срок эксплуатации в пределах 10-12 лет, однако на деле он может быть выше или, наоборот – ниже, все зависит от условий его эксплуатации.

Эксплуатировать такой АКБ можно 10 и более лет , если соблюдать ряд следующих правил:

  1. Хранить его в сухом помещении, при температуре от -35 до +50 градусов по Цельсию, при этом срок хранения не должен превышать полугода.
  2. Не допускать глубоких разрядов АКБ в процессе эксплуатации. Хотя производитель и уверяет потребителей, что при полной разрядке не теряется номинальная емкость батареи, лучше не допускать таких ситуаций.

Сокращают срок службы утройств следующие факторы:

фото5

  1. Превышение времени заряда, которое установлено производителем.
  2. Недостаточный заряд аккумулятора (меньше той мощности, которую указал производитель).
  3. Эксплуатация АКБ при температурном режиме выше или ниже установленной нормы (от -35 до +50 градусов). Это ведет к тому, что электромагнитная активность электролита может возрасти или упасть, что негативно сказывается на внутренних пластинах батареи.

Стоит обратить свое внимание и на процесс зарядки. Существует несколько правил, которые нужно выполнять, а именно:

  1. Напряжение не должно превышать 14,4 вольт.
  2. Сила тока при заряде не должна превышать 10% от номинальной емкости АКБ (например, если аккумулятор имеет емкость 80 ампер, то на зарядном устройстве необходимо выставить цикл заряда в 8 ампер).
  3. Время полной зарядки АКБ не должно превышать 12 часов.
  4. Гелевые аккумуляторы имеют возможность подзарядки с целью сохранения энергии. Такой способ рекомендуется для периодической подзарядки батареи (как его производить читайте в инструкции к АКБ).

Полезное видео

Просмотрите подробный видеоролик об особенностях GEL аккумуляторов.

Заключение

Таким образом, гелевый аккумулятор будет элементом электропитания вашего авто, обеспечив корректную работу не только основных систем, но и дополнительной электроники, не предусмотренной заводом-изготовителем. Такая батарея сэкономит вам время на ее техническом обслуживании и позволит забыть о ее замене, как минимум на 10 лет. Перед покупкой, внимательно изучите данную статью и определитесь – нужен вам такой АКБ или стоит отдать предпочтение проверенному щелочному варианту.

Читайте так же:
Коронка по металлу 125 мм

В чём разница между гелевыми и AGM-аккумуляторами

Буквально 20 лет назад российские автолюбители знали только один тип аккумуляторов — свинцово-кислотные. Современный водитель выбирает из нескольких типов, среди которых АГМ-аккумуляторы и гелевые аккумуляторы. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать принцип их работы, особенности технологий, плюсы и минусы.

Аккумуляторы для авто AGM и GEL относятся к высокой ценовой категории, что несколько тормозит их распространение. Но всё больше водителей понимают, что их цена полностью оправдывается более длительным сроком службы и высокими характеристиками. Попробуем разобраться, в чём их положительные и отрицательные стороны.

Особенности AGM-аккумуляторов

Суть технологии:
Технология AGM (Absorbent Glass Mat) была создана американскими инженерами ещё в начале 1970-х годов. Она предполагает, что электролит в аккумуляторе находится в связанном состоянии, он впитан в стекловолоконную матрицу. При этом микропоры стекловолокна заполнены не полностью — свободное место используется для рекомбинации газов.

Конструкция аккумуляторов АГМ:
Каждый АГМ-аккумулятор содержит пакеты положительных и отрицательных пластин, разделённых стекловолоконным сепаратором. В каждом пакете пластины соединяются между собой общим токоотводом, а сами пакеты установлены в корпус из непрозрачного ударопрочного полипропилена.

Крышка надёжно герметизируется, места токовыводов изолируются. Для залива электролита используют технологические отверстия в крышке, на которые устанавливают клапаны избыточного давления.

AGM-аккумуляторы для авто изготавливаются по плоской или спиральной технологии. Спиральная технология за счёт большего поверхностного контакта даёт большие токи и быструю зарядку, а плоская увеличивает удельную ёмкость аккумуляторов. Обе технологии перспективны и активно развиваются в настоящее время.

Особенности гелевых аккумуляторов

Суть технологии:
Технология производства гелевых аккумуляторов основана на добавлении в жидкий электролит вещества на основе двуокиси кремния (SiO2). Это меняет агрегатное состояние электролита, превращая его в гель.

Конструкция гелевых аккумуляторов:
Устройство аккумулятора GEL схоже с обычным свинцово-кислотным аккумулятором типа WET. Разница в том, что гелевый аккумулятор полностью герметичен, ибо газовыделение происходит в порах геля. Здесь также присутствуют два комплекта свинцовых пластин — положительных и отрицательных, установленных в ударопрочный пластиковый корпус.

Аккумуляторы GEL, как и AGM, изготавливаются по рулонной или плоской технологии.

Отличия двух технологий

Для начала отметим плюсы и минусы обеих технологий, общие для GEL и AGM. К плюсам относят:

  • высокий срок службы (до 10 лет) и большое количество циклов заряда/разряда;
  • низкое внутреннее сопротивление и высокий КПД;
  • лёгкость в монтаже и полную безопасность при наклоне/переворачивании АКБ;
  • отсутствие необходимости в обслуживании аккумулятора;
  • высокий пусковой ток;
  • устойчивость к глубокому разряду;
  • низкий саморазряд (не более 15–20% в год).

Минусы у этих технологий тоже есть:

  • высокая цена;
  • потребность в специальном зарядном устройстве;
  • нестабильная работа в сильные морозы.

Так что всё-таки выбрать: АГМ или GEL-аккумулятор? Рассмотрим разницу, чтобы сделать правильный выбор:

Цена: АГМ-аккумуляторы дешевле, чем гелевые, примерно на 10–20%.
Количество циклов заряда/разряда: у гелевых аккумуляторов оно выше на 35–40%.
Скорость зарядки: АГМ-аккумуляторы заряжаются примерно за 6–8 часов, а гелевые — за 8–10.
Пусковой ток: у АГМ-аккумуляторов он выше, чем у гелевых.
Чувствительность к глубокому разряду: гелевые аккумуляторы нечувствительны к нему, а у AGM разряд до 30% негативно сказывается на сроке службы.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что гелевые и AGM-аккумуляторы во многом схожи по своим параметрам. Но в силу разных конструктивных особенностей гелевые аккумуляторы на автотранспорте применяются реже, чем AGM. Их сфера применения — это водная техника, снегоходы и квадроциклы, сельскохозяйственный транспорт. AGM же широко используются на легковых и грузовых автомобилях, в том числе и на тех, у кого большое число потребителей энергии.

Современный водитель выбирает из нескольких типов АКБ, среди которых АГМ-аккумуляторы и гелевые аккумуляторы, и должен знать их плюсы и минусы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector